Истихара (араб. إستخارة) — испрашивание у Всевышнего благословения и наставления на угодный Ему путь посредством совершения [добровольной] молитвы (нафль) и произнесения определенной мольбы (ду‘а).
По мнению большинства ученых-богословов, Истихара относится к категории желательных действий (сунна).
Истихара занимает высокое положение перед Всевышним ввиду того, что она является проявлением набожности и покорности перед Его волей и желанием.
Когда следует совершать Истихару?
Всякий раз, когда возникает намерение совершить какое-либо важное дело [не относящееся к категории обязательных (ваджиб) или желательных (мустахаб)], но нет полной уверенности в благодатности и успешности его исхода [как в отношении мирской жизни, так и потусторонней], либо когда нужно принять важное решение, а в душе при этом имеются смятения и одолевающие сомнения, например, желая вступить в брак с конкретным человеком.
По мнению большинства ученых-богословов, лучшая форма совершения Истихары — совершить с соответствующим намерением добровольную (нафль) двух ракяатную молитву-намаз, после чего произнести определенную мольбу (ду‘a истихара). Допускается также произносить только эту мольбу-ду‘а, предварительно не совершая перед ней молитву, либо произнести мольбу после любой другой молитвы.
В какое время можно совершать Истихару?
- в форме произнесения определенной мольбы (ду‘а) может совершаться в любое время,
- в форме совершения добровольной молитвы с произнесением определенной мольбы (ду‘а) также может совершаться в любое время, кроме тех временных промежутков, когда совершение [любой другой] молитвы нежелательно (макрух).
Кстати, по мнению некоторых ученых-богословов, перед совершением Истихары рекомендуется также посоветоваться [относительно желаемого дела] с человеком, пользующимся среди остальных людей доверием, а также отличающимся среди них своей богобоязненностью и праведностью.
Какие суры следует читать во время молитвы для совершения Истихары?
По мнению большинства ученых-богословов, в первом ракяате после суры «аль-Фатиха» следует читать суру «аль-Кяфирун», а во втором — суру «аль-Ихляс». Некоторые другие ученые-богословы рекомендовали читать в первом ракяате после суры «аль-Фатиха» 68–70 аяты суры «аль-Касас» (28), а во втором — 36-й аят суры «аль-Ахзаб» (33).
Важно отметить, что после совершения Истихары не следует ожидать от нее быстрого эффекта, а в случае отсутствия эффекта рекомендуется повторить ее еще несколько раз. Согласно мнению большинства ученых-богословов, ее следует повторять семь раз, однако шафииты считают, что в случае необходимости допускается повторять и более того.
По мнению большинства ученых-богословов, о проявлении положительного эффекта Истихары и о ее принятии Всевышним свидетельствует прекращение сомнений и душевных смятений относительно предстоящего важного дела или решения. Другим эффектом Истихары может стать то, что после нее в душе верующего не останется желания и стремления совершить то дело, относительно которого совершалась Истихара. Что может говорить о том, что Всевышний отвратил его от того дела, которое, скорее всего, могло оказаться для него безуспешным[1].
Читайте дополнительную статью об Истихаре с текстом дуа на арабском в разедел «Намаз» на нашем сайте umma.ru
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Истихара // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 3. С. 241–247.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает, как правильно относиться к времени. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 28:56 и объясняет, что настоящая вера — это некие кардинальные преобразования изнутри, неподвластные человеку. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 16:125 и говорит о мудрости и хорошем увещевании. Слушать и скачать можно в статье