Истихара (араб. إستخارة) — испрашивание у Всевышнего благословения и наставления на угодный Ему путь посредством совершения [добровольной] молитвы (нафль) и произнесения определенной мольбы (ду‘а).
По мнению большинства ученых-богословов, Истихара относится к категории желательных действий (сунна).
Истихара занимает высокое положение перед Всевышним ввиду того, что она является проявлением набожности и покорности перед Его волей и желанием.
Когда следует совершать Истихару?
Всякий раз, когда возникает намерение совершить какое-либо важное дело [не относящееся к категории обязательных (ваджиб) или желательных (мустахаб)], но нет полной уверенности в благодатности и успешности его исхода [как в отношении мирской жизни, так и потусторонней], либо когда нужно принять важное решение, а в душе при этом имеются смятения и одолевающие сомнения, например, желая вступить в брак с конкретным человеком.
По мнению большинства ученых-богословов, лучшая форма совершения Истихары — совершить с соответствующим намерением добровольную (нафль) двух ракяатную молитву-намаз, после чего произнести определенную мольбу (ду‘a истихара). Допускается также произносить только эту мольбу-ду‘а, предварительно не совершая перед ней молитву, либо произнести мольбу после любой другой молитвы.
В какое время можно совершать Истихару?
- в форме произнесения определенной мольбы (ду‘а) может совершаться в любое время,
- в форме совершения добровольной молитвы с произнесением определенной мольбы (ду‘а) также может совершаться в любое время, кроме тех временных промежутков, когда совершение [любой другой] молитвы нежелательно (макрух).
Кстати, по мнению некоторых ученых-богословов, перед совершением Истихары рекомендуется также посоветоваться [относительно желаемого дела] с человеком, пользующимся среди остальных людей доверием, а также отличающимся среди них своей богобоязненностью и праведностью.
Какие суры следует читать во время молитвы для совершения Истихары?
По мнению большинства ученых-богословов, в первом ракяате после суры «аль-Фатиха» следует читать суру «аль-Кяфирун», а во втором — суру «аль-Ихляс». Некоторые другие ученые-богословы рекомендовали читать в первом ракяате после суры «аль-Фатиха» 68–70 аяты суры «аль-Касас» (28), а во втором — 36-й аят суры «аль-Ахзаб» (33).
Важно отметить, что после совершения Истихары не следует ожидать от нее быстрого эффекта, а в случае отсутствия эффекта рекомендуется повторить ее еще несколько раз. Согласно мнению большинства ученых-богословов, ее следует повторять семь раз, однако шафииты считают, что в случае необходимости допускается повторять и более того.
По мнению большинства ученых-богословов, о проявлении положительного эффекта Истихары и о ее принятии Всевышним свидетельствует прекращение сомнений и душевных смятений относительно предстоящего важного дела или решения. Другим эффектом Истихары может стать то, что после нее в душе верующего не останется желания и стремления совершить то дело, относительно которого совершалась Истихара. Что может говорить о том, что Всевышний отвратил его от того дела, которое, скорее всего, могло оказаться для него безуспешным[1].
Читайте дополнительную статью об Истихаре с текстом дуа на арабском в разедел «Намаз» на нашем сайте umma.ru
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Истихара // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 3. С. 241–247.
И не совершай благодеяния [не делись с другими, будто проявляя щедрость и доброту, но на самом деле] желая получить взамен большее. [Если совершаешь добрый поступок, то делай это бескорыстно, пред Богом, не ожидая получить от людей что-то, а особенно большее, взамен.] (Св. Коран, 74:6).
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 14:7 и говорит о благодарности. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос: что выше довольства? Слушать и скачать можно в статье
Статья о том, что запрещено делать в Мекке и какой у нее статус в религии Ислам.