Мискин (араб. مسكين) — бедный, жалкий, несчастный.
Ученые-богословы дали разные определения понятию «мискин». Богословы-шафииты высказали мнение о том, что словом «мискин» обозначается «тот, кто имеет такой достаток, которого недостаточно для удовлетворения необходимых нужд». Богословы-ханафиты высказали мнение о том, что словом «мискин» обозначается «тот, кто вообще не обладает никаким имуществом». Что касается богословов-ханбалитов, то они высказали мнение о том, что словом «мискин» обозначается «тот, кто имеет минимально необходимое или половину его, зарабатывая своим трудом либо получая каким-либо другим дозволенным путем, например, благодаря пожертвованию (садаке) состоятельными людьми».
Согласно аяту Священного Корана, человек, имеющий статус «мискин», находится в категории людей, которым полагается выделять материальную помощь из закятных средств. Кроме этого, человек с таким статусом относится к той категории людей, которых необходимо кормить в качестве искупления (каффара) за совершение некоторых деяний: неспособность поститься в месяц Рамадан (например, по причине старости или тяжелой болезни), интимная близость с супругой в дневное время месяца Рамадан, невыполнение клятвы, произнесенной с именем Всевышнего, и т. д. Важно отметить, что в каждом отдельном случае предписано кормить строго определенное число людей, имеющих статус «мискин».
Статус «мискин» может быть присвоен при наличии доказательств либо без таковых, если известно, что тот или иной человек живет за чертой бедности и является нуждающимся[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Мискин // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 37. С. 297–299.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает, как правильно относиться к времени. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 28:56 и объясняет, что настоящая вера — это некие кардинальные преобразования изнутри, неподвластные человеку. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 16:125 и говорит о мудрости и хорошем увещевании. Слушать и скачать можно в статье