
Та’диб (араб. تأديب) — применение воспитательно-исправительных мер за совершение недопустимых и запрещенных действий либо за отказ выполнять какие-либо [религиозные] предписания.
По мнению большинства ученых-богословов, в ряде случаев Ислам допускает, а иногда даже обязывает некоторым людям применять та’диб, если в этом возникнет необходимость и без этого будет невозможно обойтись.
Когда и для кого это допускается?
Важно отметить, что родители несут ответственность за своих [несовершеннолетних] детей, поэтому они обязаны применять в отношении них воспитательно-исправительные меры, если те не будут выполнять религиозные предписания, например, совершение молитвы, соблюдение ритуальной чистоты и т. д. В противном случае родители будут в ответе за своих детей в День Суда.
Какие методы та’диба допускается применять?
Муж, почувствовав необходимость в применении та’диба в отношении супруги, со стороны который стала проявляться непокорность, согласно Священному Корану, должен последовательно применить такие меры, переходя к следующей только при необходимости:
То же самое может быть применено женой в отношении мужа.
Следует добавить, что среди ученых-богословов имеются разные мнения относительно дозволенности та’диба в отношении супруги (супруга), если она (он) перестанет должным образом соблюдать религиозные предписания или вообще прекратит делать это, например, перестанет совершать молитву. Так, ученые-ханафиты и ученые-шафииты высказали мнение о недопустимости подобного. Другая же часть ученых-богословов, наоборот, высказалась в пользу допустимости этого.
Родитель или опекун, в зависимости от возраста ребенка, согласно изречению пророка Мухаммада, должен применять следующие меры та’диба:
Важно также отметить, что, применяя меры та’диба в отношении детей, необходимо тоже соблюдать последовательность и постепенность, начиная с легкой формы и переходя к более серьезной только по мере надобности, а также делать все разумно[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Та’диб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 10. С. 19–26.
[У каждого человека] — два [ангела-писаря] встречающих (принимающих) [все, что от него исходит], по одному сидящие справа и слева. Всякое слово, сказанное им, непременно [встречается] могущественным (находящимся всегда наготове) наблюдателем [одним из двух ангелов] (Св. Коран, 50:17, 18). *** Фиксируя все, что мы говорим и делаем, ангелы лишь собир
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении намаза тахият аль-масджид во время джума.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о признаках Конца Света.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о тех религиозных идеологах, кто пропагандирует неприязнь к инакомыслящим, насилие и убийство “ради Аллаха”, а также тех, кто такфирит других направо и налево, объявляя их кяфирами-безбожниками за то, что подумали, сказали или сделали что-то, по их мнению, не так.