Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Та’диб

Та’диб (араб. تأديب) — применение воспитательно-исправительных мер за совершение недопустимых и запрещенных действий либо за отказ выполнять какие-либо [религиозные] предписания. 

По мнению большинства ученых-богословов, в ряде случаев Ислам допускает, а иногда даже обязывает некоторым людям применять та’диб, если в этом возникнет необходимость и без этого будет невозможно обойтись.

Когда и для кого это допускается?

  • мужу в отношении своей супруги, если она будет нарушать его права, принадлежащие ему согласно брачному договору (или наоборот),
  • отцу либо опекуну в отношении своих [несовершеннолетних] детей, если последние не будут соблюдать и выполнять религиозные предписания,
  • учителю в отношении своего воспитанника, что, по мнению большинства ученых-богословов, дозволяется делать только с разрешения отца или опекуна данного воспитанника.  

Важно отметить, что родители несут ответственность за своих [несовершеннолетних] детей, поэтому они обязаны применять в отношении них воспитательно-исправительные меры, если те не будут выполнять религиозные предписания, например, совершение молитвы, соблюдение ритуальной чистоты и т. д. В противном случае родители будут в ответе за своих детей в День Суда.

Какие методы та’диба допускается применять?

Муж, почувствовав необходимость в применении та’диба в отношении супруги, со стороны который стала проявляться непокорность, согласно Священному Корану, должен последовательно применить такие меры, переходя к следующей только при необходимости:

  • увещевать ее и наставлять при помощи слов и бесед,
  • временно оставить ее одну на супружеском ложе,
  • ударить мисваком (зубной щеткой) как последняя мера.

То же самое может быть применено женой в отношении мужа.

Следует добавить, что среди ученых-богословов имеются разные мнения относительно дозволенности та’диба в отношении супруги (супруга), если она (он) перестанет должным образом соблюдать религиозные предписания или вообще прекратит делать это, например, перестанет совершать молитву. Так, ученые-ханафиты и ученые-шафииты высказали мнение о недопустимости подобного. Другая же часть ученых-богословов, наоборот, высказалась в пользу допустимости этого.          

Родитель или опекун, в зависимости от возраста ребенка, согласно изречению пророка Мухаммада, должен применять следующие меры та’диба:

  • по достижении ребенком семилетнего возраста должен увещевать его и проводить с ним беседы, побуждая соблюдать религиозные предписания, например, совершать молитву,
  • по достижении десятилетнего возраста допускается наказать за несоблюдение.  

Важно также отметить, что, применяя меры та’диба в отношении детей, необходимо тоже соблюдать последовательность и постепенность, начиная с легкой формы и переходя к более серьезной только по мере надобности, а также делать все разумно[1].

[instagramline]

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Та’диб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 10. С. 19–26. 

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1