Та’виль (араб. تأويل )— разъяснение скрытого и неясного смысла [слова или предложения] путем выявления более подходящего толкования, которое, как правило, может допускать и другие версии толкования.
Та’виль отличается от тафсира (комментирования) тем, что обычно его основу составляет предположение ученого-богослова и его размышления, подкрепленные определенной аргументацией. Также можно добавить, что тафсир имеет более широкое применение, чем та’виль, который используется только в отдельных случаях.
Причиной, подталкивающей к тому, чтобы прибегнуть к та’вилю, может быть, например, многозначность одного и того же слова.
Разъяснение, полученное путем та’виля, не всегда бывает окончательным, а в некоторых случаях может даже оказаться не совсем правильным. Большую роль в этом может сыграть уровень образованности ученого-богослова, прибегающего к та’вилю, и степень проницательности, которой он обладает[1].
Богословский перевод Корана и тафсир читайте в разделе «Перевод Корана» на нашем сайте umma.ru
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Та’виль // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 10. С. 43–49.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает, как правильно относиться к времени. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 28:56 и объясняет, что настоящая вера — это некие кардинальные преобразования изнутри, неподвластные человеку. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 16:125 и говорит о мудрости и хорошем увещевании. Слушать и скачать можно в статье