Вуду́’ (араб. وضوء — омовение) — малое омовение. Ученые-богословы дали разные определения понятию «малое омовение», хотя суть одна. Так, например, согласно определению богословов-ханафитов, вуду́’ — это мытье и протирание определенных частей тела с использованием воды. Согласно определению ученых-шафиитов, вуду́’ — мытье определенных частей тела, начинающееся с соответствующего намерения (ният).
Большинство ученых-богословов, в том числе богословы-ханафиты и богословы-шафииты, выразили мнение о том, что практика вуду́’ берет свое начало от прежних монотеистических религий и таким образом не является исключительной особенностью Ислама. Свое мнение они подтвердили изречением пророка Мухаммада, который однажды после очередного совершения вуду́’ сказал: «Я так совершаю вуду́’, и так совершали его все прежние пророки». Другие же ученые-богословы, ссылаясь на определенную аргументацию, высказались о том, что практика вуду́’ является исключительной особенностью Ислама.
Практика вуду́’ стала обязательной в Мекке. Там же стала обязательной и пятикратная молитва-намаз. Важно отметить, что поначалу совершать вуду́’ требовалось перед выполнением каждой молитвы. В дальнейшем это положение изменилось, и впредь совершать вуду́’ перед молитвой требуется только в случае нарушения ритуальной чистоты. Также известно, что еще до того, как совершение пятикратной молитвы стало обязательным (фард), пророк Мухаммад уже совершал молитвы, предварительно делая вуду́’.
Обязательность вуду́’ перед молитвой-намазом, а также перед некоторыми другими видами поклонения, подтверждается аятами Священного Корана, изречениями пророка Мухаммада, а также единогласным мнением ученых-богословов.
К видам поклонения, для которых необходимо иметь вуду́’, относятся: молитва-намаз, в том числе и заупокойная (Джаназа), обход (таваф) вокруг Каабы, а также прикосновение к арабскому оригиналу Священному Корану. Следует заметить, что последнее является спорным вопросом, не однозначно, и могут быть исключения в ситуациях вынужденности и необходимости. Имеется также ряд действий, перед совершением которых желательно совершить вуду́’: чтение Священного Корана в арабском оригинале и чтение изречений пророка Мухаммада, произнесение слов поминания (зикр) Всевышнего, произнесение слов призыва на молитву (азан), посещение могилы пророка Мухаммада, стояние на горе Арафат, хождение между холмами Сафа и Марва, изучение религии и т. д. Подчеркну, что это лишь желательно, а потому данные действия можно совершить и без малого омовения.
Важно отметить, что, согласно мнению богословов-ханафитов, желательно всегда находиться в состоянии ритуальной чистоты. Поэтому всякий раз, совершая действия, нарушающие вуду́’, желательно обновить его.
Совершение вуду́’ обладает рядом достоинств, главное из которых – прощение грехов. Также, согласно некоторым изречениям пророка Мухаммада, в День Суда верующие выделятся из общей массы людей и джиннов тем, что части тела, которые омывались во время совершения вуду́’, будут светиться.
Чтобы вуду́’ было действительным, необходимо выполнить ряд условий. Некоторые из них имеют отношение к используемой воде, а другие – к человеку, совершающему вуду́’. Так, например, используемая вода должна быть чистой, иметься в наличии и быть в достаточном количестве. Что касается человека, совершающего вуду́’, то его здоровье, например, не должно иметь каких-либо отклонений, при которых не рекомендуется омывать части тела. Кровотечение, а также другие причины, нарушающие вуду́’, например, рвота, должны прекратиться. Кроме этого, согласно мнению богословов-ханафитов, части тела, которые необходимо омывать при совершении вуду́’, нужно омывать полностью. Более того, богословы-шафииты высказали мнение о том, что, наряду с обязательным омытием определенных частей тела, необходимо частично омывать и находящиеся рядом участки. Немаловажным условием является также отсутствие на омываемых частях тела чего-либо, препятствующего непосредственному соприкосновению воды с кожей, например, очевидных пятен краски, воска, глины и т. д. Человек, совершающий вуду́’, должен хорошо знать порядок совершения, а также иметь мысленное намерение (ният)[1].
Подробней о малом омовении и о том, как его совершать, читайте здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Вуду’ // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 43. С. 315–399.
Поистине, кто уверовал и совершал благодеяния, им уготованы [райские] сады [невообразимой красоты], под которыми (возле которых) текут реки. [Оказаться там в вечности] это огромный [и ни с чем не сравнимый] успех (Св. Коран, 85:11).
Читать полностью
Подкаст, в котором Ильдар Аляутдинов цитирует Св. Коран, 33:23, 24 и объясняет, в чем заключается миссия человека. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 39:53 и говорит о повседневной работе над собой. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об отношении к трудностям и объясняет, как важно саморазвиваться. Слушать и скачать можно в статье