Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Вирд

Предыдущий термин

Гурур

Следующий термин

Вуду́’ (араб. وضوء — омовение) — малое омовение. Ученые-богословы дали разные определения понятию «малое омовение», хотя суть одна. Так, например, согласно определению богословов-ханафитов, вуду́’ — это мытье и протирание определенных частей тела с использованием воды. Согласно определению ученых-шафиитов, вуду́’ — мытье определенных частей тела, начинающееся с соответствующего намерения (ният).  

Большинство ученых-богословов, в том числе богословы-ханафиты и богословы-шафииты, выразили мнение о том, что практика вуду́’ берет свое начало от прежних монотеистических религий и таким образом не является исключительной особенностью Ислама. Свое мнение они подтвердили изречением пророка Мухаммада, который однажды после очередного совершения вуду́’ сказал: «Я так совершаю вуду́’, и так совершали его все прежние пророки». Другие же ученые-богословы, ссылаясь на определенную аргументацию, высказались о том, что практика вуду́’ является исключительной особенностью Ислама.

Практика вуду́’ стала обязательной в Мекке. Там же стала обязательной и пятикратная молитва-намаз. Важно отметить, что поначалу совершать вуду́’ требовалось перед выполнением каждой молитвы. В дальнейшем это положение изменилось, и впредь совершать вуду́’ перед молитвой требуется только в случае нарушения ритуальной чистоты. Также известно, что еще до того, как совершение пятикратной молитвы стало обязательным (фард), пророк Мухаммад уже совершал молитвы, предварительно делая вуду́’.    

Обязательность вуду́’ перед молитвой-намазом, а также перед некоторыми другими видами поклонения, подтверждается аятами Священного Корана, изречениями пророка Мухаммада, а также единогласным мнением ученых-богословов.

К видам поклонения, для которых необходимо иметь вуду́’, относятся: молитва-намаз, в том числе и заупокойная (Джаназа), обход (таваф) вокруг Каабы, а также прикосновение к арабскому оригиналу Священному Корану. Следует заметить, что последнее является спорным вопросом, не однозначно, и могут быть исключения в ситуациях вынужденности и необходимости. Имеется также ряд действий, перед совершением которых желательно совершить вуду́’: чтение Священного Корана в арабском оригинале и чтение изречений пророка Мухаммада, произнесение слов поминания (зикр) Всевышнего, произнесение слов призыва на молитву (азан), посещение могилы пророка Мухаммада, стояние на горе Арафат, хождение между холмами Сафа и Марва, изучение религии и т. д. Подчеркну, что это лишь желательно, а потому данные действия можно совершить и без малого омовения.

Важно отметить, что, согласно мнению богословов-ханафитов, желательно всегда находиться в состоянии ритуальной чистоты. Поэтому всякий раз, совершая действия, нарушающие вуду́’, желательно обновить его.

Совершение вуду́’ обладает рядом достоинств, главное из которых – прощение грехов. Также, согласно некоторым изречениям пророка Мухаммада, в День Суда верующие выделятся из общей массы людей и джиннов тем, что части тела, которые омывались во время совершения вуду́’, будут светиться.

Чтобы вуду́’ было действительным, необходимо выполнить ряд условий. Некоторые из них имеют отношение к используемой воде, а другие – к человеку, совершающему вуду́’. Так, например, используемая вода должна быть чистой, иметься в наличии и быть в достаточном количестве. Что касается человека, совершающего вуду́’, то его здоровье, например, не должно иметь каких-либо отклонений, при которых не рекомендуется омывать части тела. Кровотечение, а также другие причины, нарушающие вуду́’, например, рвота, должны прекратиться. Кроме этого, согласно мнению богословов-ханафитов, части тела, которые необходимо омывать при совершении вуду́’, нужно омывать полностью. Более того, богословы-шафииты высказали мнение о том, что, наряду с обязательным омытием определенных частей тела, необходимо частично омывать и находящиеся рядом участки. Немаловажным условием является также отсутствие на омываемых частях тела чего-либо, препятствующего непосредственному соприкосновению воды с кожей, например, очевидных пятен краски, воска, глины и т. д. Человек, совершающий вуду́’, должен хорошо знать порядок совершения, а также иметь мысленное намерение (ният)[1].   

Подробней о малом омовении и о том, как его совершать, читайте здесь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Вуду’ // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 43. С. 315–399. 

 

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic