Зыхар (араб. ظهار ) — уподобление супруги какой-либо части родной матери или любой другой женщины, на которой канонически запрещено жениться.
Слово «зыхар» буквально имеет значение «спина». Связано это с тем, что в доисламский период среди арабов был распространен обычай, согласно которому, когда женщина какими-либо своими действиями вызывала сильный гнев своего супруга, то он, желая развестись с ней, но не желая, чтобы она вышла замуж за другого мужчину, произносил: «Ты для меня запретна так же, как спина моей матери!». После этого супруга навсегда становилась запретной для него, но при этом оставалась неразведенной.
В начале становления Ислама зыхар имел распространение и среди некоторых мусульман. Однако спустя некоторое время был ниспослан аят Священного Корана, в котором сообщалось о непозволительности и греховности зыхара, а также его недействительности.
Таким образом, по единогласному мнению ученых-богословов, зыхар относится к категории запрещенных деяний и не признается разводом. Некоторые ученые-богословы также добавили, что зыхар относится к числу больших грехов.
Для того чтобы зыхар утратил свою силу, согласно аяту Священного Корана, предписано совершить определенное искупление (каффара). В противном случае супругам запрещается вступать в интимные отношения.
Каким образом предписано искупиться в подобном случае?
- освободить раба [что на сегодняшний день уже неактуально],
- если освободить раба будет невозможно, то следует непрерывно поститься на протяжении двух месяцев,
- а если и поститься на протяжении двух месяцев будет невозможно, например, по причине болезни, то предписано накормить 60 бедняков[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Зыхар// Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 29. С. 189-210.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью
Статья о долговых отношениях
Статья о злословии и негативных размышлениях
Статья о том, что запрещено делать в Мекке и какой у нее статус в религии Ислам.