Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.

Зульм

Зульм (араб. ظلم — гнет, притеснение, тирания, несправедливость). Языковое значение слова «зульм» и его значение в терминологии исламского права близки между собой.

Согласно аятам Священного Корана, Сунне и единому мнению ученых-богословов, совершение зульма в любой его форме проявления — запрещенное греховное деяние. Очень часто совершение одного вида зульма может одновременно содержать в себе сразу два запрещенных деяния: посягательство на права людей и ослушание Всевышнего, запретившего совершение зульма. Это обстоятельство еще больше усугубляет этот вид запрещенного деяния. Один из самых тяжких видов зульма — посягательство на жизнь невинного верующего человека. Кроме этого, к видам зульма можно отнести: незаконное присвоение имущества другого человека и несправедливое распределение имущества между нуждающимися людьми или имеющими на него право, нарушение руководителем прав своих подчиненных и т. д.  

В ряде случаев наличие зульма или вероятность его совершения может стать оправданием невыполнения какого-либо обязательного предписания. Так, в случае вероятной угрозы для жизни, ожидающей верующего человека, например, со стороны притаившихся разбойников на пути к мечети, допускается не участвовать в коллективной или пятничной молитвах. То же самое может распространяться и на совершение паломничества (хадж). Однако, конечно, обязанность по выполнению паломничества (хадж) снята не будет. Поэтому при удобном другом случае его нужно будет все равно совершить.

Важно отметить, что Всевышний никогда не совершает зульма в отношении Своих рабов, ведь все Его дела и распоряжения соответствуют определенной мудрости. Поэтому не допускается приписывать Всевышнему зульм, в противном случае это будет приравнено к проявлению неверия (куфр).

Согласно мнению некоторых ученых-богословов, человек, который был подвержен проявлению зульма в отношении себя, имеет право, обратившись с мольбой к Всевышнему, пожелать своему обидчику равнозначной участи, но не более того. Однако некоторые другие ученые-богословы в подобных ситуациях более предпочтительным считают проявить терпение и сдержанность, являющимися признаками богобоязненности. 

Следует добавить, что любые виды разбирательств дел, связанных с проявлением зульма одним человеком в отношении другого, должны производиться уполномоченными лицами и в рамках государственного регулирования. В противном случае самосуд, к коему иногда прибегают некоторые люди, в ряде случаев тоже может быть приравнен к совершению зульма. Кроме этого, нужно не забывать о том, что человек, совершающий зульм, не должен получать всяческой поддержки со стороны других людей, они должны проявлять в отношении него свое порицание и неодобрение[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Зульм // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. –Кувейт, 1983. Т. 29. С. 169–177. 

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1