Трапеза в доме покойного

В нашем регионе есть два основных «вида» мусульман:

1. Те, кто делает «зикр», бегая по кругу, входя в экстаз, и при этом от них исходит не очень приятный запах, о котором они говорят, что именно благодаря ему они попадут в Рай. Да и еще едят на похоронах в том доме, где умер человек… и многое другое.

2. Приверженцы накшбандийского тариката, которые не делают ничего из вышеупомянутого, а молятся Всевышнему про себя и тихо. Они не едят на похоронах.

Кто прав? Кто ведет более правильную жизнь по Исламу?

Не нам с вами судить. Господь рассудит. Людям же работающим в сфере просвещения и занимающимся богословием следует наставлять и увещевать.

Напомню вам и себе слова пророка Ноя, проговоренные им в ответ на упрек, что, мол, «прислушиваются к тебе и идут за тобою, Ной, далеко не лучшие»: «Нет у меня знаний о том, что они делали ранее [неважно, кем они были, кто они есть, а ценно то, кем они искренне желают стать». Или: «Я не знаю, что они делали, насколько были искренни и бескорыстны в своем выборе уверовать, я сужу по внешним проявлениям их желаний, намерений, а о внутренних состояниях мне неведомо]. Не я им судья, а Господь. Если [конечно же] вы в состоянии это почувствовать [понять][1]. Я не могу прогнать верующих [к какому бы роду, сословию, социальному положению они ни относились; что бы вам ни казалось относительно искренности их намерений]. Я не более чем ясно говорящий (разъясняющий), предостерегающий увещеватель. [В мои обязанности входит предупредить об опасностях земных и вечных, не принуждая и не вынося судебных вердиктов кому-либо из вас. Бог — Судья]» (Св. Коран, 26:112–115). 

Я родом с Кавказа, и у нас после смерти человека похороны проводят по-разному. Одни — первые три дня едят в доме умершего, другие — нет. Как одни, так и другие ссылаются на учения Ислама, и на эту тему возникают серьезные разногласия. Ответив на мой вопрос, вы ответите тысячам.  

Можно ли есть три дня в том дворе или доме, где проходят похороны? 

По этому поводу имеется один хадис, приводимый в большей части сводов хадисов в теме «Приготовление еды для семьи покойного». То есть по данной теме он единственен и однозначно достоверен[2].

‘Абдулла ибн Джа‘фар передал: «Когда пришло извещение о смерти [моего отца] Джа‘фара, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) [обратившись к своей семье][3] сказал: «Приготовьте для семьи Джа‘фара еду. Воистину, их постигло то, что [в полной мере] их заняло [не дает им возможности приготовить пищу даже для себя, им не до этого]»[4].

Важно отметить, что те, кто готовит угощения в доме или дворе покойного, не делают чего-то запретного (харам). Возможно, что они акцентируют внимание на совершении благого от имени умершего уже в первые дни его перехода в мир иной[5].

Запрета на приготовление пищи в доме покойного в Сунне нет (!), а есть призыв к соседям и родственникам поучаствовать в облегчении страданий и забот, связанных с похоронами, помогая в приготовлении угощений и еды, а точнее — готовя и принося к ним еду из своего дома[6].

Конечно же, первостепенным с точки зрения Сунны Пророка (да благословит его Господь и приветствует) является полное или частичное освобождение семьи покойного от приготовления еды и угощений в первые дни после его смерти. Это не категорично (фард), а желательно (мустахаб). Период, упоминаемый учеными, — один день (сутки). Некоторые богословы говорили и о трех днях. В первую очередь это делается для самой семьи покойного, чтобы им самим было что поесть.

В то же время необходимо заметить, что все мусульманские ученые указывали на нежелательность (макрух) специального приготовления угощений (в первые дни) в доме покойного с приглашением гостей. Чем больше затрат, приготовлений и хлопот, связанных с этим, тем более это порицаемо, вплоть до запретности (харам).

Нежелательность эта проистекает из достоверного повествования о том, что сподвижники Пророка считали сбор людей и приготовление пищи в доме покойного одной из форм излишнего его оплакивания, что порицаемо достоверными хадисами. Хотя имам Ибн Кудама[7] говорил о допустимости приготовления угощений в доме покойного в вынужденных ситуациях, например, когда для соболезнования приезжают дальние родственники, которых необходимо принять в качестве гостей. Но прием их не должен производиться на деньги сирот, оставшихся без кормильца. Устраивать прием гостей на деньги сирот[8] — запретно (харам), и ученые в этом единодушны[9].

Вышеприведенная информация достоверна и соответствует мнению ученых всех четырех мазхабов, то есть все грани Сунны пророка Мухаммада в данном изложении учтены.

У меня давно уже об этом спрашивали, но я (да простит меня Всевышний) не осмеливался ответить, так как вопрос из той категории, неаккуратность в которой и недостаток информации может явиться причиной споров, разногласий и фитны (смуты, раздоров), которая по Исламу пагубнее убийства[10].

Осмелился же ответить, находясь в солидной мусульманской библиотеке, где нашел исчерпывающее количество информации по данному вопросу[11]. Учитывая привыкание людей к обычаям, некоторые из коих не имеют даже минимальной обоснованности, следует проявлять аккуратность, не раздражать людей категоричностью, а тем более не начинать споров и разбирательств по этому поводу, «прикрываясь» Сунной Пророка, в которой, наряду с упомянутым, много говорится о важности любви и уважения друг к другу и крайне порицается проявление неприязни и злобы.

Напомню только три хадиса по этому поводу:

— пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями. [Если уж поссорились] то пусть не продолжается ссора (состояние вражды) больше трех дней [как можно скорее помиритесь, максимум на примирение — три дня]»[12];

— сподвижник Усама ибн Шарик передал: «Мы сидели рядом с Пророком будто с птицами на головах (без единого движения и шороха очень внимательно слушали его). Пришла толпа бедуинов со своими вопросами. Некоторые из них касались затруднений в религиозных обязанностях. Посланник Всевышнего сказал: «О люди! Господь снял с вас затруднения[13] [и многое может вам простить]. Исключением же является случай, когда один задел честь и достоинство другого. Это — [очень тяжелый, проблемный] грех и погибель. [Продолжая быть невоспитанным, не следя за своей речью человек приведет себя к очевидной погибели в обоих мирах]»[14];

— пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Ни один из вас не уверует [не станет по-настоящему верующим] до тех пор, пока не пожелает для брата [по вере, а также по кровному и общечеловеческому родству] того же [из хорошего], что желает себе»[15].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Возможен и такой вариант перевода: «Подвести итог их дел, поступков [а затем воздать каждому тем, что заслужил] вправе только Господь [а не я]. Если [конечно] вы в состоянии постигнуть это [понять]».

[2] Что и явилось причиной единодушия мусульманских ученых в данном вопросе.

[3] См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 93; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т., 1992. Т. 4. С. 222.

[4] Хадис от ‘Абдуллы ибн Джа‘фара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Абу Дауду, Ибн Маджа, аль-Байхакы, ат-Табарани и др. См., например: аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 130, хадис № 998, «хасан сахих»; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1999. Т. 4. С. 100, хадисы № 7096, 7097 (одинаковы по смыслу); аль-Хаким ан-Нисабури. Аль-мустадракь ‘аля ас-сахихайн. В 5 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, [б. г.]. Т. 1. С. 372, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 4. С. 222, хадис № 1739; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 1. С. 483, хадис № 1739; Аль-кутуб ас-ситта [(Объединенные) шесть сводов хадисов]. В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981. Т. 9 (св. х. Абу Дауда. Т. 3). С. 497, хадис № 3132; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 558; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 93, хадисы № 274, 275 (одинаковы по смыслу); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 10 т. Каир: аль-Куллият аль-азхарийя, 1978. Т. 5. С. 120, 121; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 105, хадис № 1494; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 15. С. 138, хадис № 5488.

[5] Но с точки зрения Сунны в первый день смерти такой акцент неверен.

[6] Все мусульманские ученые говорили о желательности (мустахаб) приготовления еды соседями или родными.

[7] И не только он.

[8] Сирота — ребенок, оставшийся без отца и не достигший еще совершеннолетия. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 513.

[9] См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. С. 96; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 4. С. 223.

[10] «Смута — хуже убийства» (см. Св. Коран, 2:217).

[11] Данный материал был написан мною в 2004 году.

[12] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1915, хадис № 6065; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 589, хадис № 6065. Также см.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 238, 239, хадисы № 110–117.

[13] В Коране сказано: «Всевышний не сделал для вас затруднений (стесненности, критического положения) в религии» (см.: Св. Коран, 22:78). Отмечу, что Творец не снял с нас религиозные обязанности (молитва-намаз, пост, обязательная милостыня и т. п.), но Он снял с наших плеч затруднения и стесненность. В религии нет порабощения человеческой натуры, а присутствует раскрепощение ее. И чем грамотнее и мудрее человек, тем больше он это чувствует, понимает и видит.

Однако же настоящей проблемой является упомянутое далее в хадисе.

[14] Хадис от Усамы ибн Шарика; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. В 6 т., 1985. Т. 4. С. 278; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 236, 237, хадис № 486, «сахих»; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985. Т. 1. С. 184, хадис № 482; аль-Хатыб аль-Багдади А. Тарих багдад [История Багдада]. В 19 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 9. С. 197.

[15] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 29, хадис № 13; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр.  С. 586, хадис № 9940, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1