Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Учеба и работа. Социальная активность мусульманки

Я учусь в университете, где все критикуют меня за ношение хиджаба и требуют снять платок. Как мне быть?

Думаю, что проблема в вас, в вашем внутреннем состоянии или стиле ношения платка. Немалое число девушек и женщин-мусульманок, обязательных в данном положении религиозной практики, тоже учатся и работают. Обычно, если человек естественен (соглашусь, что это непросто, когда тебя внимательно разглядывают или перешептываются за спиной), умеет не вызывающе и модно одеться, а также является одним из лучших в учебе или работе, то с ним считаются и его уважают, пусть даже не сразу. Если и бывают критикующие или упрекающие, то такая реакция — всего лишь одно из проявлений зависти, от зла которой необходимо удаляться чтением 113-й суры Священного Корана.

Где можно найти себе подруг-мусульманок? На меня в школе, дома все постоянно давят из-за того, что я придерживаюсь религии: в школе учителя нарочно придираются, брезгливо задают вопросы, лицемерят, «друзья» со мной не общаются, хотя я всегда вежлива с людьми. Просто я не делаю того, что делают они. Что вы, уважаемый имам, можете мне посоветовать? Иман, 15 лет.

Посоветую воспитывать в себе личность, состояние и настроение которой не зависят от внешних явлений и чьих-то убеждений. Это непросто, но к этому необходимо идти, приобщая себя к духовной практике и побуждая к каждодневному интеллектуальному и физическому росту, развитию. Из моих книг настоятельно советую изучить и время от времени перечитывать следующие: «Мир души» и «Стань самым умным и самым богатым». Изучите также книгу по позитивной психологии[1] и по риторике[2]. Пусть все эти книги станут для вас настольными, периодически перечитываемыми и практикуемыми. 15 лет — самый возраст, когда проблемы и недопонимание можно превратить в ступени для роста, своего рода тренажеры, которые накачают наши духовные, интеллектуальные и физические мышцы.

Одна из ваших проблем — отсутствие практики веры. В наших реалиях это очень распространенное явление. Вера окрыляет человека (должна окрылять), хотя от этого он не становится наивно-глупым, она заставляет излучать лишь положительные эмоции и дарить эту радость окружающим. С таким человеком всем интересно и приятно. У вас есть все шансы, чтобы попробовать научиться этому, вы ведь хотите, чтобы окружающие относились к вам по-иному.

А что касается подруг-мусульманок, то таковых вы можете встретить, например, в мечети. Но я больше сторонник не долгих разговоров и обсуждений, переходящих в сплетни, а — работы над собою, когда периодически смотришь на себя со стороны и ощущаешь свою суть пред Господом миров, не вознося себя над другими, а находя свое место в жизни через строгую самодисциплину и труд с установленными конкретными целями и сроками. Например, «стремиться к довольству Аллаха» — это абстрактная и не конкретная цель. А вот «учиться на пятерки», «накачать мышцы для красивой осанки», «приобрести уверенность в себе» — это уже более конкретно, и мозг начинает задумываться, как это реализовать. Затем каждый день необходимо совершать шаг (через многочасовой труд), который будет приближать вас к этим упакованным в сроки целям, что в итоге будет вести к довольству Бога вами.

Мой брат запрещает мне обучаться в вузе. Обосновывает он это тем, что мусульманке образование не нужно, и вообще, общество может испортить меня.

Образование нужно как мусульманину, так и мусульманке. Общество же может испортить как юношу, так и девушку. То есть как вас, так и его самого. Гуляют, прелюбодействуют, пьют и курят обычно парни, а не девушки-мусульманки. Жизненная практика показывает, что юноши портятся быстрее и значительнее. Можно в чем-то согласиться с вашим братом, но если следовать его логике, то все в этой жизни опасно, а значит и сама жизнь опасна. Наверное, следует вам вместе подумать о выработке силы воли и тех черт характера, при наличии которых негативные факторы окружающей действительности не смогут пошатнуть ваши жизненные принципы и ценности.

Представьте, если все мусульманки будут стремиться к самоизоляции от общества, социальной среды, как смогут их дети сосуществовать с окружением (сверстниками, друзьями, тренерами, учителями и коллегами по работе)? И в то же время насколько прогрессивнее может стать завтрашний облик общества и его ценности, если мы окажемся примером благонравия в этом непростом мире. Религиозность и порядочность всесторонне облегчают жизнь, но люди из-за отсутствия жизненного опыта и мудрости через набожность усложняют ее (жизнь) себе или другим, а порой делают и невыносимо сложной. Замечу, что такое глупое «закручивание гаек» приводит к «срыву резьбы» и последующему слому и развалу личности. За примерами далеко ходить не надо.

1. Имею ли я право учиться за границей без махрама (родственника), но с разрешения родителей? У меня здесь сестра, она замужем, но я живу в другом городе.

2. Я сомневаюсь в канонической допустимости того, что делаю, учитывая расходы, которые это за собой влечет (есть люди, которым эти деньги нужнее), лишнее общение с юношами (что мне кажется нежелательным), посвящение меньшего времени религиозным знаниям и т. д.

3. Но с другой стороны, я думаю о будущем своего народа, мусульман. Конечно же, я вернусь назад и постараюсь быть полезной обществу. Ведь для развития и процветания любого общества необходимы специалисты, не так ли?

4. Я слышала разные мнения.

5. Судить будет Всевышний Творец в Судный День.

6. Но на данный момент мне интересно узнать ваше мнение. Да воздаст вам Всевышний благом. Сабина.

1. Имеете такое право, если сохраняете набожность и целомудрие.

2. В сегодняшних российских реалиях люди с мусульманскими фамилиями тратят намного большие финансы на совершенно бесполезные дела и занятия. Вы же занимаетесь очень и очень важным делом — получением хорошего образования. Нужно благодарить Всевышнего за такую возможность и извлечь из нее максимальную пользу. Да к тому же полезное «знание — это столь драгоценная вещь, что ее незазорно добывать из любого источника». Верующий человек достигает всего и вся мирского, делая это на благо других, особенно своих родных, но в то же время сердце его со Всевышним и не зависит от материального.

Общение с юношами следует исключить полностью.

3. Вы в полной мере правы.

4. Поменьше слушайте, особенно ничего не достигших болтунов, умно рассуждающих о религиозных постулатах. Побольше работайте над собой, формируя фундамент завтрашнего успеха и процветания.

5. Конечно, только Он, Господь миров, но на основе дел наших и достижений.

6. Завершите свое обучение наилучшим образом, сохраняя целомудрие и набожность, и будьте готовы к реальной, жизненной, созидательной «битве», которую выигрывают, следуя законам мироздания, именно упорные и терпеливые, жизнерадостные и воспитанные, постоянные в праведном.

«Воистину, Аллах (Бог, Господь) с набожными и творящими благое (выполняющими свое дело наилучшим образом). [Вне места и времени Он рядом с ними и помогает им как в мирском, так и в вечном]» (Св. Коран, 16:128).

Можно ли девушке (без махрама) поехать за границу, в компании нескольких студентов на месячные курсы?

В компании надежных и верующих людей допускается. Современное студенчество в большинстве своем, как мне кажется, к сожалению, не является таковым. Нравственные и моральные ценности перевернуты с ног на голову.

Изучая в школе предмет истории, можно ли говорить о выдуманных богах? И если я — мусульманка, мне можно открывать Библию, заданную в школе для чтения? Хава, 11 лет.

Важно иметь широкий кругозор, чтобы не заражаться болезнями «туннельного мышления». Вы ведь знаете, что Бог один, а мифология или многобожие — это явление, характерное для раннего периода становления общества, оно когда-то было в истории всех народов. Библию открывать и читать можно. Просвещайтесь, узнавайте и параллельно с этим изучайте собственную религию.

Как вы думаете, можно ли поступать в медицинский институт мусульманке, если там во время учебы приходится вскрывать трупы, убивать животных ради того, чтобы увидеть органы и т. п. Регина.

К сведению, первым, кто стал проверять новые лекарства на животных прежде, чем использовать их для лечения людей, был мусульманский медик Ибн Зухр (по разным данным 1072/1094–1162 гг. по григор.). Представьте себе, если бы медицина обходилась без вскрытия трупов, без опытов над животными, как вы думаете, далеко бы ушла наука в лечении болезней? Люди умирали бы от обычной простуды!

Поступайте в институт, стремитесь извлечь больше информации из курса обучения, чтобы стать профессионалом в своей области! Профессия медика очень серьезная, так как от таких людей часто зависят жизни других.

Каковы желательные места работы для мусульманки? Есть ли ограничения, помимо работы, связанной с явно грешным? Я перехожу на работу бухгалтером в крупную компанию, занимающуюся автолизингом. Хиджаб не ношу. С Божьего благословения, со временем буду. Насколько это является разрешенным или не разрешенным?

Ваша работа относится к разрешенным. Запретны те виды деятельности, которые связаны с очевидным грехом и преступностью.

Можно ли мусульманке в хиджабе петь и выступать на концертах, торжествах с разрешения своего мужа?

Можно.

1. В нашей башкирско-татарской среде много женщин-предпринимателей. Поэтому хотелось бы услышать от вас: каково место женщины в деловой жизни?

2. Как должны соотноситься семейные и деловые обязанности женщины?

3. Слышал, что по Исламу женщина может все заработанное при желании потратить только на себя, то есть на ней не лежат обязательства содержать семью и детей. Так ли это? Относится ли это к декретным деньгам и считаются ли они заработком? А 300 000, выплачиваемые за второго ребенка?

1. Одно из передовых!

2. О соотношении семейных и деловых обязанностей советую изучить книгу «10-10-10», автором которой является Сюзи Уэлч, супруга легендарного Джека Уэлча. Книга легко читается и в основном соответствует мусульманским ценностям. Также настоятельно рекомендую прочитать книгу моей супруги Зили Аляутдиновой «Секреты семейного счастья».

3. Да, такое возможно, но взаимопонимание в семье, обоюдность общесемейных решений более важны и первостепенны, если мы говорим о духе веры и религии.

У меня к вам несколько вопросов. Ответьте, пожалуйста.

1. Если жене предложили работу, при выполнении которой ей придется находиться рядом с посторонним мужчиной наедине, в одном кабинете, как быть? Запретить? По милости Всевышнего нет острой необходимости супруге выходить на работу, так как моего заработка хватает, но она добровольно изъявила желание работать, аргументируя тем, что не хочет засиживаться дома, хочет развиваться, общаться с людьми и т. д. Супруга пока не начала соблюдать религиозную практику. Наши дети (дочке 4 года, сыну 2,5) ходят в садик. Что можете посоветовать?

2. Нужно ли детям ходить в детский сад или лучше самим ими заниматься дома? Лично я сторонник того, чтобы супруга занималась детьми и была дома, так как никто лучше нее не знает, что хорошо для наших детей. Но ей не хочется целый день проводить дома, она часто жалуется на это, устает от двоих детей. Я ее понимаю. Можно пригласить помощницу, чтобы она помогала ей по дому. Я не хочу на нее сильно давить и запрещать ей все. Подскажите, пожалуйста, с религиозной точки зрения и из собственного опыта, как нам быть?

3. Возможно, вы знаете, что у казахов есть такая традиция: единственный или младший сын должен остаться жить со своими родителями. Это мой случай, я — единственный сын. Мы с женой и детьми живем вместе с моими родителями. Хотя возможность жить отдельно от них у нас есть. Отцу до пенсии еще 10 лет, и родители хорошо обеспечены.

Я 1,5 года назад стал религиозно-практикующим и стараюсь по возможности приобщать жену, детей к следованию канонам, но мои родители категорически против этого. Дочь и сын пару раз видели меня молящимся, и дочка спросила, что и зачем я делаю. Я постарался ей объяснить, и она начала за мной повторять. В один прекрасный день она достала свое полотенце, расстелила на полу перед моими родителями и, приняв соответствующею позу, начала объяснять своему младшему братику, как надо молиться. Родители, мягко говоря, были не в себе. Мама на меня конкретно наехала после этого. Мол, детям голову не забивай. Даже настояла на том, чтобы я поставил защелку на дверь и закрывался на нее во время намаза. Пока не хватает опыта, и не знаю, как все устроить. Если уйти и жить отдельно, родители обидятся. А так хочется открыто говорить, объяснять своим детям об Исламе, потихоньку закладывать основу. С родителями на эту тему пару раз пытался заговорить, но они категорически не желают слушать. Говорят, что я не развиваюсь, а наоборот — возвращаюсь в Средневековье. Они не отрицают Бога, верят, но не видят необходимым практиковать религию, даже Коран в руки брать не хотят. А.

1. Советую активно заниматься развитием детей. Когда им исполнится по 13–15 лет и они благополучно будут обучаться в хорошем лицее или, например, перейдут в то образовательное учреждение, которое откроет им перспективы получения образования за границей, и дети будут уже сформированными личностями со своей системой ценностей и авторитетов, а также каждодневной дисциплиной, тогда вы, родители, можете отпустить их в свободное плавание, которое активизирует их рост и развитие в том направлении, которое было задано в семье, в первую очередь — вашей супругой. Активно развивая детей, используя при этом умные книги, тренинги и технологии, жена возымеет перспективу и собственного серьезного интеллектуального и эмоционального развития. Это — тяжелый труд, но он окупится сторицей и в земной обители, и в вечной. Развивая детей духовно, она и сама вырастет духовно, побуждая малышей к физическому развитию, дисциплинирует и себя в вопросах каждодневных физических нагрузок, являя собой тем самым живой пример всестороннего развития.

Желание устроиться на работу на данном этапе в ее случае — это желание тусоваться и наряжаться для кого-то. Через несколько лет она поймет, что это было серьезной ошибкой, а возможность наверстать упущенное уже более не представится.

До момента, когда детей можно отпустить в свободное плавание, предстоит работа с ними. Десять лет интенсивных вложений дадут серьезные дивиденды (с Божественного на то благословения). Затем, уже имея серьезный опыт развития и становления личности, женщине можно включаться в процесс карьерного роста, устраиваться на работу либо организовывать собственное дело.

2. Детский сад важен для развития ребенка. Но не нужно ограничиваться лишь им, вечером и в выходные развитие продолжается уже в домашних условиях. Днем супруга может спокойно заниматься решением бытовых и хозяйственных вопросов, а также должна вовремя отдыхать и всесторонне развиваться, дабы вечером быть эмоционально сдержанной и мудрой во взаимоотношениях с мужем и детьми.

3. Для вашей семьи будет правильным жить отдельно, например неподалеку. Будете навещать родителей по праздникам и в выходные дни. Говорю я это больше не из-за их мнения о религии, я скорее имею в виду создание долгосрочных и гармоничных отношений в вашей семье. Родители, вы и ваши дети — три разных поколения, а этапы развития сегодня исчисляются уже не веками, а 5–10 годами. Учитывайте это. Следует уважать родителей и почитать, но быть на привязи у кого-либо не стоит.

Можно ли работать мусульманке, если нет другого способа содержать себя и усыновленных двух детей?

Каноны не запрещают женщине-мусульманке получать высшее образование и работать. Она должна быть грамотна для того, чтобы полноценно воспитывать своих детей. Что касается работы, то, когда нет кормильца или недостаточен его материальный доход, женщина может работать и зарабатывать.

Я ношу платок уже 12 лет. Чтобы заработать себе на жизнь и помочь родителям, я вышла на работу, сейчас преподаю в университете. Но в хиджабе мне не разрешают ходить, и я надела водолазку, платок повязала назад. В принципе, мои волосы не видны, видны только чуть-чуть щеки и шея до водолазки. Еще мне сказали, что преподавать в вузе харам (запретно), так как там учатся ребята. У меня два вопроса: 1) можно ли носить так платок; 2) является ли моя работа запретной? Можно вас попросить привести далиль (доказательство) из Сунны и Корана. Зухра, 29 лет.

1. Это правильный выход.

2. В вашей работе трудно разглядеть какую-либо запретность. Обучение других и получение образования — весьма важно в нашей жизни. А те, кто сказал вам, что «там учатся ребята», наверняка сами любят «поотшельничествовать», пожить за чужой счет под «благовидным» предлогом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Лучшие из вас — это те, кто не оставляет вечное ради мирского[3], а также мирское ради вечного [умеют уловить и выстроить гармонию между ними в соответствии с существующими обстоятельствами и тщательным анализом их в контексте мирской и вечной перспектив]. [Лучшие — те] кто не становится бременем (ношей) для других»[4].

Кстати, о ваших советчиках. Пусть они возьмут ваши ежемесячные расходы на себя на последующие два года. Как только вы им предложите это, причем на полном серьезе, их головы начнут работать совсем по-иному, и они найдут для вас аргументы из Корана и Сунны, подтверждающие верность вашего решения.

Могу ли я работать, имея детей, состояние, просто для себя?

Женщинам все же сложно совмещать работу с должным воспитанием детей.

«Было проведено несколько социологических опросов, результаты которых говорят о том, что большинство мужчин и женщин считают, что представительницы прекрасного пола не умеют совмещать семью и карьеру. Однако многие специалисты уверены, что матери устраиваются на работу не только для увеличения семейного бюджета, но также для того, чтобы получать удовольствие. Без работы, уверены эксперты, многие женщины будут чувствовать себя подавленными и ненужными. Зачастую именно успешная карьера помогает матерям разнообразить свою жизнь и отвлечься от домашней рутины»[5].

Я бы посоветовал следующее: если вы как мать уже воспитали своих детей и они самостоятельны, а также если вы успеваете со всеми делами, касающимися домашнего очага, то нет проблем. В то же время мнение супруга важно. Существенным фактором может явиться характер вашей профессиональной деятельности.

Так получилось, что я должна работать дознавателем. Пока у меня нет выхода. А мне сказали, что такая работа харам (канонически запретна). 1. Так ли это? 2. Первое время у меня не будет возможности совершать молитвы вовремя, могу ли я их восполнять при первой возможности? Марина.

1. Ваша работа, если вы ее добросовестно выполняете, халяль (разрешенная).

2. Да, можете в вынужденных ситуациях. Также вы можете совмещать вторую с третьей и четвертую с пятой в общем промежутке времени[6].

Я работаю швеей, шью по индивидуальным заказам. Можно ли швее-мусульманке шить одежду для мужчин? Или ограничиться лишь женщинами и детьми? Lina, 35 лет.

Можно шить и для мужчин.

Можно ли мусульманке быть мужским парикмахером?

Нет.

Каково место женщины, читающей намаз, в сфере сетевого маркетинга? Я предполагаю, что сетевой маркетинг — дело, которое алчно направлено на выгоду и обрабатывание людей для привлечения в сеть, где каждый зарабатывает на своей пирамиде. Моя девушка читает намаз, но в это дело ее втянули подруги, и теперь я не знаю, как ее переубедить. А.

Если продукт, который они продают, качественен, тогда это не финансовая пирамида, а форма торговли в обход дорогостоящей рекламы. Многие мировые бренды переходят на сетевую форму торговли, делясь прибылью с участниками торгового процесса, продвигающими их товар. При этом они экономят сотни миллионов долларов, которые ушли бы на уже малоэффективные PR-компании и рекламные акции в СМИ.

Я веду религиозную рубрику об исламском воспитании детей на местном радио. Многие радиослушательницы говорят, что у меня красивый, приятный голос. Я говорю естественным голосом, никак его не приукрашиваю, но все же радио слушают не только женщины. Является ли женский голос ауратом?

Нет[7]. Вдаваться в канонические подробности и анализировать мнения ученых на этот счет не считаю рациональным и полезным в данном случае.

Я соблюдающая мусульманка, работаю в частной стоматологической клинике врачом-стоматологом. Учитывая мою специальность, вынуждена принимать и лечить мужчин. Не запрещено ли это Исламом? Анж, 26 лет.

Это не запрещено. Даже среди сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) были женщины, которые лечили как мужчин, так и женщин, обрабатывали раны и, если требовалось, оголяли аурат больного в процессе лечения[8]. Врачевание — это не любование красотами противоположного пола, а тяжелый труд, требующий от человека высокой бдительности и сосредоточенности на состоянии больного.

Можно ли заниматься современными танцами с закрытым ауратом в одном зале с молодым человеком, но максимально отдаленно друг от друга, так что возможность пересечься взглядами минимальна? Можно ли преподавать танцы?

А почему нет? Ведь это полезно для здоровья. Думаю, явно запретное здесь отсутствует. Главное — чтобы вы не оставались наедине с этим молодым человеком или любым другим мужчиной.

Преподавать также возможно, особенно детям, женщинам, так как это благоприятно влияет на их физическое развитие, выравнивает осанку, способствует правильности и ровности походки.

К сожалению, из-за сидячего образа жизни в школе, институте, на работе и дома многие дети и взрослые приобретают серьезные искривления позвоночника, дряблость мышц, поддерживающих его, и сильную сутулость, что ведет к целому ряду внутренних, а порой и проявляющихся внешне заболеваний вследствие нарушения сигналов, поступающих из мозга к внутренним органам через позвоночник, через его нервные окончания. А как следствие — нарушается кровообращение, что в свою очередь ведет к сбоям процесса обмена веществ и поступления кислорода к клеткам тканей. Позже люди годами лечат печень или сердце, пьют дорогостоящие лекарства, а причиной в итоге оказывается зажим нерва, передающего сигнал на печень или сердце. К сожалению, современная медицина в большинстве случаев не лечит причину, а работает со следствием.

Соглашусь, что люди очень совершенны по своему творению, здоровые органы начинают с удвоенной нагрузкой работать за больные, индивидуум привыкает к болевым ощущениям, глотая таблетки, но не лучше ли своевременно следить за своим телом, дабы радоваться земной жизни, благодарить Всевышнего за ее великолепие и иметь силы, здоровье для совершения благих дел ради Божественного благословения в вечности.

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Например, М. Селигмана «В поисках счастья», С. Уэлч «10-10-10».

[2] К примеру, книгу Е. Н. Зарецкой «Риторика. Теория и практика речевой коммуникации».

[3] Например, стремясь заполучить то или иное земное благо (денежную премию, должность, выгодный контракт), человек, вроде как верующий, под разными предлогами не брезгует совершить аморальное либо преступное (обман, воровство, информационное уничтожение конкурента, интриги и т. п.). То есть ради мирского он жертвует вечным, совершая очевидное, «оправданное» злодеяние.

[4] Хадис от Анаса. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4112, «сахих».

[5] Работающая мать — беда семьи // журнал «Вокруг света», 8.08.2008.

[6] Подробнее об объединении молитв в вынужденных ситуациях читайте в моей книге «Мусульманская молитвенная практика».

[7] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 744.

[8] См.: Али ‘Джума. Современные фетвы. Т. 1. С. 430, 431.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1