Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Уважительное отношение к мертвому телу

Насколько допустимо, согласно мусульманским канонам, резать трупы, например, для определения причины смерти?

Приведу несколько мнений[1], которые касаются этого вопроса:

«Допускается разрезать живот умершей женщины, в утробе которой находится живой зародыш, для спасения жизни младенца» (так считают богословы ханафитского и шафиитского мазхабов).

«Допускается разрезать живот умершему для извлечения из него чужого имущества (например, драгоценные камни) или собственного (например, проглоченного с намерением сохранить), которое было им проглочено» (так считают богословы ханафитского, шафиитского и маликитского мазхабов). Богословы-ханафиты добавляют: «Можно резать, но только тогда, когда невозможно компенсировать нанесенный другому ущерб из оставленного покойным имущества, и нет никого, кто мог бы компенсировать».

Современный богослов аз-Зухайли (и не только он) считает, что в случаях вынужденности и необходимости, к которым относятся, например, медицинские исследования, определение причины смерти покойного, уголовное разбирательство, где необходимо заключение экспертов о мотивах смерти в доказательство вины или невиновности подозреваемого, допускаются анатомические исследования тела покойного[2].

Следует подчеркнуть, что это положение действует лишь в случаях необходимости и вынужденности. В обычной же ситуации действенен достоверный хадис[3]: «Сломать кость мертвому человеку подобно тому, как сломать ее живому»[4], то есть по степени греха одинаково пред Богом. Отношение к телу покойного должно быть столь же уважительным, как и к живому.

Уважаемый Шамиль, я студентка 1-го курса медицинского факультета. Стать врачом мечтала со школьной скамьи и, разумеется, в то время анатомические театры (так называемые анатомички) я считала неотъемлемой и дозволенной с точки зрения религии частью будущего образования. Ныне, пребывая в хранилищах заспиртованных органов, трогая руками останки костей, мышц, внутренних органов, некогда функционировавших в живом организме, присутствуя на препарированиях трупов, каждый раз проходя мимо забальзамированных трупов, подвешенных к потолку в учебной аудитории, у которых довольно отчетливо видны черты лица, наблюдая, как студенты порой самым нехорошим образом прикалываются над ними, я все чаще стала задаваться вопросами: допустимо ли это? а как к этому относится моя религия?

Как в исламских государствах решают проблему работы студентов медицинских вузов с трупным материалом? Если анатомические театры незаменимы вовсе, то почему нельзя устанавливать определенные сроки, по истечении которых трупы должно захоронить? Ответьте, чтобы душа была спокойна, когда глаза в следующий раз увидят это. Фатима.

В хадисе есть упоминание о том, чтобы люди относились к телам покойных столь же уважительно, как и к живым. В то же время мусульманские богословы допускают, например, вскрытие тела для определения причины смерти. Что касается вашего случая, то я не могу вам сказать что-то однозначное. Если описанное вами необходимо для благополучной жизни и здоровья ныне живущих людей, тогда использование трупов или отдельных органов для приобретения навыков врачевания и более верного изучения строения человеческого тела является допустимым.

Как в Исламе относятся к кремации усопших? Допускается ли сжигание тела с последующим погребением праха или тело должно быть погребено цельным? Если можно, разъясните, пожалуйста, теологическую сторону возможности либо невозможности кремации. Эльшан.

Кремация тела в Исламе запрещена. По мусульманским канонам тело покойного предается земле после выполнения всех необходимых обрядов.

Трансплантация органов в Исламе

Недавно по совету друзей посмотрел фильмы «Семь жизней» и «До последнего вздоха», в которых основной темой является пересадка органов. Это фильмы о тех людях, которые нуждаются в подобных операциях. Ознакомившись с ситуацией у нас в стране, узнал, что органов для трансплантации действительно чрезвычайно не хватает, а нуждающиеся годами ждут и зачастую не доживают до появления подходящего донора. Дозволительно ли для мусульманина оставить соглашение на использование своих органов в качестве донорских в случае кончины? И какие условия для этого должны быть соблюдены? Руслан.

Такое возможно, главное — чтобы передача была безвозмездной.

Можно ли делать пересадку органов от умершего человека живому?

Да, можно. Единственное — человек не продает свой орган, а передает его безвозмездно.

Допустимо ли клонирование человека или органов? Какого мнения придерживаются ученые?

Клонирование органов допускается мусульманскими учеными, а клонирование самого человека или животных — нет. Вы ведь хорошо знаете о том, например, что до появления первого нормального животного (овечки Долли в 1996 году), на свет появились сотни(!) нежизнеспособных уродов. Сама Долли была усыплена в 2003 году из-за прогрессирующего заболевания. Научная полезность и перспективность клонирования до сих пор под большим вопросом, но миллиардные средства, выделяемые госбюджетами на такие проекты — факт, и это очень даже туманная и доходная (баснословно доходная) сфера бизнеса.

Клонирование органов и тканей для трансплантации (воссоздание органов и тканей в лаборатории) — это одно из самых многообещающих направлений в медицине. Ведь тогда можно будет решить проблему недостатка донорских органов.

«Ткани, полученные из стволовых клеток пациента, могли бы компенсировать недостаток и дефекты собственных тканей организма и не отторгаться при трансплантации. Это так называемое терапевтическое клонирование. Терапевтическое клонирование предполагает, что в результате намеренно не получается целый организм. Его развитие останавливают заранее, а получившиеся эмбриональные стволовые клетки используют для получения нужных тканей или других биологических продуктов. Эксперименты показывают, что терапевтическое клонирование может быть с успехом применено для лечения некоторых заболеваний, считавшихся неизлечимыми. <…> По данным от 2006 года клонирование в терапевтических целях применяют в Великобритании, Бельгии и Швеции. Во многих других странах терапевтическое клонирование запрещено, хотя законы постоянно обсуждаются и изменяются. В России в настоящее время такая терапия не осуществляется, ее юридический статус не определен, однако развитие технологии было приостановлено до момента определения статуса»[5].

«Если большинство граждан действительно решит отказаться от посмертной трансплантации, проблему недостатка донорских органов можно будет решить с помощью легализации так называемого терапевтического клонирования, в процессе которого из стволовых клеток выращиваются определенные органы прямо в организме больного. Эксперты РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации) предлагают издать для него отдельный закон — сейчас статус такого клонирования в законе РФ не определен вовсе»[6].

Что же касается клонирования человека, то, повторюсь, с точки зрения мусульманских канонов, а также мусульманской морали и этики такое недопустимо. Сколь много вреда это может принести человечеству, современная наука начинает говорить (за исключением тех, кто материально заинтересован в такого рода проектах) все более и более открыто и громогласно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Это прописывается в богословских трудах пятисот-восьмисотлетней давности.

[2] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2608.

[3] То есть слова заключительного Божьего посланника Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

[4] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 176, хадис № 1616, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 389, хадис № 6231.

[5] https://ru.wikipedia.org.

[6] http://izvestia.ru/news/600891#ixzz435Dm7io2.

 

Смерть

Похороны

Трансплантация органов

Кремация

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic