Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

В преддверии освобождения Мекки (Сира 151)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Тревога распространилась в окрестностях Мекки после возвращения Абу Суфьяна. ‘Аббас ибн ‘Абдульмутталиб решил вместе со своими детьми покориться и стать мусульманами, потому выступил из Мекки в Медину. По дороге они встретили Пророка, следующего, наоборот, в Мекку.

Вышли в путь также Абу Суфьян ибн аль-Харис ибн ‘Абдуль-мутталлиб[1] и ‘Абдуллах ибн Абу Умайя[2]. Они встретили посланника Ал­лаха в пути возле места под названием аль-Абва’, когда он направлялся со своим войском в Мекку. Несмотря на то что они являлись племянниками Пророка со стороны отца, они были в числе тех, кто причинил много боли ему в Мекке. Посланник Аллаха ﷺ отвернулся от них, не желая с ними разговаривать.

Тогда ‘Али ибн Абу Талиб ─ посоветовал своему племяннику Абу Суфьяну прибегнуть к тому, что поможет ему обрести расположение посланника Аллаха. Он сказал: «Пойди к нему и обратись лицом к лицу со словами, сказанными братьями Юсуфа:

«Клянемся Богом, Аллах (Бог, Господь) возвысил тебя над нами (предпочел тебя нам) [предоставив тебе знания, терпение, благородство, власть, достаток и пророческую миссию]. Нет сомнений, что [тогда] мы совершили явную ошибку (очевидный грех)», — признались они [мы раскаиваемся, нет оправдания нашему преступлению]» (Св. Коран, 12:91).

Пророк не пожелает, чтобы кто-то был лучше него ответом». Абу Суфьян так и поступил, на что Пророк зачитал аят:

«Никто ругать (порицать) вас сегодня [а тем более в последующем] не будет. Пусть же простит вам Аллах (Бог, Господь), Он ведь милостивей всех милостивых» (Св. Коран, 12:92).

Войско продолжило путь, преодолевая то возвышенности, то низменности на пути в Мекку. К вечеру они были у подступа к городу в местечке Марр аз-захран. Здесь был разбит лагерь на десять тысяч человек, вся долина осветилась от пламени разожженных огней. Жители Мекки находились в неведении относительно того, что в скором времени должно произойти. ‘Аббас испытывал тягостное чувство из-за битвы, которая вот-вот обрушится на город и его жителей, но ни к чему не приведет. Он начал искать способы убедить курайшитов заключить мирный договор с Пророком и уверить в необходимости войти под его защиту.

В это время трое предводителей Мекки решили узнать, что происходит, послушать, что говорят в окрестностях. Когда они приблизились к долине, то были потрясены увиденным. Абу Суфьян ибн Харб[3] сказал: «Я не видел столько огней и столько воинов, как в эту ночь». Будейль ибн Варка’ ответил: «Клянусь Аллахом, там племя Хуза‘а, рассерженное войной против них». Абу Суфьян возразил: «Воины Хуза‘а малочисленнее и презреннее». Среди предводителей был также Хаким ибн Хизам.

Мусульмане в тот момент, следуя обозначенному плану, направляли лазутчиков следить за обстановкой в округе. Они надеялись настигнуть курайшитов неожиданно и не дать им иного выхода, кроме как покориться. Конница мусульман наткнулась на тех трех и силой сопроводила к Пророку ﷺ. ‘Аббас примкнул к пленникам, объявив, что они под его покровительством. Курайшиты предстали перед Пророком и большую часть ночи говорили с ним, в результате чего их сердца открылись для Ислама. Медлил только Абу Суфьян до тех пор, пока не взошло солнце. Они попросили безопасности для курайшиитов, на что Пророк ответил: «Кто войдет в дом Абу Суфьяна, тот в безопасности. Кто войдет в мечеть, тот в безопасности. Кто закроет дверь, тот в безопасности»[4].

Посланник Всевышнего ﷺ выделил таким образом Абу Суфьяна, принимая во внимание его статус и себялюбие. Пророк успокоил его тем, что по сути никому не принесет вреда и не будет обременительным. Разве есть что-то страшное в том, чтобы приблизиться к человеку столь незначительной ценой? Посланник Аллаха желал удостовериться, что дела будут идти вдали от войн и кровопролития. Дополнительно к этому посланник Всевышнего поручил ‘Аббасу удержать Абу Суфьяна в ущелье долины, дабы тот увидел всю мощь военной силы и оставил попытки противостоять мусульманам. Ведь именно он являлся предводителем Мекки, за которым следуют остальные.

‘Аббас передает: «Я удерживал Абу Суфьяна в ущелье, как поручил посланник Аллаха. Рядом с нами проходили племена со своими знаменами. Каждый раз, когда проходила очередная группа, он спрашивал: «О ‘Аббас, кто эти люди?» Я отвечал: «Сулейм». Абу Суфьян восклицал: «Какое дело племени Сулейм до меня?» Проходило очередное племя, он снова спрашивал: «О ‘Аббас, кто эти люди?» Я отвечал: «Музейна». Абу Суфьян восклицал: «Какое дело племени Музейна до меня?»

Так продолжалось до тех пор, пока не прошли все племена, и каждый раз Абу Суфьян задавался вопросом: «Какое дело этому роду до меня?» Последним прошел со своим полком из мухаджиров и ансаров посланник Аллаха, неся зеленое знамя. Абу Суфьян видел лишь их железный, непоколебимый взгляд. Он спросил: «О ‘Аббас, кто эти люди?» Я ответил: «Это посланник Аллаха с мухаджирами и ансарами». Тогда он воскликнул: «Нет ни у кого силы и мощи, чтобы противостоять им! О сын Фадля (‘Аббас), воистину, власть твоего племянника стала сегодня великой!» Я ответил: «О Абу Суфьян, воистину, это пророчество». На что Абу Суфьян подтвердил слова ‘Аббаса, сказав: «Да, это так»[5].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу Суфьян ибн аль-Харис ибн ‘Абдуль-мутталлиб — сподвижник и племянник пророка Мухаммада. Принял Ислам во время освобождения Мекки. В последующем вместе с Пророкоом принял участие в битве Хунейн и Таиф. Скончался в Медине в период правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба.

[2] ‘Абдуллах ибн Абу Умайя — сподвижник пророка Мухаммада. Его матерью была ‘Атика, дочь ‘Абдуль-мутталиба, тетя Посланника. Изначально был в числе ярых противников Мухаммада. Приводится, что, когда Абу Талиб находился при смерти и Пророк призывал его признать Всевышнего Аллаха и уверовать в Него, ‘Абдуллах вместе с Абу Джахлем были рядом и помешали этому произойти. В год освобождения Мекки вместе с Абу Суфьяном принял Ислам.

[3] Не путать с уже упомянутым раннее человеком по имени Абу Суфьян.

[4] См.: аль-Байхакы. Ас-сунан аль-кубра. Т. 9. С. 200, хадис № 18278.

[5] См.: ас-Сухайли ‘А. Ар-рауд аль-унуф. Т. 7. С. 66.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1