Воскрешение из мертвых

«И воззвал Ибрахим (Авраам): «Господи, покажи мне, как ты оживляешь мертвых». [Бог спросил его:] «А [разве] ты не уверовал?» [Очевидно, что разумом это очень сложно понять, возможно лишь почувствовать верой, сердцем, душою.] Он ответил: «Нет сомнений в моей вере, но я хочу, чтобы сердце успокоилось». [Ему, как человеку, был интересен сам процесс превращения мертвого и бездыханного тела в живое, что открыло бы иное восприятие.]

[Творец повелел:] «Возьми четырех птиц, разрежь их на части и разнеси по кусочку от них по горам [помести их в разных отдаленных друг от друга местах]. Затем созови их, и они стремительно слетятся к тебе. Знай же, Аллах (Бог, Господь) Всемогущ и беспредельно Мудр» (Св. Коран, 2:260).

У простого обывателя эта история не вызовет чувства изумления, так как каждый желает увидеть невозможное собственными глазами. Но время пророческих чудес прошло, и возможность Воскрешения из мертвых осознается лишь на уровне веры.

Разум человека способен рассуждать, требовать объяснений, но… Всему свое время. Все когда-то увидят это чудо, но на тот момент оно будет уже не само собой разумеющимся для мусульманина постулатом веры, а очевидным и неопровержимым фактом.

Позиция тех, кто не верит в это

«Они говорят: «Разве нас смогут заново сотворить, после того как мы уже сгнием в земле?!» Ответь: «Превратитесь вы [с течением веков] хоть в камень, хоть в железо (или: «будь вы из камня или железа») либо станете чем-то иным, более невозможным для вас (неподдающимся воскрешению с точки зрения вашего восприятия вещей) [не сомневайтесь, каждый из вас будет воскрешен, облечен в плоть и кровь и воссоединен с душою, пребывавшей в мире душ в ожидании своего часа]!» Они продолжат: «Кто же вернет нас [в прежнее состояние]?!» Ответь: «Тот, Кто изначально сотворил вас». С насмешкой и удивлением они будут покачивать головами перед тобою, говоря: «Ну и когда же это?» Ответь: «Близко, очень близко» (Св. Коран, 17:49–51).

*

«Они [безбожники всех времен и народов] твердили: «Если мы умрем, превратимся в прах и истлевшие кости, станем землею, разве можно будет нас воскресить?! [Это нереально!]» (Св. Коран, 23:82).

*

«Скажи: «Никто ни на небесах, ни на земле не знает о неведомом [сокрытом], кроме Аллаха (Бога, Господа). [Есть вещи, которые известны лишь Ему и никому другому.] Люди и почувствовать не смогут, когда будут воскрешены. [Каких бы высот в знаниях и научных открытиях человечество ни достигло] понять и представить себе то, что касается вечности [Конца Света, Воскрешения, Судного Дня, Ада, Рая], оно так до конца и не сможет. Они [безбожники и им подобные] будут сомневаться. Нет, они просто слепы [сердцами и не проницательны, чтобы] увидеть это [понять очевидность этого]» (Св. Коран, 27:65, 66).

Всему свое время.

Очевидно, надо лишь раскрыть глаза

«Он [Господь миров] отправляет ветра радостной вестью перед [приходом] Его милости [к примеру, в виде дождя, прохлады, тени].

Когда ветра поднимают и переносят тяжелые [полные частичек воды] облака, тучи, Мы [продолжает Творец, местоимением «Мы» указывая на Свое величие] гоним их к мертвой [засушливой] местности и низводим на нее воду, а затем выводим ею [из бездыханной ранее почвы] все виды плодов [как съедобных, так и несъедобных]. Подобным же образом Мы выведем [в День Воскрешения] всех мертвых [живших когда-либо прежде на земле]. Так извлеките же для себя назидание [из происходящих рядом с вами природных явлений]!

Плодородная (хорошая) почва дает [красивые, сочные, вкусные и самые разные] плоды, растения, с благословения Творца. А на плохой [к примеру, солончаковой почве[1]] если и произрастет что-либо, то с большим трудом. [Соответственно, благотворная почва души верующего человека всегда легко и естественно впитывает все хорошее извне, и так же легко и естественно выдает наружу положительные эмоции, сдержанные реакции, добрые слова. Внешний облик «благоухает» благородством, даже если человек занят трудоемкой работой или очень скромно, бедно одет. Что касается безбожника и невоспитанного человека, то хорошее из него можно вытащить лишь «клещами», он скуп на доброе слово и ему сложно доброжелательно воспринимать окружающих.]

Подобным образом Мы раскрываем знамения для людей благодарных [ведь лишь они по-настоящему смогут извлечь соответствующую пользу из такого рода примеров]» (Св. Коран, 7:57, 58).

*

«Так посмотри же на следы [различные формы] проявления милости Аллаха (Бога, Господа): Он оживляет землю после того, как она была мертвой. Воистину, и нет сомнений, Он — оживляющий мертвых. Он в состоянии сделать абсолютно все [и это «все» никак не ограничено узостью человеческого сознания, сколь бы многого в научно-интеллектуальном плане люди ни достигли]» (Св. Коран, 30:50).

*

«Аллах (Бог, Господь) отправляет ветра. Они же в свою очередь приводят в движение облака (тучи). И направляем Мы [говорит Господь миров] их к неживой местности и оживляем этим землю, после того как она была мертвой. Подобным же образом [произойдет] и Воскрешение [людей из того, что останется от их тел в земле]» (Св. Коран, 35:9).

*

«Разве не видит человек, что Мы сотворили его из капли [из слияния сперматозоида с яйцеклеткой, причем на таком микроскопическом уровне], а смотришь — он превратился в явного спорщика [«аргументированно» отрицая Бога, постулаты веры или рассуждая о том, есть Творец или нет]?! Он приводит нам примеры [старается обосновать свои рассуждения], забыв о том, откуда и как он появился, говоря: «Кто сможет оживить истлевшие кости?!» Ответь: «Оживит их тот, Кто изначально дал им жизнь. Обо всем сотворенном Он [Господь миров] в полной мере осведомлен [Всевышний не ограничен ни временем, ни пространством, ни чем-либо иным]» (Св. Коран, 36:77–79).

*

«Из земли Мы вас сотворили [вашего праотца Адама], в нее же вас и вернем [после необратимо приходящей к каждому смерти], а затем из нее вас воскресим [в назначенный Нами срок]» (Св. Коран, 20:55).

Мудро подмечено: «Очевидность не доказывается, ее чувствуют».

Никуда не деться

«Скажи: «Кому принадлежит все то, что на небесах и на земле? [Ответ в сознании человека напрашивается сам собою:] Аллаху (Богу, Творцу)! [Помните!] Во всем том, что исходит от Него, преобладает милость. Он [воскресит и] соберет всех вас [вне зависимости от эпох, народов, рас, чинов или титулов] для Дня Суда [где спросит сполна за мирские дела и поступки]. В этом нет ни малейшего сомнения. Потерявшие себя, потерпевшие полный крах [в тот День] — это те, кто не верует [так до смерти и не уверует в жизни земной. Не применив должным образом разум, знания и опыт человеческой истории, они сами себе подписали приговор о вечных муках, хотя достаточно было с верой и пользой прожить не такую уж продолжительную мирскую жизнь]» (Св. Коран, 6:12).

*

«Убеждены безбожники в том, что никогда не будут воскрешены. Скажи им: «Нет же, и клянусь Господом, вы, можете не сомневаться в этом, будете воскрешены [восстанете из могил, будете заново собраны из того, что останется от вас, и оживлены], затем вам объявят о том, что вы делали [в мирской обители]. Это (этот процесс) для Аллаха (Бога, Господа) абсолютно легко (не составит труда) [сколь бы невозможным вам ни казалось]» (Св. Коран, 64:7).

*

«Все вы до одного возвратитесь к Богу [вне зависимости от взглядов и убеждений]. [Ведь это] правдивое обещание Господа. Он дает творениям жизнь [на период их мирского существования], а затем вернет их [повторно к жизни со всеобщим Воскрешением из мертвых. А совершено это будет для того], чтобы по справедливости воздать тем, кто уверовал [живя в тленной, но необычайно красивой мирской обители, украшенной их делами, устремлениями, лучезарными улыбками, светлыми порывами и убеждениями, претворенными в жизнь] и совершал благие дела [именно совершал, а не намеревался из года в год сделать что-то полезное, так и не успев до конца своих мирских дней]» (см. Св. Коран, 10:4).

Конец Света
…и протрубят в Горн

В Священном Коране сказано:

«Когда [в назначенный час] протрубят в Горн (Трубу, Рог)[2] один раз… Землю и горы понесет [они придут в активное движение], станут разрушаться и превратятся [в итоге] в ровное место. [Планета Земля станет абсолютно иной, все кардинально изменится]. Тогда (в тот День) наступит [изначально] определенное [Богом] Событие [День всеобщего Воскрешения. Конец Света, ознаменованный полным разрушением планеты Земля и всего космического пространства, завершится всеобщим Воскрешением]. Небо [во время Конца Света] растрескается, и в тот День оно будет слабым [беспомощным, космос потеряет свою монолитную мощь и превратится в нечто абсолютно иное]. По всем его (неба) краям [по всем сторонам открывшегося преображенного космоса будут находиться] ангелы. В тот День Трон[3] Господа твоего [который по своим размерам больше всех семи небес, всех космических пространств] понесут над собою восемь [ангелов]. В тот День вы [люди и джинны, восстановленные из праха или даже молекул] предстанете [на необъятной для вас площади Суда[4]] и ни один секрет не сможете утаить. [Ни земных секретов вам, ни тайн, все станет явным и очевидным]» (Св. Коран, 69:13–18).

*

«Послышался звук Горна (Трубы, Рога), и умерли все, кто на небесах, и все, кто на земле, кроме тех, кого Всевышний пожелал оставить [предположительно — несколько главных ангелов, смерть которых будет чуть отсрочена]. Затем [через какое-то время] послышался второй звук Горна (Трубы, Рога), и все они ожили, смотрят. [Откроется мир душ, и каждая душа устремится в свое восстановленное заново тело.] Осветится земля светом Господа; будет положена Книга [где представлена вся история человечества и мира джиннов в подробностях касательно каждого из представителей обоих миров; по каждому его «личное дело»]; [из многомиллиардной толпы] выведут пророков и свидетелей [из числа ангелов и не только]. Все рассудят правдиво (справедливо), и никто не будет притеснен. Каждой душе воздастся тем, что заслужила [в соответствии с прожитой жизнью]. А ведь Он [Господь миров] лучше всех знает о том, что делали [люди и джинны. Сокрыть что-либо или уйти от ответственности никто не сможет. В то же время Творец не нуждается ни в свидетельствах, ни в свидетелях, в этом нуждаются для убедительности и объективности приговора те, кому держать ответ]» (Св. Коран, 39:68–70).

С первым пронизывающим все живое гласом во всех мирах все без исключения будет волею Творца умерщвлено. Упоминается, что между глобальным умерщвлением и следующим за ним абсолютным оживлением всех и вся — сорок лет. А вот каких лет — одному Богу ведомо[5].

«И как только послышался [второй] звук Горна (Трубы, Рога)[6] (раздался второй глас Трубы), так сразу, без промедления они воскресли из могил и устремились к Господу своему, говоря: «О горе нам! Кто поднял нас с постели [из могил] (пробудил ото сна)?!» [Им ответят:] «Это — обещанное Всемилостивым и правдиво извещенное посланниками Его». Это [оживление, воскрешение из мертвых] — подобно одному крику, и вот все они [люди и джинны] пред Богом собранные [для ответа за прожитую мирскую жизнь]» (Св. Коран, 36:51–53).

*

«[Наступит час и] все, кто на небесах и на земле, встанут пред Ним в состоянии рабской покорности. [Вся языческая спесь, атеистические взгляды или безразличие к вечному сойдут на нет. В День Суда серьезность и ужас происходящего разом выбьют все это из душ и сознания людей]… В тот День [в Судный День, уже после Воскрешения из мертвых] по зову [ангела] люди будут идти ровно (прямо) [не имея возможности уклониться от заданного курса; или: «его отношение ко всем будет одинаковым»]. Голоса притихнут пред Всемилостивым, слышен будет лишь шепот… Набожные [благонравно и с именем Господа прожившие свою как день пролетевшую мирскую жизнь] будут [почетно] делегациями собраны перед Всемилостивым. А грешников, подобно животным, погонят в Ад» (Св. Коран, 19:93; 20:108; 19:85, 86).

*

«Люди! Бойтесь вашего Господа [помните о Нем, исполняйте Его предписания]. Воистину, [глобальное, всемирное] сотрясение (землетрясение) [перед] Концом Света — это нечто ужасное. [Если что и поможет в такое время, то лишь крепкая, прочная духовная составляющая человека, надежное обмундирование под названием «набожность»].

В назначенный День вы [населяющие в тот момент планету Земля люди] увидите, что кормящие матери забудут о своих младенцах [как и всякий другой забудет о том, что ему дороже всего на свете], а беременные сразу родят [от того ужаса, который начнется кругом]. Люди опьянеют от увиденного, хотя ничего опьяняющего не пили, просто [они всей душой и сознанием поймут, что] Божье наказание сурово. [В те мгновения их глаза увидят прежде сокрытое от них, и они поймут, для чего жили на земле; все человечество проникнется таким страхом, какого еще не испытывало, даже при самых горестных жизненных потрясениях и бедах]» (Св. Коран, 22:1, 2).

*

«И когда протрубят [второй раз] в Горн (Трубу, Рог) [который явится сигналом начала процесса воскрешения из мертвых], ни родственных, ни родовых отношений не будет. [Каждый без преувеличения останется наедине с самим собой: ни связей, ни близких, ни знакомых.] Некому задавать вопросы и некого расспрашивать» (Св. Коран, 23:101).

Ни гор, ни морей, ни пропастей,
ни границ, ни преград

«В тот День планета Земля превратится в иную Землю, как и небеса [все будет по-иному, физика с ее законами останется позади, установятся иные законы, пока неведомые]. Все [на огромной площади Суда] предстанут пред Одним и Всемогущим Богом» (Св. Коран, 14:48).

*

«И [раскрошатся горы настолько, что] превратятся в рассеянную [легко уносимую ветром] пыль» (Св. Коран, 56:6).

*

«Когда земля [с наступлением Конца Света] будет сотрясена своим сотрясением [подобного которому еще никогда не было; горы в итоге превратятся в пыль]. И выведет она наружу все тяжелое (все, что ее обременяло) [ее содержимое «расстелется» в итоге (по прошествии известного лишь Богу времени) на огромной площади Суда. Останки рода человеческого, пусть даже сохранившиеся лишь на молекулярном уровне, окажутся на поверхности, и люди воскреснут по Божьему повелению]. А человек [то есть люди, которые застанут наступление Конца Света] скажет [пораженный происходящим]: «Что с ней?!»

В тот День она расскажет [языком состояния] о том, что знает. [Земля, по которой ходил человек, греша или благодетельствуя, станет в Судный День одним из свидетелей против него либо за него, в зависимости от того, что за несколько десятилетий сознательной жизни он успел совершить.] [Расскажет обо всем] потому что Господь твой внушил ей [это, позволил, повелел]» (Св. Коран, 99:1–5).

*

«В тот День [с наступлением Конца Света] Мы [говорит Господь миров] приведем в движение горы [что превратит их в пыль], земля вспучится [а затем расстелется и станет ровной поверхностью: ни гор, ни морей, ни пропастей, ни границ, ни преград] (см. Св. Коран, 18:47).

«Станет ровной, расстелившись на территории ее привычного движения вокруг Солнца», — предполагают некоторые ученые. Все это пространство станет огромной площадью Суда. На поверхности окажутся останки всего рода человеческого, которые Божьим повелением будут восстановлены и воссоединены со своими душами.

«Выключение» Солнца

«Когда Солнце будет свернуто [«выключено»].

Когда все звезды попадают [и небосвод полностью потеряет свою освещенность].

Когда горы будут приведены в движение [причем с такой силой, что превратятся в пыль].

Когда верблюдицы на десятом месяце беременности [считавшиеся у арабов-бедуинов серьезным и весомым капиталом] придут в негодность [вмиг потеряют ценность, — то есть когда считавшееся материально дорогим, конвертируемым (хороший автомобиль, недвижимость, драгоценности, дорогие предметы искусства, наличные деньги, валюта), подчеркивающим состоятельность своего хозяина, станет никому не нужным].

Когда будут [воскрешены и] собраны [на огромной площади Суда не только люди и джинны, но и] животные [для установления между ними Божественной справедливости и последующего превращения их в землю. Последнего в тот момент захотят и грешники, безбожные люди, но ожидать их будет иная участь].

Когда моря станут огнем (загорятся).

Когда души [воскресших из праха] будут воссоединены [с телами].

Когда у погребенной [погребенного] заживо спросят, за какие грехи ее [его] убили[7]. [Ведь убили беззащитное Божье создание, совершив аборт, выбросив в мусорный контейнер или оставив на голодную смерть ни за что! Упоминание данного преступления в контексте глобального преобразования земного в вечное указывает на неимоверно высокую степень греха и аморальности тех, кто когда-либо решался на подобное.]

Когда будут розданы и развернуты личные дела [и каждый увидит свою жизнь как на ладони во всех деталях и подробностях].

Когда небо [небосвод, казавшийся нам прежде бесконечным] будет содрано [подобно легкому навесу или снесенной ветром крыше].

Когда будет разожжен [до неимоверно высоких температур] Ад.

Когда приблизят Рай [к будущим его обитателям, окружив их неописуемым благоуханием].

Тогда душа [каждого из людей и джиннов, воссоединившаяся с телом] узнает [поймет, осознает, сполна прочувствует все] с чем пришла. [Масштаб потрясения радостью либо несчастьем, которое охватит каждого, сейчас, в рамках земной жизни, просто невозможно себе представить]» (Св. Коран, 81:1–14).

Судный День

«Когда они [все-таки] увидят это [грандиозное действо воскрешения из мертвых и начало Судного Дня, тогда все их десятилетия в мирской обители, вся история человечества и, возможно, даже миллионы лет в загробном мире] покажутся им вечером или утром [лишь быстро пролетевшими несколькими часами, не более того. Все познается в сравнении. В тот момент они увидят бесконечное, явно почувствуют запах вечности: до кого-то он донесется зловонной гарью, а до иных — невообразимым и неземным по многообразию оттенков, широте звучания ароматом Рая]» (Св. Коран, 79:46).

*

«На [огромной площади Суда] будут собраны все [вслед за воскрешением тел из земли и воссоединением их с родными душами]. Никто не останется без внимания [никто из представителей рода человеческого и мира джиннов не затеряется в столь глобальном и эпохальном  процессе]. Рядами они встанут пред своим Господом [в ожидании]. [Им объявят:] «Вы пришли к Нам, подобно как были сотворены изначально [вы возродились в естественном для вас состоянии. Восстановить людские тела и воссоединить их с душами не составило труда[8], это проще процесса первого рождения и выхода из утробы матерей; как тогда вы были ни с чем, так и сейчас — нет ни накопленных вами богатств, ни окружения или детей.] А ведь вы [некоторые из вас] были убеждены, что такого [нового рождения, воскрешения из мертвых] не может произойти» (см. Св. Коран, 18:47, 48).

*

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «В Судный День люди [весь род человеческий] будут воскрешены босыми и нагими [подобно новорожденным, но в зрелом возрасте]». У него в недоумении спросили: «О посланник Божий, все, и мужчины, и женщины, будут вместе, видя друг друга, смотря друг на друга?!» Он ответил: «Атмосфера [вынесения вердиктов и само ожидание начала Суда] окажется настолько тяжелой и напряженной, что им станет не до этого [люди забудут обо всех земных интересах]»[9].

«И в тот День появятся люди [их воскресят, и будут они] рассеянные (разобщенные) [их распределят по разным группам], дабы показали им их дела [мирские]. И кто совершил [хоть] на вес пылинки (атома) добра (блага) [хотя бы чуть-чуть], непременно увидит это. А кто совершил [хоть] на вес пылинки (атома) зла [хотя бы немножко, чуточку] обязательно увидит это [то есть ничто не останется незамеченным, не затеряется из личного дела кого-либо из людей или джиннов]» (Св. Коран, 99:6–8).

Трон Божий

«В тот День Трон Господа твоего [который по своим размерам больше всех семи небес, всех космических пространств] понесут над собою восемь [ангелов]» (см. Св. Коран, 69:17).

*

Такое творение Всемилостивого Господа, как Трон, не является тем, на чем восседают, а именно так люди себе и представляют его, читая подстрочные переводы с арабского языка. Он также не имеет ничего общего с царским троном. Это — символ Божественной власти, величественное создание Творца, которое по размерам своим больше всех галактик вместе взятых. Сложно вообразить? Да и не стоит, всему свое время.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Разрешено мне было рассказать вам о той группе ангелов, которые несут Трон Божий — между мочкой уха и плечом одного из таких ангелов расстояние семисот лет пути [это расстояние вы, люди, сможете одолеть лишь за такой период — семьсот лет пути! Призадумайтесь! Этот ангел лишь одна из единиц бессчетного числа Божьих творений. И потому представление о вечном, а тем более о Господе миров, Творце всего сущего, не старайтесь уместить в свой весьма совершенный, но все же ограниченный разум!]»[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) оповестил: «Есть семь категорий людей. Они будут находиться в тени [которую пожелает] Аллах (Бог, Господь) в тот День, когда другой тени не будет [то есть в Судный День]. Это:

— справедливый имам (руководитель, предстоятель);
— молодой человек (или девушка), который вырос в атмосфере набожности [с юности был религиозно-практикующим и далеким от явно запретного и греховного];
— человек, сердце которого связано с мечетью все то время, когда он вне нее;
— два человека, которые [общаются и] дружат друг с другом во имя Бога [без злого умысла или корысти]. Их встречи и расставания наполнены именно этой атмосферой [искренности];
— человек, глаза которого переполняются слезами, когда он [искренне] упоминает Бога в состоянии, не отягощенном какими-либо заботами или проблемами (когда рядом с ним никого нет);
— мужчина, у которого есть легкая возможность вступить в интимную связь с красивой и влиятельной (богатой) женщиной, а он на это отвечает: «[Нет! Ибо] я боюсь Бога, Господа миров»[11];
— человек, который дал милостыню (совершил благое деяние), но сделал это настолько скрыто и без огласки, что даже «левая рука не знала о том, что делала правая» [то есть без извещения кого-либо и когда-либо об этом]»[12].

Книга дел

«И будет положена книга [«личное дело» каждого из людей и джиннов будет передано ему в руки][13]. Ты увидишь, что ее строки приведут грешников в ужас. Они воскликнут: «О горе нам, что же это за книга такая?! Ведь она вместила как незначительные, незаметные, так и серьезные, фатальные наши проступки [совершенные при жизни]! Все, что они совершали, нашли присутствующим (ничто не осталось «за кадром»). [Помни] твой Господь никого не притеснит и не ущемит в правах [все получат по заслугам]» (Св. Коран, 18:49).

*

«В Судный День Мы [говорит Господь миров] выведем для него [человека] книгу [«личное дело»], которая будет представлена ему написанной (раскрытой) [в ней все будет изложено понятно и последовательно]. Читай свою книгу! Сегодня в качестве надсмотрщика (смотрителя) тебе будет достаточно самого себя » (см. Св. Коран, 17:13, 14).

*

«Кто получит книгу свою [«личное дело» его земной жизни] справа (в правую руку), тот воскликнет [от радости]: «[Кто хочет] берите и читайте мою книгу [посмотрите на нее, она прекрасна]! Поистине, я думал, что мне придется отвечать [за грехи, но Господь простил мне их]![14]» Ему [по завершению Судного Дня] уготована та жизнь, которой будет доволен. [Он окажется] в высоких садах [райской обители]. Сорванные [с райских деревьев] плоды будут [невероятно] близки [и доступны, на любой вкус]. [Послышится:] «Ешьте, пейте на здоровье, все это — [проявление Божьей милости к вам[15] и] за то, что было совершено вами в [давно] минувшие дни [в земной обители]».

Те же, кто получит книгу свою [«личное дело» его земной жизни] слева (в левую руку), тот [удрученно] скажет: «Лучше бы я не получал этой книги! О, если б не узнал, что значит отвечать [пред Богом за дела земные]! Ох, если б смертью все и закончилось [без воскрешения и какого-либо продолжения]! Богатство мое [которое я столько лет накапливал] мне не помогло. Власть моя [возможность на что-то и как-то влиять] ушла в небытие [покинула меня навсегда]» (Св. Коран, 69:19–29).

*

Праведникам, которые порой могли оступиться (притом что это не было характерным для них), Господь заменит грехи на благодеяния. От чужих взоров их земные прегрешения будут сокрыты[16].

Весы справедливости

После получения «личных дел» начнется процесс взвешивания. Коснется это как верующих, так и неверующих. Рай — это степени ввысь: чем выше, тем лучше, а Ад — уровни вниз: чем ниже, тем хуже. В зависимости от количества благодеяний или грехов каждый окажется на своем уровне[17].

«В Судный День Господь установит весы Справедливости [о ней много говорили на земле, часто изображая в виде весов. Но так и не смогли на практике осуществить: если и могли узнать частично о внешних факторах, то значительная часть внутренних, незримых оставалась неизвестной, и зачастую перевешивала та чаша, на которую клали большую сумму денежных средств]. Ни одна душа даже в малом не будет ущемлена. Незначительнейший поступок (с малюсенькое зернышко) — и тот будет учтен (представлен) [ни одна единица благого либо злого не затеряется в личном деле каждого из людей и джиннов, несмотря на то что будет их на площади Суда великое множество]. В качестве выносящего решение [учитывающего все, даже незаметные «за» и «против»] Нас [говорит Господь миров] будет достаточно» (Св. Коран, 21:47).

*

«У кого чаша [благих дел во время ответа пред Богом] окажется тяжелой, тот заживет [в Раю] той жизнью, которой будет доволен. У кого же чаша [благих дел] окажется легкой [и чаша грехов перевесит], [родной] матерью для того станет бездна [Ада. Если умер верующим, то — на время, а если покинул земную обитель безбожником, то — навсегда]» (Св. Коран, 101:6–9).

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) спросил у сподвижников: «Кто, по-вашему, банкрот?» Те ответили: «По сложившемуся у нас мнению, это тот, кто не имеет ни денег, ни товара». [Посланник Божий уточнил:] «Банкрот в среде моих последователей — это тот, кто придет в Судный День с выполненными им ранее обязательными молитвами-намазами, [соблюденным обязательным] постом, выплаченной [обязательной] милостыней-закятом, но вместе с этим окажется, что он кого-то оскорбил (обругал), кого-то оклеветал (публично опорочил), кого-то обманул в денежных делах (присвоил себе чужое), пролил чью-то кровь, ударил кого-то [и т. п.]. [Сядет он и] начнет все это возмещать, расплачиваясь своими [мирскими] благодеяниями [накопленными кропотливым трудом] и всем тем обязательным, что он совершал пред Богом. И если вдруг его духовное богатство (хасанат) полностью растратится до того, как сможет со всеми расплатиться, тогда на его счет начнут переводиться грехи обиженных, оскорбленных или обманутых им [вне зависимости от того, кем они были по вере или нации]. По завершении этого процесса человек будет брошен в Ад [попав на тот уровень, который окажется соответствующим количеству набранных им грехов. И если в его сердце было хоть на вес пылинки веры, тогда рано или поздно он выберется из Преисподней]»[18].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) также сказал: «В трех местах (в трех ситуациях) человек будет думать (беспокоиться) лишь и только о себе [ни о ком другом]: «(1) когда окажется перед Весами, пока не узнает, какая чаша тяжелее [чаша грехов или чаша благих деяний], (2) когда [будет получать] книгу [свое личное дело земных слов, поступков], при этом [некоторые люди будут с радостью восклицать: «Кто хочет] берите и читайте мою книгу [посмотрите на нее, она прекрасна!»]. [Напряжение (беспокойство) для каждого будет продолжаться] до момента, пока не станет ясно, получит ли человек книгу своих [земных] дел в правую руку, в левую или со спины. И (3) перед Сыратом[19], что расположен над Адом. С обеих сторон его — многочисленные крюки, [на самом мосту] очень много шипов (колючек), которыми человек будет удерживаем [они будут затруднять ему путь через Ад в Рай, а крюки — цеплять и скидывать грешников в Ад. И человек сможет успокоиться и вздохнуть с облегчением лишь] после того, как станет известно, спасся он или нет»[20]. На этих трех этапах напряжение и беспокойство в уме и сердце человека будут максимальными.

«Кто заступится перед Ним, не иначе как по воле Его?!»

«Страшитесь Дня, когда одна душа не сможет помочь другой. [В Судный День человек будет отвечать лишь за самого себя и никто из людей или джиннов не в состоянии будет взвалить на себя чужую ношу или приумножить свои благодеяния чужими.] Ни заступничество, ни выкуп, ни искупление от нее не будут приняты. Им никто не поможет» (Св. Коран, 2:48).

*

«В тот День никто не посмеет заступиться за другого [любые потуги в этом вопросе будут бесполезны], кроме тех, кому разрешит Всемилостивый [Господь миров], кому позволит говорить. [К тому же не факт, что заступничество за кого-то и ходатайство окажется эффективным и будет принято]» (Св. Коран, 20:109).

*

«Никто не возымеет заступничества (не сможет претендовать на то, чтобы за него заступились, как и не сможет заступиться за других), кроме тех, у кого будет договор со Всемилостивым [Господом миров, а это — наличие в сердце веры в Единого Бога, ставшей неотъемлемой частью духовной жизни в мирском]» (Св. Коран, 19:87).

*

«Пред Богом [в Судный День, чье-либо и за кого-либо] заступничество не поможет, кроме тех, кому Он разрешит [заступиться, ходатайствовать за другого и в итоге одобрит это]. Когда [после мучительного ожидания] страх (ужас) покинет сердца [тех, кто может заступиться за другого], они спросят: «Что сказал Господь?» Им ответят: «Истину [то есть одобрил заступничество]». Он [Творец всего сущего] выше всего и вся, Велик» (Св. Коран, 34:23).

*

«Это День, когда одна душа не будет владеть [ситуацией] в пользу другой даже в малом. [Отдельные случаи прошения и заступничества за другого если и будут, то лишь с позволения Господа миров.] Все управление (власть) в тот День — лишь у Бога [как и всегда, хотя ранее за пеленой физических законов мирской жизни это было менее заметно, не столь очевидно бросалось в глаза]» (Св. Коран, 82:19).

Да жаль…

«О, если бы ты видел грешников (безбожников), понуривших свои головы [от стыда] пред Господом! [Картина, заставляющая призадуматься! Скажут они:] «О Господи! Мы [только сейчас] начали [по-настоящему] видеть и слышать [мы прозрели и поняли]. Верни же [умоляем] нас обратно, мы [исправимся и], без сомнений, будем совершать благие дела! Теперь уже [духовно] мы стали глубоко убежденными» (Св. Коран, 32:12).

Жаль, что так поздно, ведь всему свое время, место и срок.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Солончаки — почвы, насыщенные солями, образующиеся при выветривании горных пород в условиях сухого климата (в степных, полупустынных и пустынных зонах). См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1233.

[2] По воле Господа и Его указу оба раза в Горн протрубит ангел Исрафил (всеобщее умерщвление и всеобщее Воскрешение). В процессе всеобщего умерщвления и он сам будет умерщвлен Богом. В какой-то момент во всех космических бескрайних просторах не останется ни одного человека, джинна или ангела. Лишь один Бог, Творец всего сущего, Создатель, Господь миров. Он в очередной раз покажет Свое исключительное всемогущество и бессмертие.

[3] Пояснение о том, что такое «Трон», читайте далее.

[4] Некоторые богословы предполагают, что планета Земля, вращаясь вокруг Солнца, очерчивает границу Площади Суда, на которой расстелется вся наша планета.

[5] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 12. С. 30, 34.

[6] Ср.: «…Вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» (1 Кор., 15:52).

[7] Если вернуться на пятнадцать веков назад, то в доисламский период аравийское общество, а также более развитые и достигшие наивысшего культурного расцвета Сасанидский Иран и Византия пребывали в нижайшем состоянии с точки зрения религиозной морали и общечеловеческой нравственности. Дошло до того, что люди, боясь не прокормить своих детей или попросту не желая иметь ребенка женского пола, убивали новорожденных или закапывали их заживо. Позже, с началом пророческой миссии заключительного Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует), многие люди с горечью и стыдом вспоминали свои прошлые, крайне дикие и безнравственные поступки и деяния. ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Время джахилии (язычества, разгула безнравственности) ассоциируется у меня с двумя событиями. Одно заставляет меня смеяться, другое — плакать. Иногда мы делали идолов, используя халву. Проголодавшись в пути, мы могли их съесть, несмотря на то что незадолго до этого поклонялись им. При необходимости мы делали новых идолов. Когда я вспоминаю об этом, меня разбирает смех. Второе же событие заставляет меня горько плакать: многие из нас, обманывая своих маленьких дочерей, говоря, что идут прогуляться с ними, могли затем закопать их живыми или бросить в колодец, так как боялись оказаться из-за них в будущем голодными и нищими». См.: Суруч С. Пейгамберимизин хаяты [Жизнь нашего Пророка]. В 2 т. Стамбул: Феза, 1998. Т. 1. С. 122, 123.

Именно это, дикое по своей природе действие, было одним из первых пресечено Всевышним в Священном Коране: «Скажи [о Мухаммад]: «Придите (послушайте), я расскажу о том, что запретил вам Аллах (Бог, Господь)… убийство детей [как и прерывание беременности] из-за страха перед бедностью («не убивайте своих детей, боясь бедности и нищеты! Мы накормим и вас, и их») (см. Св. Коран, 6:151); «Когда у погребенной [погребенного] заживо спросят, за какие грехи ее [его] убили… душа узнает [поймет, осознает, сполна прочувствует все] с чем пришла» (см. Св. Коран, 81:8, 9, 14).

Изощренные убийства детей были реальностью и в древнем Израиле: детей убивали не из-за боязни обречь себя и их на нищенское существование, а сознательно приносили в жертву идолам. Ветхий Завет содержит многократные предостережения Бога «разжигаемым похотию к идолам… закалающим детей при ручьях, между расселинами скал»: «Могу ли Я быть доволен этим?» (Ис., 57:5, 6). «Когда они закалали детей своих для идолов своих, в тот же день приходили в святилище Мое, чтоб осквернять его: вот, как поступали они в доме Моем!» (Иез., 23:39).

[8] «Как сотворение вас [о люди], так и воскрешение всех вас [для Всевышнего] подобно одной душе [абсолютно легко, достаточно лишь Божьего повеления «будь»]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) все слышит и все видит» (Св. Коран, 31:28).

[9] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2045, хадис № 6527.

[10] Хадис от Джабира; св. х. Абу Дауда и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 515, хадис № 4727, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 61, хадис № 906, «сахих».

[11] То же самое касается и женщин.

[12] Хадис от Абу Хурайры и Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 285, хадис № 4645, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 209, хадис № 660; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 397, хадис № 91–(1031).

[13] Современные достижения в области электроники наглядно демонстрируют нам, что поместить информацию о жизни человека во всех ее подробностях на цифровом носителе не составляет ни малейшего труда. И чем дальше продвинется научный прогресс, тем более реальным будет казаться книга «личных дел» человеческих даже в рамках земного восприятия вещей.

[14] В тафсирах присутствует и такой смысл: «Я знал, что мне держать ответ [пред Богом, а потому подготовился заблаговременно]».

[15]«Благие дела [которые, наряду с верой, являются главной причиной попадания в Рай] никогда не смогут [гарантированно] провести человека в Рай!» — сказал однажды Пророк. «Это касается и тебя, о посланник Божий?!» — спросили сподвижники. «Да, и меня, кроме как по милости Господа». См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 173, хадис № 75–(2816).

[16] В Коране сказано: «Исключением [из числа тех, кто совершил преступление и заслужил тем самым адское наказание] явятся лишь те, кто покаялся, уверовал и совершал благие дела [и все это при жизни мирской, в здравии, разумении, пока душа не покинула тело] — им Всевышний заменит грехи на вознаграждения [ведь они успели компенсировать собственное зло своим же раскаянием и добром]. Он — Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 25:70).

Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 543, 544.

[17] Если вдруг верующий человек за грехи земные окажется на том или ином уровне Ада, рано или поздно он покинет его — наличие веры обеспечит в итоге ему соответствующую степень в Раю.

[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1040, хадис № 59–(2581); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 692, хадис № 2423, «хасан сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламия, 2001. Т. 2. С. 250, хадис № 1713, «сахих».

[19] Сырат — своего рода мост, ведущий в высочайшие райские уровни, но проходящий над бездонной огненной Геенной.

[20] Хадис от ‘Аиши; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 100, хадис № 1603, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1