Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Возвращение переселенцев из Эфиопии (Сира 141)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Освобождение Хайбара совпало с прибытием Джа‘фара ибн Абу Талиба и тех, кто вместе с ним переселился в Эфиопию. Посланник Всевышнего ﷺ очень обрадовался этому событию.

Когда-то сподвижники покинули Мекку, желая сохранить свою религию, а сегодня они возвращаются обратно. Ислам возвысился и распространил свою власть на севере и юге Аравийского полуострова, и больше нет нужды опасаться притеснения, унижения.

Когда же они прибыли в Медину, Посланник ﷺ сказал: «Я не знаю, чему больше радоваться освобождению Хайбара или прибытию Джа‘фара?»[1]

Джа‘фар с братьями по вере пребывали в Эфиопии на протяжении десяти лет, в течение которых снизошло много коранических аятов, произошло множество битв с безбожниками — до и после переселения в Медину мусульмане прошли через разные периоды. Некоторые подумали, что переселенцев в Эфиопию миновали все события и они ниже статусом.

Абу Муса аль-Аш‘ари[2] передает, что некоторые люди говорили, принижая положение переселившихся в Эфиопию: «Мы вас опередили переселением в Медину».

Асма’ бинт ‘Амис, которая была в числе тех, кто отправился к ан-Наджаши, посетила Хафсу, супругу Пророка. В этот момент к Хафсе пришел ‘Умар и спросил: «Кто это?» Она ответила: «Это Асма’ бинт ‘Амис». Умар спросил: «Эфиопка? Странствовавшая по морю?» На что Асма’ ответила утвердительно. ‘Умар сказал: «Воистину, мы опередили вас хиджрой и больше вас заслуживаем близости к посланнику Аллаха». Женщина рассердилась и сказала: «Нет, клянусь Аллахом! Вы были рядом с Пророком, он кормил ваших голодных и назидал вашим невежественным. Мы же были в далеком краю — и это все на пути Аллаха и Его посланника. Клянусь Аллахом, я не буду есть и пить, пока не спрошу о твоих словах Пророка. Я ничего не утаю и не добавлю от себя».

Когда она пришла к Пророку и пересказала разговор, тот сказал: «Он не имеет больше прав на меня, чем вы. У него и его окружения одна хиджра, вам же, людям судна, — две хиджры»[3].

Прошло немного времени, и они приобрели то, что упустили из познания Корана и Сунны. Они также присоединились к группам прилагающих усилия на пути Всевышнего вместе с теми, кто им предшествовал.

Посланник Всевышнего ﷺ включил их в число людей, кому выделил трофеи из Хайбара вместе с участниками Худайбийи — и более никому. Поистине, Аллах сделал Хайбар щедрой наградой для тех, кто направился в Мекку и присягнул на смерть под деревом ар-Ридван.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 2. С. 108, хадис № 1470.

[2] Абу Муса ‘Абдуллах ибн Кайс аль-Аш‘ари — сподвижник пророка Мухаммада. Родился в Йемене, там же принял Ислам. Был назначен наместником Басры и Куфры, внес большой вклад в развитие образования и науки. Является передатчиком более 360 хадисов.

[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 137, хадис № 4230.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1