Я из Казахстана. После окончания колледжа поступила в университет на заочное отделение, потом устроилась на работу по своей специальности в Астане. Работаю уже третий год. Работа мне очень нравится, так как здесь многому научилась и есть куда расти. В этом году оканчиваю университет. Родители просят вернуться домой, и на это есть несколько причин. Во-первых, объясняют тем, что нужно помогать по дому, а работу можно найти и в родном городе. Во-вторых, у меня есть сестренка, которой 8 лет, она очень скучает по мне, пишет постоянно. В первые годы, когда я уехала, она плакала, даже во сне звала меня. У меня просто сердце разрывается, когда думаю об этом. Я не вижу, как она растет, не могу играть с ней. Да и мама приболела, совсем ослабла. В-третьих, нужно выходить замуж, и там родители смогут подыскать мне подходящего мужа. Но я хочу остаться в столице, чтобы работать и расти дальше. У меня здесь сейчас много друзей и знакомых, да и привыкла уже к такой суете в большом городе.
Еще я стала носить платок, а родители категорически против. Сейчас у нас в Казахстане появилось много разных направлений, сект, и люди стали опасаться практикующих мусульман. Такая проблема, конечно, не только у нас, она везде существует, наверное, но в Казахстане она стала касаться все большего числа людей. И родители боятся за меня. Мои родственники воспринимают меня в штыки. Конечно, я поддерживаю с ними связь, хожу в гости, они со мной общаются, потом звонят родителям и начинают рассказывать, мол, ваша дочь какая-то странная, одевается по-иному. Не понимают, что я изменилась в хорошую сторону, повзрослела, поумнела. Родители же переживают и звонят мне, чтобы бросала все и возвращалась обратно.
Сейчас все больше тех, кто говорит, что наши предки не носили хиджаб и паранджу, это пришло от арабов. Многие против ношения хиджаба, и это после того, как наш президент высказал свое мнение касательно хиджаба. Я согласна с тем, что казахи не носили хиджаб и паранджу, но и открыто они тоже не одевались. Наши национальные казахские костюмы — это длинные платья, камзолы и головные уборы. Девушки надевали платок после замужества и никогда его уже не снимали.
Я начала читать намаз до того, как стала носить платок, и никто не знал об этом. Теперь, как стала носить, все испугались. Хотя когда иду в гости к родственникам, я надеваю не платок, а какой-нибудь головной убор, и даже это они находят странным.
Я прошу у вас совета, как мне правильно поступить? С одной стороны, меня мучает совесть и обязанность вернуться к родителям и помогать им. С другой, здесь — перспектива и есть будущее. Д.
Ответ (Шамиль Аляутдинов). 1. Понимаю беспокойство ваших родителей, этому есть основания. Современным молодым людям я часто говорю, чтобы больше читали, умнели и думали своей головой. «Не спешите следовать за толпой — она может оказаться похоронной процессией»[1].
2. Очень важно, с кем вы общаетесь. Если это люди, которые в других видят только безбожие, постоянно ищут элементы язычества во всем, отрицают мазхабы, то это — проблема, и ни к чему хорошему такой круг знакомств вас не приведет.
3. Если у вас здоровый круг знакомств, а это — люди, которые развиваются интеллектуально, духовно, физически, ведут здоровый во всех отношениях образ жизни, тогда вам, конечно же, лучше остаться в Астане. Там же вы сможете найти и хорошего жениха, главное — чтобы ваши и его родители дали одобрение и подход был серьезным.
Отмечу, что следует избегать кругов, где говорят только о религии и ничего другого в жизни не видят.
4. То, что кто-то скучает по кому-то, — это совершенно нормально, так как если человек хочет расти и развиваться, то ему просто нельзя стоять на месте, быть привязанным к родительскому дому.
5. Надеюсь, одеваетесь вы современно, нося одежду, в том числе и платок, разной расцветки, повязывая его красиво и умело. В этом вопросе вам помогут каталоги модных, например, турецких домов современной мусульманской одежды.
6. Периодически навещайте своих родителей в праздничные дни, в период отпуска.
7. Что касается «хиджаба», «паранджи», то советую полностью прочитать мою книгу «Женщины и Ислам», она подробно раскрывает все современные проблемы женщин.
8. Вам непременно нужно будет найти мою книгу «Триллионер слушает», прочитать самой и обязательно подарить родителям. Успехов вам!
Мы предложили посетителям сайта umma.ru поучаствовать в ответе на приведенный вопрос. И вот что мы получили.
Митя: Сейчас в Казахстане не подходящее время для проявления религиозности. Много вопросов поднимается о религии, в частности, о ношении хиджаба. Некоторые люди любят поднимать тему о культуре одежды, когда им это выгодно. В ситуации с хиджабом, например, эти самые «знатоки культуры» летом почему-то одеваются, а точнее раздеваются, ну совсем не в соответствии с казахской культурой. Но их нельзя винить, ведь они росли в советское атеистическое время.
Подобный вопрос вставал когда-то относительно получения женщинами образования. Если почитать книги наших писателей (Жүсіпбек Аймауытов «Ақбілек», Сұлтанмахмұт Торайғыров «Қамар сұлу» и т. д.), ясно, что кто считал, будто бы женщина должна сидеть дома и только, приняли в штыки обучающихся девушек. Женщинам было трудно, но время показало, что это все во благо нашему народу. И я надеюсь (с Божьего на то благословения), со временем люди поймут, что если наши девушки надевают хиджаб, начинают практиковать, то это во благо народу. Ведь именно эти девушки родят и вырастят достойных мусульман, настоящих патриотов. Писатель Мухтар Ауезов правильно подметил: «Если хочешь исправить положение своего народа, позаботься о своем потомстве. Если хочешь позаботиться о потомстве, исправь положение своих женщин». Вы, девушки, женщины, — наше будущее, и глядя на девушек, модно одетых в соответствии с мусульманскими канонами, мне видится светлое будущее.
Тимур и Арина: Не стоит бросать то, что уже начато. Если есть куда расти, то стремитесь к этому. Думаем, родители зовут к себе из-за вашей «религиозности», возможно, вы много говорите с ними или с родственниками на тему религии.
Будьте трезвы в отношении к тем, кто говорит только о религии. Жизнь порой преподносит такие подарки!.. Ко всему надо быть готовым.
Возьмите на вооружение слова: «Не имеет значения, насколько незначительна твоя задача, выполни ее как можно лучше, удели ей такое внимание, какое бы ты уделил самому важному делу на свете. Ибо именно по этим незначительным вещам о тебе и будут судить» (Махатма Ганди).
Ozgirgin: Шамиль Рифатович очень лаконично ответил, дал практичные советы. Прочитав письмо девушки из Казахстана, я просто посчитала своим долгом рассказать свою историю.
Я родом из Кыргызстана, в прошлом была христианкой. Еще когда я училась в университете, у меня был духовный поиск, читала литературу по позитивному мышлению, по саморазвитию и т. п. Какое-то время все это вдохновляло, поддерживало духовно, но настал момент, когда я поняла, что есть в жизни вещи независящие от нас, есть вещи, которые происходят по Божьему велению. Я стала изучать религию, общалась с представителями православной церкви, церкви Иисуса Христа, свидетелями Иеговы, но никто не мог ответить логично на мои вопросы. Когда я открыла для себя Ислам, то пришла в восторг. Я была восхищена логичностью (без противоречий) и легкостью этой религии. Тогда я училась на 5-м курсе, предстояло окончить университет и найти работу, и я сказала себе: «Бог даст, однажды я выйду замуж за мусульманина и приму Ислам. Тогда ни родители, ни друзья мне ничего не скажут, а сейчас надо подумать о карьере». Учеба и карьера были на первом плане. Ведь когда я приехала в столицу из маленькой деревушки, учеба давалась очень трудно, сказалась слабость сельского образования. Но мне повезло, на 2-м курсе я стала снимать квартиру с девушкой-отличницей, которая во многом мне помогла. В итоге я претендовала на красный диплом, и после практики открывались перспективы работы в солидных фирмах.
Однажды, переходя дорогу, я чуть не попала под колеса машины, и в тот момент я поняла, какая же это глупость откладывать принятие Ислама! Мне стало страшно умереть безбожницей, мне стало страшно от того, что я не успею принять Ислам. За неделю я подробно узнала о том, что необходимо сделать, дабы стать мусульманкой. И вот, по милости Всевышнего, я приняла Ислам. Родители, конечно, не знали об этом, так как я навещала их лишь раз в месяц (выбирала дни, в которые не читала намаз), а так как была зима, платок им ничуть не показался странным, да и завязывала я его назад и надевала водолазку. В общем, 4 месяца родители ничего не знали.
Через какое-то время родственники догадались обо всем и рассказали родителям. Когда родители узнали о принятии Ислама, для меня началось настоящее испытание на прочность и преданность выбранному мной пути. На следующий же день с криками и плачем матери по телефону мне велели возвращаться домой, в деревню. Все оказалось куда сложнее, чем я себе представляла. Мать была в истерике, заявила, что отказывается от меня, что у нее больше нет младшей дочки, что она видеть меня не хочет и т. п. Даже сказала, что не выдержит такого позора, что не сможет смотреть людям в глаза и повесится (пишу, а на глазах слезы, в горле ком). Папа был более сдержан, посадил меня перед собой и сказал: «Неважно, что говорит мама, это все женские эмоции. Ответь мне честно и прямо, почему ты сделала такой выбор и кто тебя к этому привел, как ты практикуешь эту религию?» Я честно и прямо ответила, объяснила, как мне было тяжело и что религия помогла мне не сломаться, что в Исламе я нашла ответы на мучающие меня вопросы и мне хочется жить именно так. Выслушав, он ответил, что понял меня и не против моего становления мусульманкой, главное условие — о каждых новых знакомствах, посещениях религиозных собраний сообщать папе. Мы договорились, что я ему буду все рассказывать. Папа очень мудро поступил, и после этого у нас установилась теснейшая связь. Мама же перестала мне звонить. Папа говорит, что моя религия — это самодисциплина, поддержка духа.
Вот и у вас, уважаемая девушка из Казахстана, сейчас главный вопрос не в том, что надо вернуться в родной город, помогать родителям и т. п., а в том, чтобы вы начали практиковать Ислам. Родители боятся за то, что вы попадете в радикальную группировку, поэтому стараются максимально взять под контроль вашу жизнь. Отдавая вас учиться в университет, они мечтали о том, что вы достигнете больших результатов, сделаете карьеру, будете крепко стоять на собственных ногах. Но соблюдение вами Ислама испугало их, и они готовы отказаться от своей и вашей мечты. Сейчас все в ваших руках! Вы должны доказать им, что Ислам не такой, каким его представляют СМИ и некоторые фанатично настроенные мусульмане, что Ислам помогает добиться намного больших результатов, и это вы должны показать, а не доказывать словами. Например, я привезла маму в свой университет и познакомила ее с заведующей кафедрой, а та отозвалась обо мне очень хорошо. Мама увидела мою фотографию на доске почета, получила скидки при оплате контракта за отличное обучение, познакомилась с моей новой подружкой-мусульманкой и, пообщавшись с ней, убедилась, что можно работать в преуспевающей фирме и ходить в платке, читать намаз. Мама поняла, что Ислам никак не ограничивает меня.
Сейчас ваши родственники настороже относительно вас, но это пройдет. В вас еще идет внутренняя борьба: и родственникам угодить, и религию не предавать. Надо быть стойкой, это все проверка на прочность. Сейчас мои родители с большим уважением относятся к Исламу. Мама теперь сама говорит: «Иди намаз почитай, потом есть будем». Перестали свиней держать, завели баранов, перед моим приездом прячут спиртные напитки, двоюродный брат звонит, прежде чем зайти к нам в дом, чтобы я успела одеться.
Поверьте, вы тоже достигнете взаимопонимания. Главное — четко уяснить для себя, зачем я это делаю. Надеюсь, что у вас все сложится наилучшим образом. Кстати, добавлю, что платок никак не помешал мне устроиться на работу в крупную производственную фирму и работать по специальности. Мой муж — самый лучший зять для моих родителей, а двухгодовалая дочка — любимая внучка. После принятия Ислама моя жизнь преобразилась.
От всей души желаю вам достичь намеченных целей и принять верные решения!
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Шарма Р. Кто заплачет, когда ты умрешь? М.: София, 2011. С. 67.