Аудио версия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Женщина не выходит в путь на три [дня], кроме как с родственником (махрамом) [то есть с тем мужчиной, за которого она никогда не сможет выйти замуж по причине родства (например, ее сын, отец, родной брат и т. д.)][1]»[2].
В другом хадисе сказано: «Не допускается, чтобы женщина, уверовавшая в Аллаха (Бога, Господа) и Судный День, отправлялась в путь на расстояние трех ночей [то есть продолжительностью в трое суток], кроме как в сопровождении родственника (махрама)»[3].
В достоверных риваятах (вариантах хадиса по этой теме) сказано о трех днях и более[4], о двух днях и об одном дне[5]. В своде хадисов Абу Дауда есть хадис даже о половине дня[6]. Аль-Байхакы[7] хорошо прокомментировал это так: «Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили о трех днях, на что он ответил «нет», спросили о двух, ответил «нет», спросили об одном, ответил «нет», и также о половине дня. Эти ограничения по времени говорят не о конкретном сроке, а о запрете всего того, что можно назвать путешествием (сафар)»[8].
Смысл всех этих достоверных хадисов не говорит о заточении женщины от внешнего мира и терпении «ради Аллаха» в четырех стенах, как то трактуют некоторые современные мусульмане с «туннельным» мышлением (понимают все буквально и ограничено). Нет, права и свободы у мужчины и женщины в Исламе одинаковы, у женщин даже в чем-то больше прав, но они ими не пользуются, оказываясь порой под давлением деспотичного и фанатичного невежды-мужа, призывающего терпеть «ради Аллаха» его очевидное бескультурье и безответственность. Смысл этих хадисов состоит в обеспечении безопасности девушки, женщины, отправляющейся в путь.
Имам ан-Навави о путешествии мусульманки
Имам ан-Навави, комментируя запрет на путешествие женщины, подчеркнул: «Это по той причине, что путешествие [без сопроводителя] небезопасно для женщины, возможно посягательство на ее честь из-за отсутствия рядом того, кто бы ей помог»[9]. В наше время, которое в вопросах безопасности человека сильно отличается от того, что было 15 веков назад (тем более принимая во внимание современные способы связи и возможность быстрого нахождения человека при наличии у него гаджета), семья и ее члены самостоятельно принимают решение о путешествии девушки или женщины в сопровождении родственника или без него, исходя из реалий и наличия надежных мер безопасности. Кстати, уже давно учеными дана фетва (богословское заключение) о том, что женщина может отправиться в хадж без сопровождения родственника-мужчины, если она едет в группе женщин.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Те, кто является махрамом, названы в следующем аяте: «Не женитесь на тех, на ком были женаты ваши отцы, кроме того, что уже произошло [то есть если подобные браки были заключены до данного запрета, то они по обоюдному согласию могут быть сохранены, но с момента коранического запрета и до Конца Света подобные браки недопустимы]. Это [женитьба на жене покойного отца или после развода его с ней] является развратом, скверным путем и вызывает гнев [Божий].
Запрещается вам брать в жены матерей ваших [бабушек, прабабушек], дочерей ваших [внучек, правнучек], сестер ваших [кровных или родных лишь по отцу или матери], теток по отцу и по матери, дочерей братьев и дочерей сестер ваших [то есть племянниц], тех, кто кормил вас своим молоком, а также сестер молочных и матерей ваших жен.
[Запрещается брать в жены] приемных дочерей, оставленных на ваше попечение, от жен, с которыми вступили вы уже в супружескую связь, а если не вступили [и развелись] — нет греха на вас [взять их в жены].
[Запрещается брать в жены] супруг родных сыновей [то есть невесток, супруг родных внуков] и вместе — двух родных сестер [а также девушку с ее тетей или племянницей], кроме того, что уже произошло ранее. Воистину, Аллах (Бог, Господь) является Всепрощающим [может простить вам ошибки, совершенные ранее] и Всемилостивым.
[И запрещается вам брать в жены] замужних женщин, кроме пленниц [попавших к победителям после пленения (в случае, когда муж ее погиб или остался на территории вражеского, ведущего захватническую войну государства). Пленение было обычным явлением для того времени во всем мире. Захват заложников, присвоение чужого имущества или порабощение людей вне войны считалось разбоем, каралось это жестокой публичной смертной казнью или пожизненной ссылкой]. [Все ранее оговоренные запреты] — предписание для вас от Аллаха (Бога, Господа) [не нарушайте же их]. Все остальное [браки между мужчиной и женщиной, не подпадающие под вышеупомянутые запретные категории, заключать] разрешено для вас, когда вы имеете [серьезное] намерение жениться и передаете соответствующие [ценные] свадебные подарки, а не планируете [временно] прелюбодействовать» (см. Св. Коран, 4:22–24).
[2] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 529, хадис № 413–(1338); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 5. Ч. 9. С. 102, хадис № 413–(1338).
[3] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 529, хадис № 414–(1338); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 102, хадис № 414–(1338).
[4] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 203, хадисы № 1726, «сахих» и № 1727, «сахих».
[5] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 203, хадисы № 1723, «сахих» и № 1724, «сахих».
[6] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 203, хадис № 1725.
[7] Ахмад ибн Хусейн аль-Байхакы (Абу Бакр) (384–458 гг. по хиджре, 994–1066 гг. по григор.) — известный мусульманский ученый, богослов (факых), хадисовед (мухаддис).
[8] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 103.
[9] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 24, комментарий к хадису № 33–(537).