Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Жест указательным пальцем

Жест указательным пальцем

Имеет ли к Исламу какое-то отношение жест указательным пальцем? По моим наблюдениям, он возник в период «расцвета» бандформирований на Кавказе в середине 90-х. Басаев, Хаттаб и им подобные появлялись именно с таким жестом на фотографиях «лесного братства». Затем с этим жестом начали фотографироваться отдельные российские спортсмены, выходцы с Кавказа.

К канонам Ислама (к Корану и Сунне) данный жест прямого отношения не имеет. Откуда он появился? С вопросом о месте и причинах появления его вам лучше обратиться к специалистам современной истории.

Я же являюсь специалистом по мусульманским канонам[1], а потому отвечу на вопрос лишь в их свете.

То, (1) как этот жест указательным пальцем демонстрируется представителями международных террористических группировок и представителями отдельных видов спорта (преимущественно выходцами с российского Кавказа), а также (2) в каком контексте – не имеет отношения к канонам Ислама. Ни пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), ни сподвижники, ни ученые-богословы прошлого и настоящего так не делали и не делают. Если кратко, это нововведение (бид‘а)[2]. Причем нововведение из категории порицаемых религией, так как в умах людей ассоциируется с исламской атрибутикой, символикой, но никакого отношения к ним не имеет.

Похожие знаки в религиозной практике

Что похожее можно найти в Сунне? Есть ли косвенные аргументы?

Откуда-то же это появилось?

Во-первых, чтение ташаххуда в молитве-намазе.

После того как молящийся поднимается со второго земного поклона, он садится на левую ступню[3] и читает ташаххуд.

По ханафитскому мазхабу во время произнесения слов “ля иляхэ” указательный палец правой руки желательно поднять вверх, а при словах “илля ллааху” — опустить.

По шафиитскому мазхабу во время произнесения слов “илля ллааху” указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им[4] (при этом взор молящегося может быть обращен на этот палец) и опускают[5].

Подробней о том, как читают ташахуд по указанным мазхабам, смотрите в статье.

Однажды пророк Мухаммад увидел, как человек, читая ташаххуд, поднимает оба указательных пальца. Он (да благословит его Аллах и приветствует) поправил: «[Поднимай лишь] один. Один!»[6].

Во-вторых, представители саляфитского мазхаба[7] косвенно постарались додумать и обосновать, что жест указательным пальцем уместен при ду‘а и указывает на единство и единственность Аллаха (Бога, Господа).

Это – мнение некоторых представителей саляфитского мазхаба, не имеющее должной аргументации из Корана и Сунны для становления религиозным мусульманский атрибутом или символом. История о том, что пророк Мухаммад однажды на проповеди жестом (указательным пальцем) подчеркнул важность отдельных своих слов, ни о чем канонически не говорит. От него самого об этом нет ни одного хадиса! А то, что есть риваят, где приведены слова сподвижника, мол, «Пророк поднимал не обе руки, а лишь указательный палец [делая ду‘а во время проповеди]»[8], ни о чем не говорит и на распространившееся использование жеста не указывает. Если это иногда и происходило, то без какого-либо акцента на жест. Если и использовать данный жест по сунне, то лишь в указанном в хадисе контексте. Если б это имело какую-то каноническую важность, то упоминалось бы Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), а тем более применялось им неоднократно за 23 года пророческой миссии.

На основе упомянутых хадисов некоторые ученые саляфитского мазхаба говорят, что в сопровождение мольбы-ду‘а можно поднять лишь указательный палец. Хотя они же признают, что всем известной и достоверной сунной на этот счет является поднятие кистей рук[9]. Но, например, допуская это в указанном случае, они строго не позволяют этого в качестве приветствия.

Знак становится новшеством (бид‘а)

Именно в период распространения Интернета (середина 90-х) люди не лучших качеств и характеристик взяли себе этот жест в качестве отличительного знака и придали ему свою «религиозную» трактовку. Такой подход к новшествам, связанным именно с религией, когда в них вкладывается религиозный подтекст, крайне порицаем в Исламе и греховен. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Нововведение [касающееся основ веры или религиозной практики мусульманина] — это новшество (бид‘а), а всякое новшество — это схождение с правильного пути”[10].

Кстати, приветствие друг друга жестом указательного пальца, что порой можно встретить у молодых саляфитов, не имеет даже косвенных аргументов в свою пользу. Есть предположение, что такое приветствие имеет иудейские корни. Но за уточнением достоверности этого обращайтесь уже к раввинам.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] С 1991 года работаю в системе ДУМ (Духовных Управлений мусульман) РФ. С 1997 года по настоящее время являюсь проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе. Председатель Совета улемов ДУМ РФ. Выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й.

[2] Подробнее о нововведениях читайте в моей книге «Как увидеть Рай?» или на сайте https://umma.ru/vse-novovvedeniya-eto-doroga-v-ad.

[3] Шафииты в положении последнего сидения перед заключительным приветствием садятся, подбирая ступню левой ноги под правую. Оба положения возможны и являются правильными с точки зрения Сунны.

[4] Дергать указательным пальцем, как это делают некоторые при чтении ташаххуда или по завершении его, не является правильным. По Сунне, с учетом комментариев богословов, более верно не делать лишних движений указательным пальцем. Богословы-ханафиты и богословы-шафииты придерживаются именно этого мнения. К тому же некоторые ученые считали, что излишнее движение указательным пальцем может нарушить молитву, сделать ее недействительной. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 334.

[5] См. также «Дерганье указательным пальцем в намазе» в книге «Как увидеть Рай?» или на сайте: https://umma.ru/hadisy-o-dergane-ukazatelnym-paltsem-v-namaze.

[6] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 559, хадис № 3557, «хасан сахих».

Также см.: св. х. Абу Дауда (1499) и ан-Насаи (1273).

Саляфиты считают, что данный риваят касается не только ташаххуда в намазе, но и вообще.

[7] Если охарактеризовать данное мусульманское течение без учета радикальных примесей последних десятилетий, добавленных к нему в борьбе за нефть и власть, то это — пионер оздоровления мусульманского богословия, появившийся в тот период, когда мусульманское богословие в мировом масштабе пребывало в отсталом и “замороженном” состоянии. Главным призывом этого течения было возвратиться к основам мусульманского богословия, к той чистоте, которая заложена в нем изначально. Акцент делался на устранении языческих наслоений именно в вопросах вероубеждения (акыды). Почему данное течение считается пионером оздоровительного процесса?! В период отсталости мусульманской богословской мысли и сухой теоретической ее нежизнеспособности, когда люди перенимали опыт прошлых поколений и традиции, слепо копируя и не задумываясь об их сути, появилось это течение, призывающее вернуться к истокам. Первоначально в нем не было акцентов на внешних атрибутах и второстепенных вопросах “соответствия Сунне”. Все внимание было сосредоточено на оживлении богословской мысли через осознанное и актуальное возвращение к первоисточникам, к Корану и достоверной Сунне, а также — на устранении языческих наслоений, которые “вплелись” в культуру и традицию арабских племен.

[8] В риваяте сказано, как один сподвижник исправил Бишра ибн Марвана, когда последний вел проповедь и поднял обе руки в качестве сопроводительного движения к мольбе-ду‘а. Он сказал не делать так, а поднять лишь указательный палец. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 106, хадис № 515, «сахих».

Здесь уместно напомнить, что всем известной сунной, сопровождающей мольбу-ду‘а, является поднятие обеих кистей рук.

[9] Подробнее об этом читайте в книге «Как увидеть Рай?» или на сайте https://umma.ru/hadisy-o-protiranii-litsa-posle-molby-du-a

[10] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 504, хадис № 4607, “сахих”; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 1. С. 178, хадис № 5; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 755, хадис № 2681, “хасан сахих”; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 147, хадис № 158.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1