Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Жест указательным пальцем

Жест указательным пальцем

Имеет ли к Исламу какое-то отношение жест указательным пальцем? По моим наблюдениям, он возник в период «расцвета» бандформирований на Кавказе в середине 90-х. Басаев, Хаттаб и им подобные появлялись именно с таким жестом на фотографиях «лесного братства». Затем с этим жестом начали фотографироваться отдельные российские спортсмены, выходцы с Кавказа.

К канонам Ислама (к Корану и Сунне) данный жест прямого отношения не имеет. Откуда он появился? С вопросом о месте и причинах появления его вам лучше обратиться к специалистам современной истории.

Я же являюсь специалистом по мусульманским канонам[1], а потому отвечу на вопрос лишь в их свете.

То, (1) как этот жест указательным пальцем демонстрируется представителями международных террористических группировок и представителями отдельных видов спорта (преимущественно выходцами с российского Кавказа), а также (2) в каком контексте – не имеет отношения к канонам Ислама. Ни пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), ни сподвижники, ни ученые-богословы прошлого и настоящего так не делали и не делают. Если кратко, это нововведение (бид‘а)[2]. Причем нововведение из категории порицаемых религией, так как в умах людей ассоциируется с исламской атрибутикой, символикой, но никакого отношения к ним не имеет.

Похожие знаки в религиозной практике

Что похожее можно найти в Сунне? Есть ли косвенные аргументы?

Откуда-то же это появилось?

Во-первых, чтение ташаххуда в молитве-намазе.

После того как молящийся поднимается со второго земного поклона, он садится на левую ступню[3] и читает ташаххуд.

По ханафитскому мазхабу во время произнесения слов “ля иляхэ” указательный палец правой руки желательно поднять вверх, а при словах “илля ллааху” — опустить.

По шафиитскому мазхабу во время произнесения слов “илля ллааху” указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им[4] (при этом взор молящегося может быть обращен на этот палец) и опускают[5].

Подробней о том, как читают ташахуд по указанным мазхабам, смотрите в статье.

Однажды пророк Мухаммад увидел, как человек, читая ташаххуд, поднимает оба указательных пальца. Он (да благословит его Аллах и приветствует) поправил: «[Поднимай лишь] один. Один!»[6].

Во-вторых, представители саляфитского мазхаба[7] косвенно постарались додумать и обосновать, что жест указательным пальцем уместен при ду‘а и указывает на единство и единственность Аллаха (Бога, Господа).

Это – мнение некоторых представителей саляфитского мазхаба, не имеющее должной аргументации из Корана и Сунны для становления религиозным мусульманский атрибутом или символом. История о том, что пророк Мухаммад однажды на проповеди жестом (указательным пальцем) подчеркнул важность отдельных своих слов, ни о чем канонически не говорит. От него самого об этом нет ни одного хадиса! А то, что есть риваят, где приведены слова сподвижника, мол, «Пророк поднимал не обе руки, а лишь указательный палец [делая ду‘а во время проповеди]»[8], ни о чем не говорит и на распространившееся использование жеста не указывает. Если это иногда и происходило, то без какого-либо акцента на жест. Если и использовать данный жест по сунне, то лишь в указанном в хадисе контексте. Если б это имело какую-то каноническую важность, то упоминалось бы Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), а тем более применялось им неоднократно за 23 года пророческой миссии.

На основе упомянутых хадисов некоторые ученые саляфитского мазхаба говорят, что в сопровождение мольбы-ду‘а можно поднять лишь указательный палец. Хотя они же признают, что всем известной и достоверной сунной на этот счет является поднятие кистей рук[9]. Но, например, допуская это в указанном случае, они строго не позволяют этого в качестве приветствия.

Знак становится новшеством (бид‘а)

Именно в период распространения Интернета (середина 90-х) люди не лучших качеств и характеристик взяли себе этот жест в качестве отличительного знака и придали ему свою «религиозную» трактовку. Такой подход к новшествам, связанным именно с религией, когда в них вкладывается религиозный подтекст, крайне порицаем в Исламе и греховен. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Нововведение [касающееся основ веры или религиозной практики мусульманина] — это новшество (бид‘а), а всякое новшество — это схождение с правильного пути”[10].

Кстати, приветствие друг друга жестом указательного пальца, что порой можно встретить у молодых саляфитов, не имеет даже косвенных аргументов в свою пользу. Есть предположение, что такое приветствие имеет иудейские корни. Но за уточнением достоверности этого обращайтесь уже к раввинам.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] С 1991 года работаю в системе ДУМ (Духовных Управлений мусульман) РФ. С 1997 года по настоящее время являюсь проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе. Председатель Совета улемов ДУМ РФ. Выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й.

[2] Подробнее о нововведениях читайте в моей книге «Как увидеть Рай?» или на сайте https://umma.ru/vse-novovvedeniya-eto-doroga-v-ad.

[3] Шафииты в положении последнего сидения перед заключительным приветствием садятся, подбирая ступню левой ноги под правую. Оба положения возможны и являются правильными с точки зрения Сунны.

[4] Дергать указательным пальцем, как это делают некоторые при чтении ташаххуда или по завершении его, не является правильным. По Сунне, с учетом комментариев богословов, более верно не делать лишних движений указательным пальцем. Богословы-ханафиты и богословы-шафииты придерживаются именно этого мнения. К тому же некоторые ученые считали, что излишнее движение указательным пальцем может нарушить молитву, сделать ее недействительной. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 334.

[5] См. также «Дерганье указательным пальцем в намазе» в книге «Как увидеть Рай?» или на сайте: https://umma.ru/hadisy-o-dergane-ukazatelnym-paltsem-v-namaze.

[6] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 559, хадис № 3557, «хасан сахих».

Также см.: св. х. Абу Дауда (1499) и ан-Насаи (1273).

Саляфиты считают, что данный риваят касается не только ташаххуда в намазе, но и вообще.

[7] Если охарактеризовать данное мусульманское течение без учета радикальных примесей последних десятилетий, добавленных к нему в борьбе за нефть и власть, то это — пионер оздоровления мусульманского богословия, появившийся в тот период, когда мусульманское богословие в мировом масштабе пребывало в отсталом и “замороженном” состоянии. Главным призывом этого течения было возвратиться к основам мусульманского богословия, к той чистоте, которая заложена в нем изначально. Акцент делался на устранении языческих наслоений именно в вопросах вероубеждения (акыды). Почему данное течение считается пионером оздоровительного процесса?! В период отсталости мусульманской богословской мысли и сухой теоретической ее нежизнеспособности, когда люди перенимали опыт прошлых поколений и традиции, слепо копируя и не задумываясь об их сути, появилось это течение, призывающее вернуться к истокам. Первоначально в нем не было акцентов на внешних атрибутах и второстепенных вопросах “соответствия Сунне”. Все внимание было сосредоточено на оживлении богословской мысли через осознанное и актуальное возвращение к первоисточникам, к Корану и достоверной Сунне, а также — на устранении языческих наслоений, которые “вплелись” в культуру и традицию арабских племен.

[8] В риваяте сказано, как один сподвижник исправил Бишра ибн Марвана, когда последний вел проповедь и поднял обе руки в качестве сопроводительного движения к мольбе-ду‘а. Он сказал не делать так, а поднять лишь указательный палец. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 106, хадис № 515, «сахих».

Здесь уместно напомнить, что всем известной сунной, сопровождающей мольбу-ду‘а, является поднятие обеих кистей рук.

[9] Подробнее об этом читайте в книге «Как увидеть Рай?» или на сайте https://umma.ru/hadisy-o-protiranii-litsa-posle-molby-du-a

[10] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 504, хадис № 4607, “сахих”; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 1. С. 178, хадис № 5; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 755, хадис № 2681, “хасан сахих”; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 147, хадис № 158.

Бид‘а

Нововведения

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic