Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Дерганье указательным пальцем в намазе (хадисы)

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Нужно ли дергать указательным пальцем (многократно поднимать его) в молитве-намазе во время чтения ташаххуда?

О том, как пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сидел при чтении ташаххуда[1], в сводах хадисов сказано:

— «…положил кисть левой руки на левое бедро, а кисть правой — на правое, затем указал[2] пальцем» (св. х. Муслима, глава № 5, хадис № 112; св. х. Абу Дауда, хадис № 988; св. х. ан-Насаи, хадис № 1271, 1275; св. х. имама Малика, глава № 3, раздел № 12, хадис № 48)[3];

— «…положил кисть правой руки на правое бедро, а кисть левой — на левое, затем указал[4] указательным пальцем» (св. х. Муслима, глава № 5, хадис № 113; св. х. ат-Тирмизи, раздел 219, хадис № 293)[5];

— «…и поднял[6] указательный палец правой руки» (св. х. Муслима, глава № 5, хадис № 114; св. х. ат-Тирмизи, раздел 220, хадис № 294)[7];

— «…и указал[8] указательным пальцем правой руки» (св. х. Муслима, глава № 5, хадис № 116; св. х. Абу Дауда, хадис № 987)[9];

— «…указывал[10] указательным пальцем, когда молился, и не двигал[11] (не дергал) им» (св. х. Абу Дауда, хадис № 989, а также этот хадис приведен в св. х. Ахмада, ан-Насаи и Ибн Хаббана)[12];

— «…поднял[13] указательный палец, слегка согнув его» (св. х. Абу Дауда, хадис № 991; св. х. ан-Насаи, хадис № 1274)[14].

Только в одном-единственном хадисе[15] упомянуто: «…поднял палец и двигал им». Ученые-богословы, сопоставляя этот хадис с вышеприведенными, а также с тем описанием, где четко сказано, что «и не двигал (не дергал) им», заключали: «Наиболее вероятно, что под словами «двигал им» подразумевается именно «поднятие пальца», «указание им», и только, без повтора и многократности[16]. Что касается мнения, будто «движения (дерганья) указательным пальцем отгоняют Сатану», то в достоверных хадисах нет упоминания об этом[17]. Само однократное поднятие указательного пальца некоторыми учеными пояснялось как «Единственность Бога», а другими — «искренность». Только имам Муджахид пояснял это как «микма‘атуш-шайтон», то есть (образно) большая палка (от) Сатаны (для Сатаны)[18].

У имама ан-Навави спросили: «Является ли желательным поднятие указательного пальца в ташаххуде? Когда именно нужно его поднимать? Можно ли двигать им (дергать), или повторяемость движения им может нарушить (сделать недействительной) молитву-намаз?» Величайший имам шафиитского мазхаба ответил: «Однократное поднятие указательного пальца правой руки при произнесении слов «иллял-лааху» является желательным (мустахаб)[19]. Двигать (дергать им) не нужно. Если движений им будет несколько, то это становится нежелательным (макрух).

Некоторые ученые говорили, что многократные движения указательным пальцем могут нарушить молитву-намаз (сделать ее недействительной)[20].

Думаю, более верным является сохранение действительности молитвы (то есть она не нарушится, но и делать этого не нужно)»[21].

В заключение для внесения пророческого духа отношения к вещам процитирую два достоверных хадиса:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) трижды и настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут»[22];

Также посланник Творца предостерегал: «Бойтесь чрезмерности [фанатичности] в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[23].

Излишняя щепетильность, фанатизм ни к чему хорошему не приводят. Тем более та щепетильность, что вносит вражду и неприязнь в среду верующих.

Всякому полезно напоминать себе кораническую мольбу: «Раббии, зиднии ‘ильма» (Господи! Приумножь мои знания!)[24].  

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Ташаххуд — молитвенная формула, читаемая по завершении каждых двух либо последнего ракяатов. [2] В хадисе употреблен глагол «ашара» — «указывать». [3] См., например: Аль-кутуб ас-ситта. Сахих муслим [(Объединенные) шесть сводов хадисов. Свод хадисов имама Муслима]. В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981. Т. 4. С. 408; Аль-кутуб ас-ситта. Т. 7. С. 603; аль-Бага М. Мухтасар сунан ан-насаи [Сокращенный вариант свода хадисов имама ан-Насаи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 179; Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. С. 95; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 231, хадис № 112-(579); ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 150, хадис № 1271, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 124, хадис № 988, «сахих». [4] В хадисе употреблен глагол «ашара» — «указывать». [5] См., например: Аль-кутуб ас-ситта. Сахих муслим. Т. 4. С. 408; Аль-кутуб ас-ситта. Сунан ат-тирмизи. Т. 12. С. 86, 87; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 232, хадис № 113–(579). [6] В хадисе употреблен глагол «рафа‘а» — «поднимать». [7] См., например: Аль-кутуб ас-ситта. Сахих муслим. Т. 4. С. 408; Аль-кутуб ас-ситта. Сунан ат-тирмизи. Т. 12. С. 88, 89; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 232, хадис № 114–(580). [8] В хадисе употреблен глагол «ашара» — «указывать». [9] См., например: Аль-кутуб ас-ситта. Сахих муслим. Т. 4. С. 409; Аль-кутуб ас-ситта. Сунан аби  дауд. Т. 7. С. 602; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 232, хадис № 116–(580); Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 124, хадис № 987, «сахих». [10] В хадисе употреблен глагол «ашара» — «указывать». [11] «Ва ля юхаррикухэ», то есть «и не двигал им». Арабский глагол «харракя» переводится как «двигать, приводить в движение; перемещать, передвигать; качать, трясти». [12] См., например: Аль-кутуб ас-ситта. Сунан аби  дауд. Т. 7. С. 603; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 124, хадис № 989, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 3. С. 157; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 294. [13] В хадисе употреблен глагол «рафа‘а» — «поднимать». [14] См., например: Аль-кутуб ас-ситта. Сунан аби  дауд. Т. 7. С. 604; аль-Бага М. Мухтасар сунан ан-насаи. С. 179; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 124, хадис № 991, «да‘иф»; ан-Насаи А. Сунан. С. 150, хадис № 1274, «мункяр». Также вышеприведенные хадисы можно просмотреть: Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 8. С. 77–85, хадисы № 2636, 2638, 2639, 2641, 2642, 2646; ‘Авн аль-ма‘буд [Пояснения к своду хадисов имама Аду Дауда. С комментариями Ибн Кайима]. 14 т. Аль-Мадина аль-Мунаввара: ас-Саляфия, 1968. Т. 3. С. 277–282, хадисы № 972–974, 978 (не все); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 4. С. 11–16, хадисы № 716, 719, 721–723 (не все); аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 145, хадисы № 442–446 (не все) и т. д. [15] Хадис от Ва’иля. См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 4. С. 14, хадис № 719, а также Ч. 3. С. 147, хадис № 474. Удивительно, те, кто упорно дергает указательным пальцем при чтении ташаххуда, в начале молитвы-намаза поднимают кисти рук на уровень живота, максимум — на уровень груди. А в том же самом хадисе от Ва’иля (который они применяют буквально, не видя других достоверных хадисов, а тем более комментариев ученых) говорится, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поднимал руки так, что пальцы были на уровне ушей (в других риваятах — на уровне плеч). См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 147, хадис № 474. [16] Эти слова («и двигал им») приводятся в св. х. имама аль-Байхакы. И сам имам аль-Байхакы дал этому риваяту упомянутое выше пояснение. См.: ан-Навави Я. Китаб аль-маджму‘ [Пояснения к книге имама аш-Ширази]. В 23 т. Джидда: аль-Иршад, [б. г.]. Т. 3. С. 434. Также см. об этом: ‘Авн аль-ма‘буд. Т. 3. С. 281; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 3. С. 157, 158; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 294; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 4. С. 16. [17] Единственное упоминание об этом есть только в недостоверном хадисе от Ибн ‘Умара: «Движение (дерганье) пальцем в молитве — это устрашение для Сатаны». Все мухаддисы говорили об однозначной недостоверности этого повествования, в том числе и имам аль-Байхакы. См.: ан-Навави Я. Китаб аль-маджму‘. Т. 3. С. 434, 435. [18] См., например: ан-Навави Я. Китаб аль-маджму‘. Т. 3. С. 435; ‘Авн аль-ма‘буд. Т. 3. С. 280; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 295. [19] Ученые-ханафиты поясняли поднятие указательного пальца следующим образом: «Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «иллял-лааху» — опустить, подтверждая Единственность Творца». См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Стамбул: Кахраман, 1984. Т. 1. С. 509; ‘Авн аль-ма‘буд. Т. 3. С. 280. [20] См., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 334. [21] См.: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 49, 50. [22] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 232, хадис № 7-(2670); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих». [23] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 328, хадис № 3029, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909, «сахих». [24] См.: Св. Коран, 20:114.

Хадисы

Намаз

Ташахуд

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic