Логотип umma.ru и переход на главную страницуДзен Шамиля Аляутдинова
Дзен Шамиля Аляутдинова

Меню

Текстовая статья

‘Абдуллах ибн Салям (Сира 89)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Знаниями о последнем Пророке обладали иудейские мужи, среди которых известен ‘Абдуллах ибн Салям. Великий богослов Ибн Хаджар[1] в своей книге «аль-Исаба» пишет о том, что он был одним из потомков пророка Юсуфа (Иосифа). Принятие им Ислама засвидетельствовано даже в Священном Коране:

«Скажи [Мухаммад]: «Подумайте, если это все-таки от Аллаха (Бога, Господа), а вы отрицаете (не верите этому)?! [Представьте себе, что в итоге будет с вами!] И свидетельствовал ранее свидетель из числа потомков Якуба (Иакова) [в пользу правдивости] подобного [то есть правдивости Торы и Евангелия] и уверовал [в то, что текст Корана от Бога], а вы [мекканские язычники] проявляете высокомерие [и не желаете прислушаться к тому, что пойдет вам на пользу]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) не наставляет на верный путь народ грешный (притесняющий) [себя, греша и распутствуя, либо других. Внесите преобразования в жизнь, отстранитесь от очевидных грехов, и вам легче будет осознать правдивость того, с чем я пришел]» (Св. Коран, 46:10).

‘Абдуллах ибн Салям ─ вспоминал: «Когда посланник Господа переселился в Медину, я, как и все, отправился на встречу с ним. Вокруг него было много людей. Когда я зашел внутрь [помещения], услышал его, произносящего следующие слова: «...чаще приветствуйте друг друга и угощайте». Я был изумлен простотой и глубоким смыслом этих слов. Вглядываясь в лицо его, я понял, что только пророку может быть присуще выражение лица, которое было передо мною. Знания мои о последнем Пророке подтвердились. Немедля я произнес свидетельство Единобожия и веры в истинность миссии Мухаммада:

أشْهَدُ أَنْ لا إله إلا الله وأَشْهَدُ أنّ مُحَمَّدًا رسول الله

«Ашхаду алля иляха иллял-лах, ва ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах». Вернувшись домой, я призвал всех уверовать в истинность пророческой миссии Мухаммада и стать мусульманами»[2].

Религиозно образованные христиане и иудеи знали о последнем посланнике Господа. Однако зависть и нежелание отказаться от привычных религиозных представлений помешали многим из них уверовать в истинность его миссии. Хотя им достаточно было только увидеть его, ибо приметы будущего пророка были даны в их Священных Писаниях! Вот как об этом говорит Священный Коран:

«[Люди Писания ожидали заключительного Божьего посланника, но, поскольку знамя Божественной миссии понес человек не из их среды, не принявший ни сторону иудеев, ни сторону христиан, они отказались следовать его призыву и доводам, за исключением немногих, хотя:] те, кому было дано Писание [иудеи, христиане], знают его [Мухаммада], как знают своих детей. И, поистине, часть из них скрывает истину, зная ее» (Св. Коран, 2:146).

‘Умар ибн аль-Хаттаб ─, ставший впоследствии вторым праведным халифом, спросил однажды у ‘Абдуллаха ибн Саляма: «Знал ли ты Мухаммада ﷺ так же, как знаешь дитя свое?» Тот ответил: «Я знал его лучше, чем детей своих». ‘Умар ─ удивился: «Как это?» — «Что касается детей, я могу сомневаться в том, что они мои. Вдруг жена когда-то изменила мне?! Что касается пророка Мухаммада, то я ни на миг не сомневаюсь в том, что он Пророк!» — был ответ[3].

Действительно, христиане и иудеи хорошо знали о посланнике Творца. Однако знать — это одно, а уверовать — это нечто другое...

«Когда пришла к ним Книга от Аллаха (Бога, Господа) [Священный Коран], подтверждающая то, что у них [то есть Тору], а до этого они просили о помощи, чтобы суметь противостоять безбожникам, так вот, когда пришло к ним то, о чем они ранее были извещены, они не приняли это [по разным мирским причинам]» (см. Св. Коран, 2:89).

Упомянутый ранее ‘Абдуллах ибн Салям, после того как стал мусульманином, пришел к пророку Мухаммаду ﷺ и сказал: «О посланник Господа! Давай позовем всех религиозно грамотных иудеев, и ты спросишь у них обо мне и моих предках, а я в это время спрячусь. После того, как они выскажутся обо мне, я появлюсь и объявлю о принятии мною Ислама». Пророк Мухаммад согласился с таким предложением. Были приглашены люди. Посланник Творца спросил их: «Каково ваше мнение об ‘Абдуллахе ибн Саляме и предках его?» — «Его самого и отца его мы считаем наиболее уважаемыми и учеными среди нас», — ответили ему. «Если он подтвердит мою правдивость и истинность моей миссии, что вы на это ответите?» — поинтересовался Пророк. Они в один голос заявили: «Это невозможно! Такое никогда не произойдет!» В этот момент появился ‘Абдуллах ибн Салям и публично произнес свидетельство Единобожия и подтвердил истинность миссии Мухаммада, сказав: «О иудеи! Побойтесь Бога! Воистину, вы знаете о том, что он — посланник Божий! Вы ведь читали в Торе об имени его и внешних признаках. Поистине, я свидетельствую, что он — посланник Господа, верую в него и в правдивость его». Присутствовавшие сначала растерялись, а затем начали обвинять ‘Абдуллаха во всех грехах, говоря, что он наихудший из них и сын наихудшего... Столь явное двуличие было неприятно Пророку, и он, не задерживаясь, удалился[4].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу аль-Фадль Шихабуд-дин Ахмад ибн ‘Али аль-Аскаляни, более известен как Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. по хиджре) (1372–1448 гг. по григор.) — мусульманский ученый-богослов, хадисовед, правовед шафиитского мазхаба, историк. Является автором порядка 150 сочинений, посвященных разным областям мусульманской науки.

[2] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 2. С. 122.

[3] См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир Ибн Кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 140.

[4] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 2. С. 122.

Мухаммад

Сира Пророка

Жизнеописание пророка Мухаммада

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Помни о своей миссии

    Подкаст, в котором Ильдар Аляутдинов цитирует Св. Коран, 33:23, 24 и объясняет, в чем заключается миссия человека. Слушать и скачать можно в статье

    19.11.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Спокойствие и усердие

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 39:53 и говорит о повседневной работе над собой. Слушать и скачать можно в статье

    19.11.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Мигранты. Часть 2

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об отношении к трудностям и объясняет, как важно саморазвиваться. Слушать и скачать можно в статье

    19.11.24

Аят дня

Хадис дня

85:11

Поистине, кто уверовал и совершал благодеяния, им уготованы [райские] сады [невообразимой красоты], под которыми (возле которых) текут реки. [Оказаться там в вечности] это огромный [и ни с чем не сравнимый] успех (Св. Коран, 85:11).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Помни о своей миссии

    Подкаст, в котором Ильдар Аляутдинов цитирует Св. Коран, 33:23, 24 и объясняет, в чем заключается миссия человека. Слушать и скачать можно в статье

    19.11.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Спокойствие и усердие

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 39:53 и говорит о повседневной работе над собой. Слушать и скачать можно в статье

    19.11.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Мигранты. Часть 2

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об отношении к трудностям и объясняет, как важно саморазвиваться. Слушать и скачать можно в статье

    19.11.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в Soundcloud
umma.ruНасытиться