Аль-Мутакяббир – (араб. المتكبر) - одно из имен Аллаха (Бога, Господа), которое означает Превосходящий [все несовершенное, Обладатель безграничного величия].
В Коране сказано:
Когда человек мутакяббир[1], он становится горделивым и надменным. Он мнит себя выше других по критериям, например, богатства, статуса, этнической принадлежности. Такое стремление превознести себя приводит к агрессии и нетерпимости по отношению к другим[2]. Это большая ошибка и очевидный грех. Даже если кто-то считает, что он выше других по своей религиозности, это лишь указывает на его слабую набожность. По-настоящему богобоязненный человек погружен в себя, в исправление собственных ошибок, в работу над созидательной силой собственной личности, в том числе он учится прощать людей. Он никогда не поставит себя выше других, ведь знает свое человеческое несовершенство и работает над ним.
Мысли о превосходстве над другими в конечном счете приводят к нездоровым реакциям на жизнь в целом и на отдельных людей в частности. Верующий должен сторониться проявления высокомерия, а главное не кичиться своей религиозностью (якобы веская причина чувствовать себя выше других), ведь ему отвечать пред Богом в Судный день за свои слова и поступки, а не чужие[3].
Истинное превосходство лишь у Бога, Он аль-Мутакяббир и обладает безграничным величием. Проявляющий высокомерие человек будто бы соревнуется с Богом за это имя. Ирония в том, что Аллах (Бог, Господь) унижает высокомерного и возвышает смиренного, скромного человека[4].
Как использовать имя аль-Мутакяббир в повседневной жизни?
Когда ты начинаешь смотреть на людей свысока, помни, что это – характерная черта Сатаны[5], приближающая не к Богу, а к Дьяволу.
Не старайся искать проявление высокомерия в других. Любому из нас, людей, актуально работать с этим в самом себе всю сознательную жизнь.
Один из способов обнаружить скрытое высокомерие — это когда кто-то поправляет нас, а мы вместо того, чтобы поблагодарить и задуматься, начинаем оправдываться, раздражаться или грубить, думая, что слишком хороши для совета.
Скромность не подразумевает ходить сутулым и перед всеми извиняться. Скромность – это нечто в нашей сути пред Богом, проявляемое в конкретных делах[6]. А вот осанка должна быть очень даже прямой, что требует ежедневной дисциплины в работе с мышцами спины. Блага Божьи (мышцы спины, например) нужно применять по назначению.
Пример использования имени аль-Мутакяббир в дуа
Яль-Мутакяббир, направь наши сердца и действия к смирению пред Тобою.
ВОПРОС:
Насколько вы подвержены высокомерию?
В какие моменты вы обычно его проявляете?
Что поможет вам избавиться от этой пагубной привычки?
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Слово «мутакяббир» в переводе с арабского означает «гордиться, важничать; высокомерно, надменно обращаться».
[2] Пророк Мухаммад сказал: “Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть хотя бы пылинка (ничтожное количество) высокомерия. И не войдет в Ад [не окажется на низших степенях Ада; не окажется навечно в Аду] тот, в ком есть [на момент его смерти, до начала процесса выхода души из бренного тела] хоть пылинка (ничтожное количество) веры [в Бога и Судный День]”. Человек спросил: “Мне нравится, когда на мне надета красивая одежда и красивая обувь”. Пророк ответил: “Поистине, Аллаху (Богу, Господу) присуще лишь красивое (изящное, совершенное), и Он любит красоту. [То есть любовь человека к красоте, к чему-то изящному, хорошему, аккуратному не есть проявление гордости, надменности.] А высокомерие — это неприятие правды [упрямое несогласие с тем, что очевидно] и пренебрежительное отношение к людям [вне зависимости от того, какой они национальности или вероисповедания]”. Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 584, хадис № 2004, “хасан сахих”.
[3] В Коране сказано: «Он [Господь миров] объявит вам о том, что вы делали» (см. Св. Коран, 5:105).
[4] Пророк Мухаммад сказал: “Кто скромен пред Аллахом (Богом, Господом) [скромен из трепета пред Творцом, а не ради угодничества людям, комплимента или земного блага], того Господь поднимает [повышает в степени]; а кто кичится (важничает, много мнит о себе) [дает полную свободу своей самодовольной гордыне], того Господь [рано или поздно] ставит на место [понижает в степени пред Собой]”. См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. Ч. 2. С. 216, пояснение к хадису № 2443. Подробнее см.: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 8. С. 203.
[5] В Коране сказано: «Ангелы все до единого совершили поклон, кроме [оказавшегося на тот момент в их кругу джинна] Иблиса (Сатаны), который возгордился [отказался исполнить Божье повеление] и стал одним из безбожников [отвергнувших дары и проявивших непокорность Творцу]» (Св. Коран, 38:73, 74).
[6] Пророк Мухаммад говорил: “Проявляйте скромность пред Аллахом (Богом, Господом) (будьте очень скромны пред Ним)! Кто по-настоящему скромен пред Богом, тот пусть (1) бережет голову и все, что в ней [строго следит за тем, что читает, что смотрит, что слушает, а главное — о чем думает], (2) бережет живот (желудок) и будет внимателен относительно всего того, что в него опускается [строго следит за правильностью и умеренностью своего питания]; пусть (3) вспоминает об увядании и смерти [то есть не забывает о том, что все стареет, дряхлеет и выходит из моды; не забывает, что жизнь земная временна и в ней следует многое успеть, соревнуясь с другими в благом, сторонясь явно запретного и готовя себя через все это к вечному].
Кто стремится [не только к земному благополучию, но и] к вечному, тот оставляет красоту этой жизни [гонку за новым и модным; роскошь]. Кто сделает все это [то есть такой созидательный, конструктивный и скромный подход станет для него чем-то естественным, на самом деле комфортным, без пафоса, без желания выделиться из толпы, а лишь из скромности пред Богом и сосредоточенности на главном], тот по-настоящему проявит скромность пред Богом [Господом миров]”. Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 65, хадис № 973, “сахих”; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 702, хадис № 2463.