Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Атмосфера Аравийского полуострова приумножала в бездействующем его бездействие, в бодрствующем — пыл, подобно свету, который способствует росту как колючек, так и роз. Мухаммад хранил продолжительное молчание, соединявшее день с ночью; молчание, окутывавшее распростертые пески и малоразвитую цивилизацию той местности. Он погружался в безмолвие ради размышлений и поисков истины. Степень душевного вознесения, достигаемого путем постоянного анализа, имеет больше убежденности, нежели заучивание без понимания, этики и культуры. Отдается предпочтение тому, кто, подобно ему, почтителен к истине, Вселенной и жизни, нежели принявшему ложные убеждения и живущему в соответствии с ними.
Нет сомнения, что воля Свыше окутала Мухаммада и вела его. Когда в нем пробуждалась тяга к усладам мирской жизни и ошибкам, Божественное провидение преграждало к ним путь. Ибн Асир приводит слова посланника Аллаха ﷺ: «Пока Аллах не наделил меня пророчеством, я лишь дважды захотел соприкоснуться с тем, чем жили люди джахилии. Однако Аллах ставил передо мной преграду, после чего я уже ни о чем подобном не помышлял. Однажды вечером я попросил юношу, пасшего вместе со мной овец: «Не мог бы ты посмотреть за моими овцами, пока я проведу вечер в Мекке, как проводит его молодежь?» Он согласился, а я отправился в город. Когда я оказался близко к домам, услышал музыку. Мне объяснили, что проходит свадьба, тогда я сел и стал прислушиваться. Аллах запечатал мои уши, и я уснул. Проснулся от лучей палящего солнца и вернулся к своему товарищу, после чего рассказал о произошедшем. На другой день я повторил свою просьбу, но вечером со мной произошло то же самое, что и вчера. После той ночи я больше не помышлял ни о чем неодобряемом».[1]
Различные степени обучения — это уровни постоянного приложения усилий для воспитания и развития умственных способностей. Это исправление взгляда на Вселенную, жизнь и живых. Любое обучение, которое не способствует достижению подобного уровня, не стоит внимания, пусть и отмечается дипломами. Желаемое быстрее достигается тогда, когда человек через обучение обретает должный удел проницательности, глубины мысли, умения определять цели и методы их достижения. Священный Коран указывает на удел пророка Ибрахима касательно этих качеств:
«Ранее [еще до Моисея и Харуна] Мы дали Ибрахиму (Аврааму) верную направленность [в духовном, религиозном и в мирском]. Мы все о нем (Аврааме) знали [в том числе и о глубинных качествах его сущности, а потому возложили на него столь непростую и ответственную миссию].
Однажды он сказал своему отцу и народу: «Что это за изваяния (статуи, истуканы), которым вы всей душою отдаетесь (усердно работаете на них)?» (Св. Коран, 21:51, 52).
Мухаммад на этом пути подобен своему праотцу Ибрахиму. Воистину, он не получал знания у монаха, колдуна или философа своего века. Однако он, посредством своего ума и чистой природы, изучал жизнь, положение людей и состояние общества. Он сторонился всего, что не соответствовало его убеждениям, а также суеверий, ереси. Он взаимодействовал с людьми, осознавая положение своих и их дел: в благом он принимал участие, в противном случае уединялся. В этом состоянии посланник Аллаха продолжал изучать могущество небес и земли — это лучше наук, больше схожих с многослойным невежеством. Это лучше общества, которое утратило людей, ведущих прямым путем. Даже спустя века такое общество добавляет к старым заблуждениям новые каждый раз, когда ночь сменяется утром.
Он счел возможным принять участие в общественных делах народа. Взять, к примеру, его участие вместе со своими дядями и племенем в битве, известной как война беззакония, а после его присутствие при договоре достойных.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 14. С. 169, хадис № 6272.