Брачный договор может быть заключен между женихом и невестой в мусульманском браке. Но диктуемое договором должно быть в пределах разумного и канонически допустимого.
Заключение брачного договора практиковалось с давних времен. Ученые-богословы письменно фиксировали свои комментарии по этому поводу и очерчивали границы возможного. Некоторые расхождения во мнениях имели место быть.
Если дополнительные условия, оговариваемые при бракосочетании, соответствуют духу и культуре мусульманской семьи, не противоречат канонам, то выполнение их в последующем является обязательным. Например, будущая супруга может выразить желание жить отдельно от родственников мужа. Или, к примеру, подчеркнет, что муж будет брать ее в продолжительные командировки только с разрешения ее родителей и т. д.
В случае, когда поставленное условие (оговоренное при свидетелях или прописанное в договоре) не соответствует мусульманским канонам и этике, бракосочетание все равно действительно, но поставленное условие автоматически аннулируется.
И все же главное — понимать суть бракосочетания, а это ответственность мужа и жены, супружеские обязательства, сохранение взаимоуважения.
В Священном Коране сказано:
«Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально-нравственными нормами. А если что-то вам не понравится в них [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности; обнаружатся физические недостатки и т. п.], то [учтите, примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага. [Никоим образом не спешите разрушать семью, проявите терпение и благоразумие, ведь вы и сами не идеальны.]» (Св. Коран, 4:19).
Любому мужу, главе семьи, важно помнить слова Пророка (да благословит его Господь и приветствует): «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим]. И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу] (к своей семье)»[1]. А жене, хранительнице очага, важно помнить следующий хадис: «Есть три категории людей, молитва[-намаз] которых не поднимется выше их голов: (1) имам-предстоятель, который нелюбим прихожанами, молящимися за ним [или, например, руководитель, к которому негативно, с порицанием относятся подчиненные], (2) жена, которая прогневала своего мужа [сильно постаралась испортить ему настроение] и не исправила такое положение дел до утра [не извинилась и не сделала необходимых шагов навстречу мужу ради восстановления домашнего спокойствия], и (3) два брата, которые порвали между собой отношения»[2].
Что касается того, кто заключает, оформляет брачный договор документально, то в условиях нашего государства правильнее будет, если сделает это юрист, дабы документ имел юридическую силу для фактической полезности в последующем. По вопросу же канонической верности документа для консультации можно обратиться к грамотному местному имаму, муфтию.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 361, хадис № 1164, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих»; там же С. 249, 250, хадисы № 4100–4102, все «сахих».
[2] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 112, хадис № 971, «да‘иф илля» (по мнению одного из ученых-хадисоведов, степень достоверности фрагмента «два брата, которые порвали между собой отношения» является низкой); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 213, хадис № 3519, «хасан»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 5. С. 53, хадис № 1757, «хасан»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 17. С. 21, хадис № 293–6280, «сахих».