Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Брачный договор в мусульманском браке

Брачный договор может быть заключен между женихом и невестой в мусульманском браке. Но диктуемое договором должно быть в пределах разумного и канонически допустимого.

Заключение брачного договора практиковалось с давних времен. Ученые-богословы письменно фиксировали свои комментарии по этому поводу и очерчивали границы возможного. Некоторые расхождения во мнениях имели место быть.

Если дополнительные условия, оговариваемые при бракосочетании, соответствуют духу и культуре мусульманской семьи, не противоречат канонам, то выполнение их в последующем является обязательным. Например, будущая супруга может выразить желание жить отдельно от родственников мужа. Или, к примеру, подчеркнет, что муж будет брать ее в продолжительные командировки только с разрешения ее родителей и т. д.

В случае, когда поставленное условие (оговоренное при свидетелях или прописанное в договоре) не соответствует мусульманским канонам и этике, бракосочетание все равно действительно, но поставленное условие автоматически аннулируется.

И все же главное — понимать суть бракосочетания, а это ответственность мужа и жены, супружеские обязательства, сохранение взаимоуважения.

В Священном Коране сказано:

«Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально-нравственными нормами. А если что-то вам не понравится в них [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности; обнаружатся физические недостатки и т. п.], то [учтите, примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага. [Никоим образом не спешите разрушать семью, проявите терпение и благоразумие, ведь вы и сами не идеальны.]» (Св. Коран, 4:19).

Любому мужу, главе семьи, важно помнить слова Пророка (да благословит его Господь и приветствует): «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим]. И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу] (к своей семье)»[1]. А жене, хранительнице очага, важно помнить следующий хадис: «Есть три категории людей, молитва[-намаз] которых не поднимется выше их голов: (1) имам-предстоятель, который нелюбим прихожанами, молящимися за ним [или, например, руководитель, к которому негативно, с порицанием относятся подчиненные], (2) жена, которая прогневала своего мужа [сильно постаралась испортить ему настроение] и не исправила такое положение дел до утра [не извинилась и не сделала необходимых шагов навстречу мужу ради восстановления домашнего спокойствия], и (3) два брата, которые порвали между собой отношения»[2].

Что касается того, кто заключает, оформляет брачный договор документально, то в условиях нашего государства правильнее будет, если сделает это юрист, дабы документ имел юридическую силу для фактической полезности в последующем. По вопросу же канонической верности документа для консультации можно обратиться к грамотному местному имаму, муфтию.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 361, хадис № 1164, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих»; там же С. 249, 250, хадисы № 4100–4102, все «сахих».

[2] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 112, хадис № 971, «да‘иф илля» (по мнению одного из ученых-хадисоведов, степень достоверности фрагмента «два брата, которые порвали между собой отношения» является низкой); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 213, хадис № 3519, «хасан»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 5. С. 53, хадис № 1757, «хасан»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 17. С. 21, хадис № 293–6280, «сахих».

Семья

Брак

Никях

Брачный договор

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic