Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Что значит «семья»?

«Не желайте тех преимуществ, которых Аллах (Бог, Господь) вам не дал, но предоставил другим (которыми Он наделил других). [Женщины, к примеру, сотворены женственными, а мужчины — мужественными. Женщинам Творец дал одни отличительные качества и характеристики, а мужчинам — иные. Такова природа, и неразумно ее изменять. Да и не завидуйте другому в том, чего нет у вас!] Мужчинам — удел из того, что совершено ими, и женщинам — удел из совершенного ими [то есть и мужчины и женщины абсолютно равны пред Богом в воздаянии за дела и поступки]. Просите [о мужчины и женщины, о люди] у Аллаха (Бога, Господа) милости [чтобы Он даровал вам больше того, что заслужено вами; больше ожидаемого]. Воистину, всезнание Аллаха ничем не ограничено. [Ему, Господу миров, известно все до мельчайших подробностей, особенно то, что касается наилучших Его творений — людей, как женщин, так и мужчин.]» (Св. Коран, 4:32).

Как должны строиться взаимоотношения в семье, то есть основы семьи

В Священном Коране сказано:

«Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально-нравственными нормами. А если что-то вам не понравится в них [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности; обнаружатся физические недостатки и т. п.], то [учтите, примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага. [Никоим образом не спешите разрушать семью, проявите терпение и благоразумие, ведь вы и сами не идеальны.]» (см. Св. Коран, 4:19).

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим]. И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу] (к своей семье)»[1]. Имам аш-Шавкяни[2] заметил: «Данный хадис явно дает понять, что обладателями высочайшей степени праведности, по-настоящему благочестивыми, являются именно такие мужья. К сожалению, очень часто можно встретить мужей, которые вежливы и воспитаны с чужими людьми где-то на улице, на работе, и при этом крайне грубы, скупы на доброе слово и хороший поступок в кругу своей семьи. Нет сомнений в том, что такие люди далеки от Божественного благословения, они — сошедшие с правильного пути»[3]. Безусловно, этот упрек касается и женщин.

Посланник Господа миров призывал: «Я назидаю вас быть хорошими [воспитанными; уважительно и снисходительно относиться] к женщинам [особенно к женам! Станьте же таковыми]»[4]. С другой стороны, мы знаем немало хадисов, где подчеркивается важность покорности жены своему мужу. Например: «Если пред кем-либо, помимо Бога, и было бы позволено совершить земной поклон, то жене — пред своим мужем»[5]. В буквальном смысле такое недопустимо, имеется в виду, что жена для полноценности внутрисемейной гармонии должна искренне уважать, почитать своего супруга, который, в свою очередь, должным образом заботится о ней и опекает ее.

Что значит «быть мужем» и что значит «быть женой»

В Священном Коране сказано:

«Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них» (см. Св. Коран, 2:187).

Иными словами, муж и жена являются друг для друга своеобразной «одеждой»: они украшают и оберегают друг друга, создавая тихую гавань от внешних воздействий и бед. Они — две гармоничные половинки одного целого.

Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Каждый из вас управленец[6]. И каждый ответит за свое управление: имам[7] управляет [теми, кто за ним], и будет спрошен; муж — глава семьи, и ответственен [за нее пред Богом и обществом]; жена — управленец в доме мужа, за что и будет спрошена… Внемлите! Каждый из вас — управляющий [чем-то руководит, хотя бы своими словами и действиями], и будет спрошен [за управляемое им пред Богом в Судный День]»[8].

Отношение мужа к жене — нежное, мудрое и дипломатичное, с учетом ее слабостей[9]. Муж обязан в меру своих возможностей ответственно относиться к материальному достатку семьи.

Отношение жены к мужу — покорное, с пониманием того, что основные тяготы семейной жизни (материальный достаток, ответственность пред Богом, родными и обществом, морально-психологическая атмосфера, дух семьи и т. д.) лежат на плечах мужа. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Любая женщина, которая покинула этот мир и которой муж остался доволен [как женой своей], войдет [по милости Господа миров] в Рай»[10]. Любой жене полезно ознакомиться и со следующим достоверным высказыванием пророка Мухаммада: «Самой величественной по своей благодатности (баракяту) является та жена, которая не обременяет своего мужа в вопросах ее материального обеспечения»[11].

Визирь, являясь высшим сановником, но лишь внутри государства, может и должен только советовать, но не ставить ультиматумы правителю, несущему бремя внешней политики, направленной на процветание и благополучие собственной страны. Однако же наивысшее здравомыслие правителя, знающего о безграничной преданности и любви своего визиря, состоит в умении следовать разумной подсказке.

Муж должен быть примером. Влиять на него, исправлять в жесткой форме могут родные, местная община или общество. Жена же следит за домашним хозяйством и следует за мужем.

Кроме того, для нее более приоритетным является ведение домашнего хозяйства, нежели совершение чего-либо дополнительного из форм религиозной практики (нафиля молитвы-намазы или дополнительный пост)[12].

Важна солидарность жены с мнением мужа относительно тех людей, которые могут приходить к ним и гостить у них. Супруга советуется с мужем о приглашаемых в их дом родственниках или гостях и в полной мере прислушивается к его мнению[13].

Если жена периодически беспричинно проявляет непокорность, явное непослушание[14], то материальное обеспечение со стороны мужа может быть прекращено[15].

Когда все же появляются сложности во взаимоотношениях, неприязнь друг к другу, когда конфликт из чего-то незначительного перерастает в то, что окончательно охлаждает отношения, ситуация может быть урегулирована с помощью постороннего человека: «Если вы [муж с женою или их родные] опасаетесь распада семьи [когда появились сложности во взаимоотношениях, неприязнь друг к другу, когда конфликт перерос из чего-то поверхностно-эмоционального в то, что оставило значительный осадок на душе, когда окончательно охладели отношения], то отправьте судью [уважаемого, благоразумного и справедливого человека, старосту] от его семьи и подобного человека от ее семьи[16] [для ознакомления с тупиковой внутрисемейной ситуацией и поиска выхода]. Если они [эти два уважаемых человека] имеют [хоть малейшее] желание примирить [делая все от них зависящее, внимательно выслушивая обе стороны, а также поучительно наставляя, назидая], то Аллах (Бог, Господь) непременно даст им [мужу и жене] Свое благословение [восстановив между супругами добрые отношения любви и взаимоуважения]. Воистину, Он Всезнающ и обо всем осведомлен» (Св. Коран, 4:35).

Одним из основополагающих тезисов в вопросе прав и обязанностей супругов является кораническое повествование:

«Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них» (см. Св. Коран, 2:187).

Муж и жена являются опорой друг для друга, они дополняют друг друга.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 361, хадис № 1164, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих»; там же С. 249, 250, хадисы № 4100–4102, все «сахих».

[2] Мухаммад ибн ‘Али аш-Шавкяни (1760–1834) — йеменский ученый-богослов, судья (кадий) города Сана. Автор более ста научных трактатов.

[3] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 218.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5186; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 314 и 316, хадис № 5186 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1012, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 216, хадис № 2799.

[5] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 360, хадис № 1161, «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6851.

Также см.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 458, хадис № 7482, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 218, хадисы 2806, 2807.

[6] С началом периода полового созревания человек становится ответственным пред Богом за свои слова и поступки — в Судный День ему держать ответ за них.

[7] Здесь подразумевается в том числе руководитель любого ранга — качество и эффективность его деятельности, организация работы коллектива и отношения с подчиненными.

[8] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5188; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».

[9] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 129, хадис № 2112, «сахих».

[10] Хадис от Умм Салямы; св. х. Ибн Маджа и ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 361, хадис № 1163, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 206, хадис № 1161, «да‘иф»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 202, хадис № 1854, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 218, хадис № 2804.

[11] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 76, хадис № 1187, «сахих»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 1864, хадис № 25632 (25119).

[12] См. об этом, например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 369.

[13] Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 370.

[14] О покорности жены можно найти и в Библии: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22–23).

[15] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 5. С. 114.

[16] Участники примирительного процесса не обязательно должны быть родственниками, это лишь желательно. Главное — добиться восстановления добрых семейных отношений, а также сохранить неразглашенными все внутрисемейные секреты. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 62.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1