Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

День ‘Ашура’

Аудиоверсия настоящей статьи:



‘Ашура’
– десятый день месяца аль-Мухаррам[1].

В этот день Ноев ковчег подплыл к суше, и посланник Господа Ной всю оставшуюся жизнь постился в этот день в благодарность Господу[2]. Также именно на этот день пришлось спасение Моисея и его народа от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском[3]. Моисей тоже постился в этот день всю оставшуюся жизнь в благодарность Аллаху за спасение. Пророк Мухаммад (да благословит Господь и приветствует) постился в этот день до своего переселения в Медину[4]. После прибытия посланника Божьего в Медину, на десятый день месяца аль-Мухаррам, он увидел, что иудеи также постятся. Узнав причину, он подтвердил своим сподвижникам желательность поста, оговорив, что это вознаграждаемо и является причиной искупления прегрешений одного года. Более того, арабы-бедуины постились в этот день еще до начала пророческой миссии Мухаммада и меняли покрывало Каабы именно в этот день[5].

Хадисы про день ‘Ашура’

Пророк Мухаммад сказал: «Лучший пост после [поста в месяц] Рамадан – в месяц Божий аль-Мухаррам. Лучшая молитва[-намаз] после обязательных [пяти] – молитва[-намаз] ночью [до начала зари]»[6].

Аиша передала: «День ‘Ашура’ был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии [Мухаммада][7]. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал этот пост. Когда же он [заключительный Божий посланник] прибыл в Медину, то как сам постился в этот день, так и приказал другим поститься. После установления месяца Рамадана месяцем обязательного поста он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто желает, тот может поститься [в ‘Ашура’], а кто не желает, тот может не поститься

[8]. «Аль-Аш‘ас ибн Кайс зашел однажды к ‘Абдулле Ибн Мас‘уду в день ‘Ашура’. Увидев, что тот трапезничает, он воскликнул: «Сегодня же ‘Ашура’?!» ‘Абдулла ответил: «В этот день [строго] постились до утверждения обязательного поста в месяц Рамадан. После [обязательность] отпала. Если ты не постишься, то присоединяйся к трапезе»[9].

От ‘Абдуллы ибн ‘Умара передается: «До пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) арабы постились в день ‘Ашура’. Пророк постился в этот день вместе со сподвижниками до становления месяца Рамадан месяцем обязательного поста. Когда это произошло, посланник Божий сказал: «Воистину, ‘Ашура’ является одним из дней Аллаха (Бога, Господа). Кто пожелает, тот может поститься в этот день, а кто не желает, может не поститься»[10]. Ибн ‘Умар постился в этот день только тогда, когда это совпадало с днями его дополнительных постов[11]

Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Иудеи возвеличивали и считали священным день ‘Ашура’. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поститесь в этот день [и] вы [о мусульмане]»[12].

Ибн ‘Аббас рассказал: «По прибытии в Медину [через некоторое время, когда наступил месяц аль-Мухаррам][13] Пророк застал иудеев постящимися в день ‘Ашура’. Он спросил у них: «Что это за день, в который вы соблюдаете пост? [В чем причина вашего поста именно в этот день?]». Ему ответили: «Это – великий день! Аллах (Бог, Господь) спас Мусу (Моисея) и народ его [от зла их врага] именно в этот день, утопив фараона вместе с войском. Поэтому Муса (Моисей) постился в этот день в благодарность [Творцу]. И мы соблюдаем пост в этот день». Посланник Господа воскликнул: «Мы [мусульмане] более первостепененны относительно [оставленного] Мусой (Моисеем) [являясь представителями заключительного этапа религиозного развития человечества]». Пророк Мухаммад постился сам и приказал другим»[14].

Му‘авия ибн Абу Суфьян передал: «Я слышал, как пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Этот день – ‘Ашура’, поститься не обязательно (не фард). Я соблюдаю пост. Вы же поступайте по желанию (как хотите)»[15], [16].

Есть хадис, в котором оговаривается, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) незадолго до смерти сказал: «Если наступит следующий год, тогда, с Божественного на то благословения (ин ша’ал-ла), будем соблюдать пост на девятый день [месяца аль-Мухаррам]». Но до ‘Ашура’ следующего года он (да благословит его Всевышний и приветствует) не дожил[17].

В своде хадисов имама Ахмада приведен хадис, где пророк Мухаммад говорит: «Поститесь в день ‘Ашура’ и не будьте [излишне] похожи на иудеев. Поститесь [также] день до него и день после»[18].

Итак, можно заключить, что наиболее предусмотрительным является поститься на девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца аль-Мухаррам. Также можно поститься на девятый и десятый дни или только на десятый[19]. В то же время нужно не забывать, что во всех трех случаях пост является дополнительным[20], но воздаяние за него велико: «Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и будущего, а пост в день ‘Ашура’ – искупления грехов прошедшего»[21], [22]. Имам ан-Навави, комментируя хадисы о прощении грехов, сказал: «В первую очередь компенсируются незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то снижается бремя больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то повышается степень праведности человека пред Богом»[23].

Пост в день ‘Ашура’ в очередной раз подтверждает единство корней монотеистических религий, в том числе и в религиозной практике.

Ответ на вопрос про день ‘Ашура’

Известно, что день ‘Ашура’ у мусульман-шиитов сопровождается глубоким трауром. Имеет ли это обоснование в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует)?

В соответствии с Сунной Пророка день ‘Ашура’ является исторически примечательным днем, как было сказано ранее, и днем, в который дополнительный пост значительно вознаграждаем. Ничего другого в достоверной Сунне относительно этого дня не оговаривается[24].

Что касается траура у мусульман-шиитов, то это результат исторического совпадения гибели Хусейна, внука пророка Мухаммада, и дня ‘Ашура’. Убит он был именно в десятый день месяца аль-Мухаррам. Сторонники Хусейна сделали этот день траурным, выдумав в оправдание своего новшества некоторое количество хадисов. Те же, кто способствовал гибели внука Пророка, сделали этот день праздником, также внедрив в практику выдуманные хадисы, якобы оправдывающие каноническую обоснованность этого. Такого рода фанатизм и нововведения строго отвергаемы Исламом и неприемлемы. Ученые-мухаддисы исключили все эти недостоверные хадисы из религиозного обихода, однако на уровне народных обычаев это встречается и сегодня. Слепой и глухой фанатизм делит людей на противоборствующие стороны, делает их врагами, когда они должны бы быть пред Богом родными душами.

В Коране сказано:

И воистину, это — мой путь, являющийся прямым, следуйте же ему. Не следуйте путям, которые удаляют вас от стези Господа [удаляют вас от веры]. Завещает Он [Господь миров] вам это, возможно, вы будете богобоязненны [оживете душою, прозреете и начнете отличать добро от зла, стремясь делать первое и не искать оправданий последнему]» (Св. Коран, 6:153).

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 219; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 307.

[2] Св. х. Ахмада. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309, 310 и 311.

[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 128–(1130).

[4] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2002; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 311.

[5] Св. х. ат-Табарани. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 310.

[6] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 452, , хадис № 202–(1163) и похожий по смыслу хадис № 203–(1163); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 54 и 55, хадис № 202–(1163) и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 276, хадис № 2429, «сахих». Также см., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 243, хадисы № 739 и 740.

[7] У ‘Икримы однажды спросили об этом. Он ответил: «Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это отяготило их сердца. Им сказали: «Поститесь в день ‘Ашура’. Это поспособствует искуплению греха». См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 399.

[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2002; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 113–(1125); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2442, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2001; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 115–(1125).

[9] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 437, хадис № 124–(1127). Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1362, хадис № 4503.

[10] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 117–(1126); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2443, «сахих».

[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 563, хадис № 1892; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 119–(1126).

[12] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 129–(1131); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 593, хадис № 2005.

[13] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 310.

[14] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 128–(1130); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 9, хадис № 128–(1130). Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 593, хадис № 2004; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2444, «сахих».

[15] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2003; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 126–(1129).

[16] Также хадисы по теме см., например: См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 256, 257, хадисы № 1706, 1707, 1709-1713; Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, 233, хадисы № 665, 666, 667; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 439–440; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 339, хадисы № 2442–2444; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 2. С. 470–473; ас-Сан‘ани А. Аль-мусаннаф [Свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1983. Т. 4. С. 285–291, хадисы № 7831–7852.

[17] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 439, хадис № 133–(1134); аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 260, хадис № 1714; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2445, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

[18] См., например: аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 260, хадис № 1714 (последний риваят); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

[19] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

[20] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309.

[21] Человек верующий понимает, что такого рода хадисы не допускают совершения грехов на протяжении лет, будто грехи могут быть быстро искуплены одним-двумя днями поста. Такого рода хадисы раскрывают суть, благодать (баракят) и великую ценность пред Богом некоторых дней, совершение благих дел в которые наиболее примечательно, и, если хотите, – выгодно в плане благостности в этой жизни и в вечности.

[22] Хадис от Абу Катады; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 451, хадис № 197–(1162); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 312, хадис № 5055, 5057, «сахих»; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701.

[23] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 51, хадис № 197–(1162); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари [Опора гостя]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 1. С. 267, 268; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 398.

[24] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 221. Существуют такие недостоверные хадисы: «Кто будет щедр в этот день к своей семье, к тому будет щедр Аллах (Бог, Господь) на протяжении последующего года» и «Кто помажет сурьмой глаза в день ‘Ашура’, у того они никогда не будут болеть». Имеется несколько хадисов такого рода, но все они, по мнению ученых-хадисоведов, являются недостоверными или выдуманными (мавду‘). См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 253, хадис № 2641 и пояснение к нему; аль-Албани М. Сильсиля аль-ахадис ад-да‘ифа и аль-мавду‘а [Серия недостоверных и выдуманных хадисов]. В 4 т. Ар-Рияд: аль-Ма‘ариф, 1992. Т. 2. С. 89.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1