Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Изучение жизни Пророка ﷺ способствует раскрытию сути мироздания и помогает познанию Божьих истин, которые в понятной для восприятия форме раскрываются в посланнике Аллаха.
Ведь не зря Священный Коран повествует притчами, историями из жизни посланников, помогая внемлющим глубже осознать истину.
Изучение жизнеописания Пророка позволяет лучше понять Священное Писание, многое в котором требует толкования и объяснения.
Сунна Пророка материализует Божьи законы, которыми человек верующий должен руководствоваться на земле.
Жизнь Пророка формирует исламскую культуру, охватывая все стороны вероубеждения и религиозной практики, а также вопросы нравственности. У пророка Мухаммада ﷺ спросили о благонравии, и он процитировал слова [из Корана]: «Возьми [себе на вооружение] умение прощать [быть снисходительным]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]» (Св. Коран, 7:199), а затем добавил: «[Высокие нравы] — это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой [восстанавливаешь дружеские или, например, родственные отношения с тем, кто оборвал их в одностороннем порядке]; когда даешь [помогаешь] тому, кто [в свое время] лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя»[1].
Пророк Мухаммад ﷺ предупреждал: «Самым тяжелым [и весомым в качестве аргумента в пользу человека] на чаше благодеяний [в Судный День] будут [проявленные им в земной обители] высокие нравы (совершенные им благородные поступки) [а это и доброе выражение лица, и этика, и благородство, и воспитанность во взаимоотношениях с другими людьми]»[2].
Пророк помогает достойно и благополучно пройти через мирскую жизнь, заслужив счастье в вечности. Он служит проводником для людей, а его пророческая миссия — дорожная карта, руководствуясь которой человек не собьется с верного пути. Он подробно и в красках описал, что ждет нас в загробной жизни, указал на всевозможные препятствия к внеземному счастью и научил обходить преграды с присущей верующему человеку мудростью и терпением. Весь этот путь — подготовка к Судному Дню и встрече с Создателем. Посланник Всевышнего ﷺ произнес: «Поистине, умным, проницательным является тот, кто инспектирует себя, умеет посмотреть на себя, свою жизнь со стороны и [активно живя] трудится, готовится к тому, что его ждет после смерти. Слабым же, немощным является тот, кто живет мечтами, надеждами и свое «Я» подчинил личным прихотям, капризам»[3].
Ему принадлежат и такие слова: «Человек не сдвинется с места в Судный день, пока не будет спрошен о следующем: жизни — как ее прожил, знаниях — чему из них следовал, имуществе — как приобрел и на что потратил, теле — на что износил»[4].
Посланник ﷺ сказал: «Для кого мирская жизнь станет главной его тревогою [если все в его делах и поступках, устремлениях и желаниях, даже мольбах, обращенных к Богу, будет вертеться вокруг лишь мирского], того Всевышний сделает разрывающимся [между многими сотнями дел] и установит нужду, бедность прямо меж его глаз. В мирской обители он получит лишь то, что уже [минимально] определено для него [и лишит себя Божьей милости и щедрости]. Чьим же стремлением (конечной точкой устремленности, итогом всех намерений) [окажется] вечность, того Всевышний (1) благословит на сосредоточенность (собранность, четкое видение мирских и вечных целей, задач, а также оптимальность их решения); (2) наполнит сердце душевным счастьем и всесторонней самодостаточностью, заложит богатство в его сердце; (3) а мирская жизнь, желая того или нет, падет к его ногам [врата к мирскому изобилию, счастью будут по мере необходимости беспрепятственно открываться пред ним]»[5].
Пророк ﷺ является примером для верующих во всех жизненных обстоятельствах.
Через понимание личности Пророка ﷺ, через его слова, поступки и условия жизни раскрывается его величие, проистекающее из возложенной на него Аллахом пророческой миссии.
Сколько бы верующий ни искал идеал в ком-то ином, именно в жизни Пророка он обнаружит наилучший, совершенный и благой пример. Жизнь Пророка ﷺ полна образцов поведения достойного юноши, а затем и мужчины, верного своему народу, близким и друзьям.
Пророк Мухаммад ﷺ — великий пример призывающего к Аллаху мудростью и благим назиданием, расходующего все свои силы на пути донесения до людей Божественной миссии. Мы видим, что всю свою жизнь, силы, энергию и время он не тратит ни на что иное, кроме как на то, чтобы помочь людям обрести веру во Всевышнего Создателя.
Пророк Мухаммад ﷺ — великий пример правителя государства, который руководит с мудростью и умением.
Пророк Мухаммад ﷺ — великий пример достойного мужа, который умеет правильно выстраивать отношения со своей половиной веры.
Пророк Мухаммад ﷺ являет образец достойного отца, которому присущи снисходительность и мягкость, он грамотно распределяет права и обязанности по отношению к жене и детям.
Пророк Мухаммад ﷺ — искусный политик и полководец.
Пророк Мухаммад ﷺ — мусульманин, который берет на себя и несет обязанность поклонения, умеет отдаться своему Господу и одновременно достойно выстраивает отношения со своим окружением.
Во всем посланник Аллаха ﷺ совершенен. Если возьмем выполнение им молитв-намазов, то не сможем найти подобного ему. Если рассмотрим соблюдение им поста, то в этом никто не мог и не сможет сравниться с ним. Если полистать книги, в которых приводятся формы восхваления Аллаха, проговоренные Пророком, то окажется, что в его жизни не было момента, когда бы с его уст не сходил зикр[6]. Вся жизнь его была проникнута восхвалением и обращением к Всевышнему. И в этом ему также нет равных. Изучив любую сторону жизни пророка Мухаммада, мы не сможем найти равных ему. Пророк ﷺ был совершенен во всем.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Муснад Ахмад [Свод хадисов имама Ахмада]. В 45 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2001. Т. 28. С. 654. хадис № 17452; ас-Суюты Дж. Ад-дур аль-мансур [Рассыпанный жемчуг]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, [б. г]. Т. 3. С. 630.
[2] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 492, хадис № 8046, «сахих».
[3] Там же. С. 402, хадис № 6468, «сахих».
[4] См.: ад-Дарими А. Муснаду ад-Дарими [Свод хадисов имама ад-Дарими]. В 4 т. Рияд: аль-Мугни, 2000. Т. 1. С. 452, хадис № 554.
[5] См.: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «Ат-таргыб ват-тархиб» лиль-Мунзири [Избранное из книги «Пробуждение интереса и устрашение имама аль-Мунзири»]. В 2 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислями, 2000. Т. 2. С. 364, хадис № 1948.
[6] Зикр — различные формы восхваления Всевышнего.