Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Ду‘а от деменции, старости, мучений могилы и искушений

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْجُبْنِ 

وَ أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْبُخْلِ

وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ أَرْذَلِ الْعُمُرِ 

وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الدُّنْيَا وَ عَذَابِ الْقَبْرِ

Транскрипция дуа: Аллаахумма иннии а‘уузу бикя миналь-джубни, ва а‘уузу бикя миналь-бухли, ва а‘уузу бикя мин арзалиль-‘умри, ва а‘уузу бикя мин фитнатид-дунья ва ‘азаабиль-кабр!

Перевод дуа: «Господи, поистине, я прибегаю к Тебе, удаляясь от (1) малодушия (трусости); прибегаю к Тебе, удаляясь от (2) скупости; прибегаю к Тебе, удаляясь от (3) тягот старческого возраста [физическое бессилие и деменция], а также прибегаю к Тебе, удаляясь от (4) мирских искушений и (5) мучений могилы»[1].

Защита от малодушия[2], трусости 

Быть смелым опасно, но без смелости роста личности не будет. Без нее ничего серьезного в жизни не добиться. Прибегая к Богу, мы добавляем себе чуточку смелости, пробуждая бдительность и прогнозируя последствия. Он Всемогущ, все знает и в Судный день обо всем спросит.

Защита от скупости.

Экономия полезна, а вот скупость вредна. Экономя и инвестируя, богатеешь. Выделяя часть (закят – 2,5% от прибыли)[3] на благотворительность, инвестируешь в свое благополучие в вечности.

Защита от деменции и слабости в старости

Возраст, когда ты слабеешь, причем не только телом, а порой и умом. Сложный период жизни. Особенно он сложен для тех, кто когда-то быть силен, влиятелен и умен, а в свои 50+ вдруг выпал из обоймы и стал никому не нужен. В том числе и жене, детям, о которых он никогда трепетно и с должным вниманием не заботился, ведь был «очень занят» деловой активностью и чужими людьми. Тяжелая ситуация. Удаляемся от нее, прибегая к Богу, Господу миров. И, пока молоды и сильны, влиятельны и богаты, делаем от нас зависящее, чтобы не оказаться в таком унизительном положении еще при жизни.

Защита от мирских искушений

Их много, они разные. При верном отношении к ним, при правильной реакции на них словами и действиями они – Божья милость и закалка личности. Ржавая сталь в печь.

Защита от мучений в могиле

Нам это не представить, но пророки знали об этом из Божьего Откровения. «Однажды пророк Мухаммад проходил мимо одной из оград Медины[4] и услышал возгласы двух людей, испытывающих [страшные] мучения в своих могилах[5]. Посланник Господа сказал: «Они испытывают мучения за малые прегрешения». Но сразу поправился: «Нет [за большие]. Один из них был неаккуратен, когда мочился[6], а другой клеветал (сплетничал)[7]»[8]. Затем пророк Мухаммад попросил, чтобы ему принесли голую пальмовую ветвь. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: «О посланник Всевышнего, зачем ты это сделал?» Он ответил: «Возможно, это облегчит [их участь], и это [предполагаемое облегчение] продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут[9]»[10].

Видный сподвижник пророка Мухаммада Са‘д ибн Абу Ваккас обучал своих детей этой мольбе-ду‘а подобно тому, как учитель обучает своих учеников письму.

В хадисе также подчеркнуто, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) проговаривал эту мольбу-ду‘а после[11] намаза[12].

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 560, № 3567, «сахих».

[2] Малодушие — отсутствие твердости духа, решительности, мужества.

[3] Подробнее о закяте читайте в моей книге «Финансы Триллионера» или на сайте: https://umma.ru/zakyat.

[4] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 2. С. 431.

[5] В своде хадисов Ибн Маджа есть дополнение, что могилы были еще свежими. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 419.

[6] Комментаторы объясняют, что «брызги мочи постоянно попадали на его тело и одежду», а также «он не ждал, пока выйдут остатки мочи, которые потом попадали на его одежду». См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 2. С. 431.

[7] Имам ан-Навави дал определение: «Клевета — это цитирование чужих слов с желанием навредить. И относится это к наихудшим поступкам». См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 421.

[8] Аль-Кярмани дал важное пояснение по данному хадису: «При однократном или очень редком совершении данных поступков они не могут классифицироваться как большие грехи (кябира, мн. ч. кяба’ир), так как за них не предусмотрено строгое наказание (хадд) в судебном порядке в этой жизни. Однако при многократном и постоянном повторении эти действия по пагубности и наказуемости достигают уровня больших грехов. Ведь сказано: «Перестают быть малые прегрешения малыми при многократном повторении и упорстве в совершении их». Наиболее вероятно, что именно это подразумевается в хадисе. Также возможно, что поправка, данная Пророку на уровне Откровения, подразумевает: люди считают эти грехи незначительными, однако пред Богом они крайне пагубны. В Священном Коране сказано: «Считаете вы это легким [тем, что не имеет последствий], однако пред Аллахом (Богом, Господом) оно велико [строго наказуемо]» (Св. Коран, 24:15). См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 2. С. 431.

[9] То есть пока ветки живые. У каждого из творений Господа своя форма жизни и смерти. Пока эти ветки, которые могут пустить корни и вырасти или какое-то время просуществовать за счет внутренних запасов, остаются живыми, они восхваляют Творца и тем самым благоприятствуют облегчению состояния покойного. Относительно «восхваления» в Священном Коране сказано: «Восхваляют (возвеличивают) Его семь небес и земля вместе со всем тем, что населяет их [существует в этих необъятных галактических просторах]. Каждая мелочь [все бессчетное количество единиц сотворенного в макро- и микромирах] с благодарностью возносит Господа [над всем тем, что не соответствует Ему]. Однако вы [люди и джинны, имеете право выбора и ограничены в отдельных характеристиках и возможностях (к примеру, не знаете языков животных и растений), а потому] не понимаете [и не сможете понять] их прославления [как именно они восхваляют Творца]. [В границах земного и межгалактических пространств ни наука, ни что бы то ни было другое не поможет вам в этом, иначе вы получите существенную подсказку в столь ответственном экзамене, как жизнь]» (см. Св. Коран, 17:44); «Разве ты не видишь, что Бога восхваляют все те, кто на небесах и на земле, и [к примеру] птицы, раскрывая крылья в полете. Все они знают свои молитвы [у каждого из них свое выражение благодарности] и [формы, формулы] восхваления [Творца]. Аллах (Бог, Господь) хорошо знает о том, что они [Его творения] делают» (Св. Коран, 24:41).

[10] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 91, хадис № 216; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 2. С. 430; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 419–423, хадис № 216 и пояснение к нему.

[11] Как понять «после»? Намаз завершается приветствием по обе стороны. О порядке совершения намаза читайте в моей книге «Путь к вере» либо на сайте https://umma.ru/kak-chitat-namaz-5-obyazatelnyh-molitv.

[12] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 560, № 3567, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1