Встречают ли души мертвых друг друга в загробном мире?
Имеют ли души мертвых возможность общаться?
В Коране сказано:
Некоторые ученые приводят этот аят в качестве аргумента в пользу того, что души праведников могут встречаться друг с другом в загробном мире. Честно говоря, аргумент крайне слабый. Вывод о его неуместности я делаю не только из текста аята, но и из тех пояснений, которые дали ему три великих муфассира — аль-Куртуби[1], Ибн Кясир[2] и ас-Сабуни[3].
Еще один аят из Корана:
Некоторые ученые говорили, что здесь подразумеваются не только их встречи в земной обители или в вечной после Судного Дня в Раю, но также и – в загробном мире (барзах). Косвенный аргумент.
Основной достоверный хадис, на который ссылаются ученые, говорящие о встречах, общении между собой душ верующих праведников, следующий.
Пророк Мухаммад оповестил: «Когда умирает верующий [верующий праведник, которого Божьей милостью в вечности ожидает райская обитель], ангелы проявления Божьей милости [забирающие души именно праведных людей] приходят к нему с белой шелковой тканью и говорят: «Выходи [о прекрасная душа], ты довольна и тобой довольны! [Выходи] к [проявлению] Божьей милости и к ароматам [Рая][4]. [Выходи к] Господу, Который не гневается [на тебя]». Она выйдет [из тела], подобно лучшему аромату миска [благоухание от нее будет чудесным]. [Аромат] до такой степени [прекрасен], что они [ангелы] будут передавать ее [душу] друг другу. И так, пока не подойдут к вратам небес [к первому небесному уровню из семи]. И скажут [встречающие]: «Что это за чудесный аромат, пришедший к вам от земли?!»
Приведут эту душу к душам верующих [праведников], которые сильно обрадуются ей, подобно тому, как радуетесь вы при встрече долго отсутствовавшему [близкому вам человеку]. Будут спрашивать [у прибывшей души]: «Как дела у того? Как дела у другого?» [Некоторые] скажут: «Оставьте его! [Дайте ему отдохнуть!] Он только покинул всю эту духоту[5] земной жизни». [Новоприбывшая душа] спросит: «А не поступил ли к вам [ранее такой-то]?» Ответят: «Его отправили в Ад [на низшие уровни загробного мира, где мучаются в ожидании Конца Света и Судного Дни грешники и безбожники]».
[Хадис продолжается.] Когда же умирает безбожник, к нему приходят ангелы проявления Божьего наказания с грубой тканью и говорят: «Выходи [о душа] негодующей (недовольной) и тобой недовольны [здесь]! [Выходи] к Божьему наказанию!» Она выйдет с неприятнейшим (зловонным) запахом мертвеца. И так до момента, пока не приведут ее к вратам земли[6] [ведь на небеса ее не пустят][7]. Скажут: «Что может быть более неприятным, чем этот зловонный (гнилой) запах?!» И так, пока не приведут [в окружение] душ безбожников [каждый из которых будет занят своими мучениями и страданиями в загробном мире; никаких встреч и никакого общения]»[8].
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Душа верующего — птичка, получающая свой удел на ветке райского древа. И это до тех пор, пока не вернется в свое тело (пока не вернет ее Господь обратно в тело) в День Воскрешения [из мертвых]»[9].
Относительно встреч и общения душ покойных праведников есть интересный достоверный хадис, повествующий о положении тех, кто умер шахидом[10]. Пророк Мухаммад оповестил: «Когда ваши братья погибли [в битве] при Ухуде, Аллах (Бог, Господь) поместил их души в тела зеленых птиц, которые посещают райские реки, едят райские плоды и пролетают мимо золотых ламп (фонарей), подвешенных в тени Трона[11]. Ощутив великолепие пищи, питья и мест отдыха, они сказали: «Кто же оповестит наших братьев о том, что мы живы и получаем свой удел в Раю [еще в загробном мире, а не в самой вечности], дабы не отказывались от самоотверженного усердия, не отказывались от участия на поле боя [в защиту духовных ценностей и своей Родины]?» Аллах (Бог, Господь) ответил на это: «Я оповещу их об этом». И были [посредством Божественного Откровения через пророка Мухаммада] ниспосланы строки: «Никоим образом не думай, что те, кто умер на пути Аллаха (Бога, Господа) [жертвуя собою во благо и благополучие других людей], мертвы. Нет, они живы [их души в ином измерении], у Господа получают свой удел» (Св. Коран, 3:169)[12].
Из достоверных хадисов прямым текстом понимается, что души праведников будут встречаться и общаться между собой в период пребывания в загробном мире (барзах). Но следует принять во внимание, что имеется и много недостоверного на этот счет[13]. Достоверные хадисы по теме приведены выше, и лучше воздерживаться от излишних комментариев касательно гайб (неведомого, сокрытого от нас, потустороннего).
Канонически однозначно делать выводы и безоговорочно опираться можно лишь на то из Корана и Сунны, что «сахих ва сарих», то есть достоверно и не имеет двусмысленности. По данной теме можно встретить много рассказов от сподвижников и тех, кто был после них, но канонически это «мавкуф», то есть сказано ими самими, прямого отношения к Корану и достоверной Сунне не имеет.
На эту тему смотрите видео и слушайте аудио.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Умер в 671 году по хиджре. См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988.
[2] Умер в 774 году по хиджре. См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1991.
[3] Наш современник. Умер 19 марта 2021 года. См.: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.].
[4] «И если человек [по итогу его земных убеждений, спешности в благом и праведном] оказался из числа приближенных [к Богу в Судный День, приближенных к Его милости и щедрости], то [начиная уже с момента покидания душою тела, его ждет] покой (радость, милость) и приятный аромат [прекрасный удел], а также — райский сад [уже после Судного Дня]» (Св. Коран, 56:88, 89).
[5] Слово, приведенное в хадисе, переводится как «печаль, скорбь; жара, духота, зной».
[6] Души верующих грешников и безбожников, заслуживших по итогу земной жизни временного либо вечного пребывания в Аду, не будут пущены на небеса, ангелы опустят их на низшие подземельные уровни, метафизические нематериальные, схожие с адскими уровнями даракят, уходящими в бездну Преисподней. Они пребудут там в ожидании, мучаясь и лицезря свое будущее место в Аду.
[7] Подробнее см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 459, хадис № 4262, «сахих».
[8] См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 210, хадис № 1833, «сахих».
[9] См., например: ан-Насаи А. Сунан. 1999. С. 231, хадис № 2073, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 460, хадис № 4271, «сахих»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 85, 86, хадис № 54, «сахих».
[10] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто будет убит, защищая свое имущество, тот шахид [заслуживает райской обители в вечности, если умер верующим]; кто будет убит, защищая себя (собственную жизнь), тот шахид; кто умрет, защищая свою веру (религию), тот шахид; кто умрет, защищая свою семью, тот шахид». Св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 176, хадис № 4/1357; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 520, хадис № 4772, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 248, хадис № 1421, «сахих».
Пророк Мухаммад также сказал: «Умирают мучениками (шахидами) [заслуживают райской обители в вечности, если умерли верующими] семеро [то есть в семи случаях], помимо отдавшего жизнь в защиту веры или Родины: (1) умерший от чумы [как и от иной инфекционной болезни], (2) утонувший, (3) умерший от плеврита [или иных смертельных заболеваний, связанных с легкими], (4) умерший от болезни живота [от смертельного заболевания, связанного с органами брюшной полости], (5) умерший от огня (сгоревший), (6) погибший под обломками и (5) женщина, умершая во время или после родов». Св. х. Абу Дауда, ан-Насаи и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 352, хадис № 3111, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан. 1999. С. 211, хадис № 1846, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 304, хадис № 4952, «сахих».
[11] Трон — величественное создание Творца, которое по размерам своим больше всех галактик вместе взятых.
[12] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 286, хадис № 2520, «хасан».
Также см.: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 306, хадис № 2801, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 785, хадис № 121–(1887).
[13] См., например: аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.]. С. 60 –63.