Аудио версия настоящей статьи:
Здесь необходимо сразу разделить понятия: одно – это успеть совершить молитву-намаз вовремя, своевременно[1], а другое – коллективно с другими (джама‘атом). Данная тема именно об «успеть коллективно с другими».
Совершение очередной обязательной молитвы-намаза сообща с другими (джама‘атом) имеет большое преимущество по сравнению с тем, если человек совершит ее в одиночестве[2].
Присоединение опоздавшего к совершающим фард любой из пяти ежедневных обязательных молитв-намазов
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если услышите икамат [призыв, оповещающий о начале совершения ракяатов фарда], то идите на молитву, излучая при этом полное спокойствие и достоинство. Не торопитесь (не спешите)! К чему вы успели — то совершайте [вместе с имамом], а что миновало вас — дополняйте [дочитывайте]»[3].
Пророк Мухаммад сказал: «Если читается икамат [призыв, оповещающий о начале совершения ракяатов фарда], то не бегите на молитву, идите спокойно (излучая полное спокойствие). К чему вы успели — то совершайте [вместе с имамом], а что миновало вас — дополняйте [дочитывайте]. Ведь, поистине, если кто-либо из вас целенаправленно идет на молитву[-намаз], то он уже в состоянии молитвы»[4].
На сколько бы ни опоздал мусульманин на молитву, он присоединяется к молящимся и продолжает молиться вместе с ними. По завершении имамом молитвы словами приветствия[5] опоздавший встает и самостоятельно дочитывает[6]. Относительно обычных повседневных молитв ученые шафиитского и ханафитского мазхабов едины во мнении, что «если опоздавший успеет сделать намерение, встать в ряд молящихся и произнести начальный такбир с поднятием кистей рук до первого приветствия имама («ас-саляму ‘алейкум ва рахматул-ла»), то данная молитва засчитывается ему как совершенная совместно с другими, в джама‘ате. Со вторым приветствием он встает и дочитывает молитву самостоятельно»[7].
Здесь одно практическое уточнение, в части которого мнения ханафитов и шафиитов разнятся. Если опоздавший присоединился до поясного поклона имама (либо во время поясного поклона) именно во втором, третьем или четвертом ракяатах фарда, как считаются ракяаты по своей последовательности (какие считать первыми, а какие последними) и как читается ташаххуд? Здесь у мусульманских ученых два основных мнения, которые постараюсь до вас доходчиво донести.
Богословы-шафииты: то, что опоздавший успел совершить с имамом, оно первое, счет начинается с них, а то, что после сам дочитывает, оно – последнее[8].
Богословы-ханафиты: то, что опоздавший успел совершить с имамом, оно последнее. Счет – в обычном порядке. Первый пропущенный ракяат остается первым и восполняется как первый, то есть все читается в нем как в обычном первом ракяате. Так же и с остальными ракяатами[9].
Теперь относительно ташаххуда. Для ташаххуда (когда человек садится каждые два ракяата и читает его) счет идет с ракяата, на который молящийся успел присоединиться. Для ташаххуда он будет первым. С имамом опоздавший читает завершающий ташаххуд без салавата, затем (после приветствия имама по обе стороны) встает и восполняет пропущенное. Например, если успел присоединиться на четвертый (намерение, встал в ряд, стоя проговорил начальный такбир с поднятием рук) и не позже подъема имама с поясного поклона опустился в поясной поклон, тогда для ташаххуда данный четвертый будет первым, а после второго – повторное чтение ташаххуда, и еще в самом конце после третьего восполняемого[10]. В этом моменте религиозной практики мнение шафиитов и ханафитов одинаково.
Как дочитывать? Молитва дочитывается ракяатами: если опоздавший успел присоединиться к молящимся (имея намерение, встав в ряд[11] и стоя проговорив начальный такбир) до того, как имам начал подниматься с поясного поклона в первом ракяате (он, опоздавший, успел совершить поясной поклон до того, как имам начал подниматься с него), то дочитывать молитву не нужно, считается, что он успел; если же после — то первый ракяат (и любой другой) восполняется полностью после завершения имамом молитвы[12]. Молящийся встает, не делая приветствия по обе стороны (что в этот момент делают другие), и без начального такбира (который вместе с намерением оговаривается опоздавшим до того, как он присоединится к молящимся) совершает в ранее оговоренной последовательности, по одному из двух вариантов (вариант ханафитов либо шафиитов).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] У каждой из пяти обязательных молитв-намазов есть свой временной промежуток, довольно продолжительный. Если человек успел совершить молитву в этот период, то она выполнена своевременно (ада’), а если не смог, тогда необходимо восполнить ее как пропущенную (када’).
[2] Подробнее об этом читайте в отдельной теме.
[3]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 204, хадис № 636; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 149, хадис № 636 и пояснение к нему.
Также см., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 5. С. 517–519, хадисы № 2145 и 2146, оба «сахих».
[4]Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 239, хадис № 152–(602); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 98, хадис № 152–(602) и пояснение к нему.
[5]А точнее — после начала второго приветствия, при повороте головы влево со словами «ас-саляму ‘аляйкум ва рахматул-лах».
[6] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 151, пояснение к хадису № 636.
[7] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1174, 1175.
[8] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 98, пояснение к хадису № 152–(602); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1235.
[9] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1229, 1236; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 37. С. 164.
[10] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 37. С. 164.
[11] Если ряд заполнен, тогда он организует новый позади имеющегося ряда, встав по центру.
[12] В этом мусульманские ученые единодушны. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1175, 1229, 1235; Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 37. С. 163.