Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Эвтаназия в Исламе

«Эвтаназия — намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий; на пути внедрения эвтаназии в клиническую практику стоит ряд нерешенных нравственных проблем»[1].

«Эвтаназия (от греч. eu — хорошо и thanatos — смерть), намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Вопрос о допустимости эвтаназии остается дискуссионным»[2].

«Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом» (определение нидерландского законодательства).

В специальной литературе различают два вида такой смерти.

Активная эвтаназия, суть которой заключается в применении активных действий по ускорению смерти страдающего человека с безнадежным прогнозом на последнем этапе болезни[3].

Пассивная эвтаназия — это отказ от мер, способствующих поддержанию жизни смертельно больного[4]. Говоря об эвтаназии без уточнения, подразумевают обычно именно активную эвтаназию.

В РФ эвтаназия запрещена законодательно. Активная эвтаназия разрешена в Нидерландах и Бельгии, пассивная — во Франции, Швейцарии, Австралии, в нескольких штатах США[5].

Считаю полезным перевести книжный слог в плоскость практического применения, в чем поможет известный французский медик Жак Судо, проведший границу между тем, что является эвтаназией, и тем, что ею не является:

1. Эвтаназия присутствует в том случае, когда применяется препарат, вызывающий смерть, а также если больного лишают всего того, что ему необходимо для жизни (еда), или всего того, что для него благотворно (реанимация, которая позволила бы ему прийти в себя и самостоятельно поддерживать жизнь, или такое лечение, которое способно дать шанс на продолжение жизни в нормальных условиях).

2. Эвтаназии нет в случае, когда прекращается или упускается такое лечение, которое имело бы неблагоприятное влияние на больного (например, лечение, которое лишь продлило бы жизнь, не облегчив состояния пациента).

3. Эвтаназии нет в случае прекращения реанимации, когда состояние церебральной смерти является необратимым (всякое лечение не дает уже никакого результата, не облегчает страданий, не дает никакого шанса на дальнейшее выздоровление, а только продолжает время агонии и приносит невыносимые страдания семье и несоразмерные расходы государству).

4. Эвтаназии нет в случае нереанимации плохо сформированного новорожденного ребенка или в тяжелом патологическом случае, если он естественным образом ведет к смерти (когда лишь искусственно можно продолжать жизнь, без надежды на улучшение и на возникновение способности к самостоятельному существованию).

5. Эвтаназии нет, если «дают спокойно умереть» больному смертельной болезнью, которая естественным образом приводит к смертельному исходу в краткий срок — в случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь в невыносимых условиях.

С точки зрения мусульманских канонов первый вариант недопустим и расценивается как убийство. Испытывает ли больной болевые ощущения или находится продолжительное время в коматозном состоянии, никто не имеет права ускорить его смерть.

Описанное же во всех последующих пунктах (п. 2–5) рассматривается мусульманскими богословами как допустимое. Решение принимается квалифицированными врачами, больным и его родственниками.

На новом рубеже развития науки передовые медицинские технологии позволяют врачам даже в самых сложных ситуациях поддерживать жизнь пациентов в течение длительного времени. Конечно, больные имеют право в любой момент отказаться от медицинской помощи, однако просьба сделать смертельную инъекцию — это совсем другое дело.

Перед лицом неминуемого, скорого наступления смерти и однозначной невозможности выздоровления (безусловно, по констатации врачей) дозволено по совести принять решение о прекращении такого вида помощи, который бы продлил жизнь в необратимых и мучительных условиях лишь на короткий срок, но нельзя приостановить проведение обычного вида лечения, прописываемого всем больным в подобных случаях. Здесь необходимо уточнить, что «обычным видом» лечения является питание, гидратация, удаление бронхиальной секреции, внешнее лечение ран, пролежней или кожных инфекций.

Канонические аспекты эвтаназии

1. Самоубийство, как и убийство «из сострадания», в Исламе недопустимо. А активную эвтаназию обычно в научно-популярной литературе называют самоубийством, когда человек исполняет это собственноручно, и убийством «из жалости и милосердия, из сострадания», когда ему в этом помогают другие.

В Священном Коране сказано: «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах (Бог, Господь) необычайно Милостив к вам» (см. Св. Коран, 4:29);

*

«Не убивайте душу, которая свята пред Аллахом (пред Богом), кроме как имея на то право [например, палач, выполняющий вынесенный официальным судом вердикт о смертной казни; воин на поле битвы]» (см. Св. Коран, 6:151).

Пророк Мухаммад говорил: «Кто [намеренно] сбросится с горы и убьет себя, тому быть навечно[6] в адском огне, неустанно повторяя там акт самоубиения; кто [намеренно] примет смертельную дозу яда и убьет себя, тому быть навечно в адском огне, повторяя свой акт самоубиения; кто [намеренно] убьет себя чем-то металлическим [холодным, огнестрельным оружием и т. п.], тому быть навечно в адском огне, повторяя там свой акт самоубиения»[7].

2. Лечиться необходимо, даже если заболевание обычно имеет смертельный исход. «Всевышний сотворил болезнь. Он же сотворил и лекарство. Лечитесь же!» — призывал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует)[8].

Некий бедуин спросил однажды у Пророка: «О посланник Божий! А нужно ли нам лечиться?» Пророк Мухаммад ответил: «Да, лечитесь! Аллах низвел болезни и вместе с ними лечебные средства (лекарства). Кто-то знает о них, а кто-то — нет»[9].

У пророка Мухаммада также спросили: «Мы обращаемся к другим [чтобы они читали нам] рукъя-заклинания[10], лечимся лекарствами, принимаем меры, предостерегаясь от чего-то опасного. Разве эти вещи могут защитить нас от того, что уже определено Аллахом (Богом)?» Посланник Всевышнего ответил: «Эти действия, поистине, и являются тем, что Им определено»[11]. То есть действия людские изначально известны Творцу: если человек поступает так — это определено так, а если по-иному, то оно по-иному и определено. Исцеление же дается в результате врачевания, лечения. Если вы не следуете причинам, которые Им же, Всевышним, предоставлены, то нет повода исцелять вас.

Заболевания, наносящие урон человеческой душе или телу, подчас несут в себе испытание, а иногда — наказание Господне и искупление греха (при соответствующем анализе происходящего). Важным является правильное отношение к болезни, а также верный диагноз и форма лечения[12].

3. Медицина должна развиваться и подойти вплотную к пророческому утверждению о том, что любая болезнь лечится, кроме старческой слабости и смерти.

Последний посланник Божий, пророк Мухаммад, говорил: «От любого заболевания есть лекарство»[13]. Исключениями из данного правила, упомянутыми в одном из хадисов, являются старческая слабость и смерть[14].

4. Предел противостояния законам и закономерностям Божьим.

Бороться с тем, что установил Творец в качестве закона природы в этом мироздании, — бесполезно, однако знать и изучать механизмы мирского бытия — важно, дабы понять, где та разделительная черта между познанием и противостоянием. «Установленные Богом законы (земные взаимосвязи) никогда не изменятся (не будут подменены) [пока существует жизнь земная]» (см. Св. Коран, 35:43).

Все живое в мирской обители смертно. Никто не в состоянии изменить это.

«Скажи [Мухаммад]: «Воистину, смерть, от которой вы убегаете, идет вам навстречу [никому не избежать этого]. Затем вы будете возвращены к Знающему как скрытое, так и явное, и Он [Господь миров] объявит вам о том, что вы делали [пока жили в земной обители]» (Св. Коран, 62:8).

5. Если квалифицированные медики и соответствующие специалисты выносят решение, что нет смысла продолжать лечение, что это лишь продлит мучения больного, тогда применение медикаментозного и иных форм лечения можно остановить, кроме гигиенического ухода за больным.

По богословскому заключению, сформулированному в результате современных медицинских исследований, чертой между жизнью и смертью является смерть мозга[15]. Если мозг умер, тогда вся аппаратура, искусственно поддерживающая жизнедеятельность организма, может быть выключена. Это — смерть, биологическая смерть.

И последнее. Люди по-разному воспринимают ситуации, по-разному анализируют, ощущения и ассоциации могут кардинально отличаться. Но верующие стараются пройти трудный этап с позитивным настроем и осознанием, что сложности могут очистить их ото всех как малых, так и больших прегрешений пред Богом, ведь заключительный посланник Творца четко оговорил: «Смерть [и все то, что связано с нею из страданий и сложностей] — искупление грехов для любого мусульманина [человека, покорного Единому и Единственному Творцу]»[16]. Проводя через страдания, связанные со смертью, Бог милует душу, очищая ее ото всего, что может отяготить и доставить неприятности в вечности.

Итак, основным предметом дискуссии в научных кругах стала активная эвтаназия (или как ее еще называют «метод наполненного шприца»).

С учетом вышеприведенных определений и уточнений, активная эвтаназия с точки зрения мусульманской этики и канонов запрещена и недопустима.

У медицины есть все перспективы (Богом данные) развиваться в направлении полного излечения самых сложных, смертельных заболеваний или хотя бы перевода их в вялотекущие, хронические недуги, не имеющие столь быстрых, разрушительных и необратимых процессов для организма. И это не наркотическое обезболивание, а непосредственная борьба, со знанием того, что неизлечимых болезней не существует. Вопрос в поиске методов и способов лечения.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: АСТ, 2002. С. 925.

[2] См.: Большой энциклопедический словарь. СПб.: Норинт, 2004. С. 1388.

[3] По данным Американской медицинской ассоциации, большая часть больных, умирающих в больницах США, уходит из жизни добровольно с помощью медперсонала. Считается, что негласно существует подобная практика и в России, притом что активная эвтаназия резко и безоговорочно осуждается не только в нашей стране, но и в других государствах.

[4] Заметим, что в сам термин «эвтаназия» вкладываются настолько противоречивые значения, что затрудняет однозначное толкование, вызывает терминологическую путаницу. В зависимости от определения термина меняется и подход к проблеме.

[5] http://mednovosti.ru.

[6] Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 292; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 6. С. 2262, комментарии к хадису № 3453.

[7] То, каким образом человек произвел над собою суицид, не имеет значения. Если он совершил это намеренно, пребывая в здравом уме, тогда заслуживает адского наказания, о котором сказано в хадисе.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1844, хадис № 5778; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 303, хадис № 5778; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 69, хадис № 175–(109); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 6. С. 2262, хадис № 3453.

[8] См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 155, глава № 49, хадис № 43.

[9] Подробнее об этом см., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 155, 156, глава № 49, хадисы № 44–46.

Также см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 166, хадис № 5678 и пояснение к нему.

[10] Молитвенные формулы, имеющие целительную силу.

[11] Хадис от Абу Хузамы; св. х. Ахмада. См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 157, глава № 49, хадис № 49.

[12] Для профилактики и лечения телесных заболеваний используются различные формы врачевания. Это и лечебная гимнастика, и лекарственные травы, и правильное питание, и различные медицинские препараты, а также многое другое. Параллельно с упомянутым, для человека верующего раскрываются такие грани внутреннего мира, как сила духа, умение полагаться на Творца, проявить щедрость, подав милостыню (начиная с близких и знакомых, кто в этом действительно нуждается), мольба-ду‘а, покаяние и раскаяние в греховном, помощь попавшему в беду и др.

[13] См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 156, глава № 49, хадисы № 45 и 47; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1819, хадис № 5678; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 166, хадис № 5678 и пояснение к нему.

[14] См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 156.

[15] В международной практике и российском законодательстве смерть мозга эквивалентна смерти человека. Минздравом России утверждена специальная Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга, где очень подробно описаны девять клинических признаков, необходимые данные лабораторных и инструментальных исследований, позволяющие утверждать, что мозг данного человека мертв.

[16] Хадис от Анаса. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 553, хадис № 9246, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 689.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1