На сайте ведутся технические работы.

Газета «Азия Плюс» (Таджикистан)

Времена и эпохи меняются, но ценности Ислама актуальны и являются основой развития, процветания и успеха как отдельно взятого человека, так и целого государства. О земной радости и духовном росте человека, о современном языке, на котором говорят о доброте, благочестии и вере, о дефиците кадров и других темах мы побеседовали с имамом-хатыбом Мемориальной мечети Москвы, выдающимся российским мусульманским богословом, автором многочисленных книг по исламской тематике Шамилем Аляутдиновым.

Мне выпала большая честь побеседовать с таким компетентным, высокообразованным и просто очень хорошим, светлым человеком. Я не стал сужать рамки данного интервью какой–то определенной темой, и поэтому наша беседа получилась развернутой и свободной. Вопросы, на которые отвечает Шамиль-хазрат, самые разные, главное – они искренне волнуют меня как представителя молодого поколения, как человека, который ищет на них ответы из компетентных источников.

Шамиль-хазрат, часто приятным поводом для ваших поездок в разные уголки мира является проведение семинаров в рамках уникального проекта «Триллионер». Интересно, как вы видите свои семинары в Таджикистане? Есть ли в перспективе планы по посещению нашей страны?

Со стороны Таджикистана необходима инициатива. Мы, наша рабочая команда, должны понять, почувствовать, что местным людям это на самом деле нужно, и, безусловно, постараемся сделать все от нас зависящее, дабы провести один из триллионерных семинаров на аудиторию в 300, например, или 400 человек в Душанбе, а также индивидуальный тренинг для 15-ти особо продвинутых, имеющих амбициозные цели на будущее и смело инвестирующих, в первую очередь в себя, людей.

Шамиль-хазрат, вы, как видный духовный деятель, вовлеченный в активную общественную жизнь, получаете большой поток писем и сообщений читателей в социальных сетях, пожелания, просьбы, обращения за советами и т. д. Одним словом, вы активно участвуете в общении, в диалоге. Как вы считаете, что именно сегодня нужно сделать для того, чтобы конструктивное и позитивное общение в целях духовного роста в социальных сетях развивалось? Кто должен этим заниматься? Ведь Интернет — это самая востребованная площадка, где создается или рушится имидж.

К электронным СМИ и вообще к СМИ я отношусь спокойно, хотя нельзя не признать, что роль их в наше время, особенно в Интернете, огромна. В личной практике я исхожу из того, что рекомендуют современные нейробиологи (беречь мозг от пагубных информационных потоков, особенно от новостей), а также руководствуюсь мусульманскими ценностями (например: время, силы и энергия являются ограниченными, Богом данными нам ресурсами, и нам отвечать пред Творцом в Судный День за то, как все это реализовали, инвестировали ли в земную перспективу и вечную или растратили на никчемные «прогулки» по Интернету, просмотр телевизора, разговоры, сплетни, философствования, развлечения и вообще пустое времяпрепровождение).

Что же касается имиджа («где создается или рушится имидж»), то он — ничто, его сегодня могут как в два счета искусственно построить, так и искусственно разрушить. А потому главное — не дать мозгам и душе засохнуть. Для этого необходимы хорошие здоровые знания, постоянный процесс самообразования, мудрое и позитивное окружение, религиозная практика.

Как вы относитесь к «онлайн-мечетям»?

Мечети – это в первую очередь прекрасные архитектурные шедевры прошлого и настоящего, куда можно зайти не только мысленно (виртуально), но и телом, проникнуться особой атмосферой и помолиться.

Глядя на ваши семинары и коучинг, которым вы активно занимаетесь, мне приятно отметить, что вы позиционируете Ислам как религию успеха и позитива, а верующего как успешного, жизнерадостного, целеустремленного человека. Ваша форма подачи мусульманских ценностей современным языком является инновацией и очень привлекательна с точки зрения доступности, понятливости, восприимчивости. Это экспромт или заранее подготовленная модель беседы, придерживаться которой вы тренируетесь?

Мой тренировочный зал — это повседневная жизнь (в которой есть религиозная практика) в мусульманской и околомусульманской среде вот уже более 27 лет[1]. Важно быть открытым новому, неизведанному, где— то непонятному, научиться правильно воспринимать самые разные стороны жизни, особенно когда это касается отношений между людьми. Не стоит тратить время и силы на то, чтобы прятаться под масками и лишающими нас чувств и ощущений «доспехами».

Книги, коучинг, семинары… все это с Божьей помощью выросло и поэтапно сформулировалось из самой жизни. Я сам сталкивался с различного рода проблемами, видел через откровенные разговоры нюансы жизненных трудностей и проблем других людей и искал пути последовательного и мудрого их разрешения, в первую очередь — обращаясь к текстам Корана и Сунны.

Тренировка для меня — это когда ты стараешься увидеть жизнь такой, какая она есть, в широком спектре красок и оттенков, и понять, как можно использовать ежедневные бессчетные Божьи дары сегодня, дабы завтра стать лучше, чем вчера.

Что сейчас читает Шамиль-хазрат? Ваши настольные книги?

Я обычно одновременно читаю несколько книг, одни лежат у меня дома, другие — на работе. Из тех, что читаю сейчас, наиболее интересны мне две: «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» и «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» известного финансиста-практика Нассима Талеба. Я давно нахожусь в поиске алгоритма создания информационных (и не только) шедевров. В этом контексте обе упомянутые книги для меня очень полезны.

Из журналов последние годы я ежемесячно читаю «РБК» и «Forbes». По многим пунктам бываю с ними не согласен, но для общей информированности в обязательном порядке перечитываю основные статьи, особенно интервью.

Отмечу, что мне интересны те книги, научные труды, выводы или статистика, которые раскрывают психологию человека, загадки его психического и физического строения, а также закономерности жизни вообще. Например, мне очень интересна природа материального достатка — как получить Божественное благословение, проявление Божьей милости в том, чтобы стать богатым? Многие думают, что им придется работать многие десятилетия, дабы заработать на машину своей мечты или желанную жилплощадь, но на самом деле все не так. Все намного проще, единственное — придется стать лучшим в своей области, много и сосредоточенно думать, трудиться и получать ото всего этого огромное удовольствие. Я, конечно же, изложил алгоритм очень кратко, но суть, думаю, вы уловили. Подробно над этим вопросом и процессом чудесного преображения мы работаем на моих двухдневных семинарах.

Читая Коран (заключительное Священное Писание от Бога), хадисы (высказывания пророка Мухаммада) и многие другие книги, я нахожусь в поиске того, что сделает мою жизнь и жизнь моих читателей, слушателей краше, глубже, интереснее, эффективнее, осознаннее, дисциплинированнее, богаче и перспективнее. Мне интересна чудотворная теория и пути переведения ее в практику. Мне интересна полнота счастья и великолепия в обоих мирах.

А кто из современных писателей, по вашему мнению, успешно раскрывает духовные мусульманские ценности? Например, читая такие книги, как «Алхимик» П. Коэльо, лично я еще больше начинаю уважать автора за его вклад в продвижение духовных основ. Порекомендуйте автора, чье творчество может быть полезным для просвещения и духовного роста.

«Алхимика» я читал. Уже давно. Для качественного духовного роста в контексте мусульманских ценностей могу порекомендовать лишь мои книги. Например, богословский перевод Корана «Священный Коран. Смыслы», «Высказывания пророка Мухаммада» и «Мир души».

Вы пишете стихи?

Нет, не пишу.

Я знаю, что вы активно занимаетесь спортом и постоянно поддерживаете физическую форму…

Не так чтобы активно. Более точно будет сказать попутно: на работу и с работы на велосипеде, на полу дома или на работе упражнения для спины, растяжка, на турнике (он есть и на работе, и дома) также попутно с движением в общем потоке дел подтягиваю мышцы. То есть я не выделяю этому какое-то специальное время, не надеваю для этого специальную одежду (кроме, конечно же, езды на велосипеде), а просто каждые несколько часов ложусь на пол и делаю упражнения для спины, например. В спортзал не хожу.

К сожалению, приходится констатировать, что за последние 20 лет имидж Ислама был изрядно подпорчен информационной грязью через СМИ. Как вы считаете, с чего нужно начинать работу по повышению имиджа Ислама? Какие примеры нужно показывать, о чем и как нужно говорить, как правильно пиарить, чтобы раз и навсегда отделить белое от черного? Как именно должны в этом направлении работать СМИ?

Я для себя уже давно определил, что не вступаю с кем-либо в споры и дискуссии, не реагирую на плохое в СМИ, стараюсь не замечать различного рода идеологизированные радикальные течения «мусульманского» толка. Имея соответствующее высшее богословское образование, огромный опыт и Божественное благословение я просто создаю здоровый, актуальный, расставляющий точки над «i», богословски четко (со ссылками на первоисточники) обоснованный информационный поток, некую реку, из которой каждый может почерпнуть вдыхающую в него здоровье и желание созидать живительную воду. Нужно больше говорить о хорошем и правильном, тогда зло само собой иссохнет, из-за отсутствия информационного внимания к нему. Говоря простым языком, быть злодеем станет не модно.

Что касается дилетантских либо идеологизированных нападок лично на меня, то стараюсь этого не замечать и чувствую себя танком с непробиваемой броней.

Ислам и мусульманские ценности даны Богом в качестве завершающего этапа религиозного развития человечества именно тем, кто здоров психически и имеет хорошее нравственное воспитание. Таковые, сталкиваясь с правильной информацией об Исламе, берут лучшее[2] и движутся дальше по пути собственной уникальной и неповторимой жизни, совершенствуясь, созидая и обретая крылья через чтение смыслов Корана и Сунны[3].

Дефицит кадров в богословской сфере – очень важный и ощутимый вопрос. Как вы считаете, кто должен заниматься подготовкой грамотных учителей и проповедников, работающих с первоисточниками, которые могут стать наставниками в жизни? Ведь от самих проповедников сегодня зависит многое.

Ждать активности и серьезных результатов по данному вопросу от госорганов, думаю, не стоит. Да, были и есть госпрограммы по решению этого вопроса, но несмотря на огромные финансовые вложения (по крайней мере, в России), ощутимого результата за последние 20 лет они так и не дали. Большая часть выделенных средств – вода, вылитая в песок. Чиновникам не хватило должных навыков, опыта и взгляда на перспективу. Государству в любом случае следует не оставлять этот вопрос без пристального внимания, ведь Ислам вторая по численности конфессия в России, а религия в нашем обществе играет далеко не последнюю роль. При этом нам, простым гражданам, незачем сидеть сложа руки и ждать – нужно самим народными и местными инициативами способствовать появлению квалифицированных кадров. Я бы сказал, им, будущим хорошим кадрам, самим следует себя ковать, успешно проходя через житейские трудности и лишения на пути приобретения знаний. А путь этот никогда не был легким. Не зря в хадисе говорится, что воздаяние за усердное (многолетнее, профессиональное и самоотверженное, ведь можно учиться и десять лет, но так ничему толком и не научиться) движение по пути знаний – молитва всего живого за успехи этого ученика и райская обитель в вечности[4].

Именно в случае каждодневных и многолетних усилий в работе над теорией и приобретением практических навыков в реалиях современности (начиная с личных переживаний и беспокойств) появятся серьезные, закаленные жизнью, грамотные и квалифицированные кадры, работающие с первоисточниками, имеющие хороший богословский базис и видящие в текстах не мертвые, оторванные от жизни наставления, а живые, идущие в ногу со временем, полезные интеллекту, духу и телу рекомендации.

Принято считать, что динамичная эра высоких технологий логически приведет к тому, что религия и наука станут одним целым, найдут точки своего соприкосновения, и это станет началом духовного возрождения человечества. Как вы относитесь к этой теории духовной эволюции?

Да, возможно. Отношусь к этому спокойно, не философствуя, а совершая конкретные, от меня зависящие дела.

Сегодня большой популярностью пользуется научно–религиозная концепция постижения мира. Например, очень интересна позиция российского писателя–исследователя С. Лазарева с его «Диагностикой кармы», широко популярны книги В. Мэгре. Авторы говорят о разных вещах, но одинаково. Вы читаете такую литературу и каково ваше мнение о ней?

Я не читаю такую литературу. Мне больше интересна конкретная практика, наведение прочных мостов между религиозной или научной теорией и повседневной практикой.

Как вы относитесь к суфизму?

Мое мнение о суфизме и о его современном формировании, например, в России представлено в моей книге «Как увидеть Рай?» («Тасаввуф»). Что касается возрождения либо появления новых для России или государств бывшего Союза суфийских течений, то отношусь к этому спокойно в том случае, если идеологи и учителя владеют языком первоисточника, имеют богословское образование и понимают реалии современности. Упомянутое необходимо для того, чтобы люди могли получать достоверную и здоровую информацию, а не морочили себе голову словами очередного «ясновидящего» или «Махди».

Что вы думаете о реинкарнации. Как относиться к ней с точки зрения Ислама?

Любой человек появляется на этой земле лишь единожды, затем умирает. И только после Конца Света (когда планеты и галактики преобразятся), в День Воскрешения, человек будет телесно воскрешен, тело воссоединится с душою, пребывавшей в мире душ в ожидании своего часа. Сразу после этого наступит Судный День, где каждому придется ответить за все хорошее и плохое, преднамеренно совершенное им на Земле. А после ответа и в зависимости от проявления милости Господа миров откроется перспектива вечного Ада или вечного Рая. Бывшие на земле верующими в Бога и уверовавшие в истинность миссии пророка или посланника Божьего своего периода, но при этом грешившие и не искупившие грехи до самой смерти в случае непомилования окажутся на некоторое время в Аду, в зависимости от степени грехов и преступлений, совершенных ими пред Богом или людьми.

Из Священного Корана я привел бы вам в данном случае следующий аят: «Когда все закончится [когда позади останутся и Конец Света, и Воскрешение из мертвых, и завершится Судный День], Сатана скажет [обращаясь к тем, кто последовал за ним в разных формах многобожия и греха. Обратится Дьявол к ним, подытоживая все, на что соблазнял людей, а те к нему прислушивались. Он ведь не умирал, а имел отсрочку до Конца Света для набора (вербовки) соратников и будущих соседей по «огненной камере»]: «Воистину и несомненно, обещания Аллаха (Бога, Господа) [переданные вам на разных этапах истории через пророков и посланников Божьих] — истина [как Он обещал, так все и стало].

Я вам также давал обещания [одним говорил, что Воскрешения из мертвых не будет, что вы умрете и превратитесь в прах; другим — о переселении душ (реинкарнации); третьим — о рае на земле и т. п.], но я вам солгал [обещаний своих не выполню, да и не смогу выполнить].

[Кстати] у меня не было власти над вами [вся власть как была, так и осталась у Бога, а у вас, люди и джинны, было право выбора]. Я же лишь приглашал вас, а вы, в свою очередь, отвечали на мое приглашение [и сами заходили на извилистые и опасные тропы «светлого будущего», оскорбляя друг друга, убивая, унижая, вытесняя, борясь за особые VIP-места в обществе и за почетное место в истории.

Вот мы с вами пришли! Теперь мне не будет скучно. Здесь, в Аду, каждому из нас найдется свое местечко. Это — справедливость Творца, Слово Которого (через Писания и призывы пророков) вы так до самой своей смерти и не услышали, не увидели, изучая тот совершенный мир, что окружал вас со всех сторон].

Незачем меня винить, вините лишь самих себя. Тут уже ни я вам, ни вы мне не помощники [в спасении тел и душ от мучений в адской обители].

Все те язычества, что вы придумывали ранее [вознося меня или что-то земное, воображаемое вами, на уровень Бога], я, поистине, отвергал [не соглашался; это не мои принципы и ценности]».

14:22

Воистину, грешников (язычников) ждет болезненное наказание».

Отрадно отметить, что практически все великие умы Востока, правители и ученые, поэты и исследователи, общественные деятели и творческие люди были глубоко верующими людьми, живущими согласно канонам Ислама. С точки зрения современного мировосприятия и мусульманского коучинга мусульманские религиозные каноны — это духовная основа успеха и процветания. Как вы это можете объяснить с позиции ученого?

В качестве объяснения и доказательства я приведу вам несколько цитат из Корана и Сунны.

(1) «Разве ты не увидел образный пример, приведенный Господом: хорошее слово подобно хорошему дереву, у которого крепкие корни [глубоко уходящие в землю], а ветви устремлены ввысь, в небо. С благословения Творца это дерево постоянно плодоносит.

Всевышний приводит людям образные примеры для того, чтобы они призадумались [прозрели; посмотрели на обыденное и свои перспективы с иной, непривычной для них стороны; пробудились, открыв в себе новые таланты и умения].

14:24–26

А вот плохое (дурное, скверное, мерзкое; зловредное) слово подобно плохому (дурному, зловредному) дереву: вырванное с корнем, оно лежит на поверхности земли, не имея какой-либо основы (основания)».

Важно, что мы говорим вслух и про себя, особенно когда это касается нас самих, тех качеств и характеристик, которые мы себе приписываем. Современные психологи и нейробиологи уделяют данному аспекту большое внимание, так как укрепившиеся на уровне подсознательного наши личные характеристики, как и конкретное, облеченное в слова, наше видение себя, незаметно либо превращают нас в плодоносящие деревья (успешных, плодовитых, уверенных в себе и перспективных), либо в зловонные гниющие бревна (в неудачников, постоянно ноющих и винящих в своих промахах кого-то, но только не самих себя). Нейробиологи убедительно говорят о том, что «плавающая» на поверхности нашего сознания привычная характеристика (описание) себя, «намертво» прилипшая к языку, движет нами, притягивает что-то к нам или отталкивает, открывает либо закрывает перед нами новые возможности. Важно, какие слова мы употребляем, характеризуя себя в шутку или всерьез, а также — какими словами характеризуем наших детей в спокойном состоянии и в порыве гнева, хваля их или ругая. Вышеприведенные аяты подчеркивают важность слов-характеристик — разница между цветущим и постоянно плодоносящим садом и бревнами, иссохшими либо гниющими на поверхности земли.

(2)

39:18

«[Заслуживающие радостной вести, райской обители в вечности, — это в том числе те] кто внимательно слушает слово (речь) [находится в постоянном поиске мудрости, наставления, назидания] и следует лучшему [внедряет его в свою повседневную практику, прикладывая интеллектуальные, эмоциональные и физические усилия — а это нелегко]. Они те, кому Господь дал благословение [по итогу их усилий и стараний] следовать верному пути. Они — обладатели разума».

(3) «Сатана обещает вам нищету (пугает вас «возможной» бедностью) [чтобы вы боялись смело идти по жизни, разумно рискуя, от чего-то отказываясь и на что-то новое претендуя; чтобы вы никогда не думали о других, а думали лишь о себе; чтобы ничего не делали бескорыстно], и он (Дьявол) настойчиво побуждает вас к греху (повелевает жаждать излишества, погрязать в распутстве, разврате) [пробуждает в вас скупость и толкает на предательства, преступления из желания стать богаче, лишний раз «подстраховаться» от бедности].

2:268

А Аллах (Бог, Господь) обещает вам Свое прощение и милость [поощряя тем самым быть смелее, не бояться завышать планку, а также — совершение благих, праведных и хороших поступков]. Он необычайно Широк [в проявлении Своей милости, щедрости], Он Всезнающ [знает даже ваши разговоры с самим собой, ваш внутренний диалог]».

(4)

14:34

«Он [Господь миров] дал вам [люди] все, о чем вы Его просили. Дары и блага, предоставленные вам, бессчетны [так воспользуйтесь же ими благородно и красиво, реализуйте эти возможности и инвестируйте эти бессчетные ежедневные Божьи дары в ваше земное счастье и великолепие и вечное]! [Однако же, несмотря на все это] человек, воистину, крайне неблагодарен и упорен в грехе [в том числе в грехе безделья, лени и бесцельного, бессмысленного прожигания свой жизни]».

«Если желаешь чего-то стоящего, тогда страстно пожелай этого и окружи себя всем, что может привести к этому и постоянно напоминает об этом… Начни шаг за шагом входить в ментальный образ того, кто уже обладает этим»[5].

(5) Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) настаивал: «Люди, вы обязаны иметь цель (стремление), вы обязаны иметь цель (стремление)[6] [если намерены чего-то существенного достичь в этой земной жизни в духовном, интеллектуальном, физическом или материальном плане! Обозначайте цели и действуйте!] Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его, щедрости и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу; пока вам не надоест то, чем занимаетесь)»[7].

(6) Пророк Мухаммад говорил: «Сильный [физически, интеллектуально, духовно] верующий более хорош пред Богом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них [по наличию веры] есть благо. Будь [о человек, о мусульманин] предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо и польза [как мирские, так и вечные]. Проси Всевышнего о помощи [как молитвами, душевным настроем, так и используя законы, закономерности, установленные Творцом] и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то [нежеланное], то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны [помогает его вмешательству, вторжению в настроения и дела твои]. Но скажи: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им»[8].

(7) Живя и стремясь к чему-то серьезному в обоих мирах, важно переступить животный (порой прикрываемый «набожностью«) страх и взять на себя ответственность стать самым умным и самым богатым. Это не легко, но, живя на земле и являясь верующим, грех не воспользоваться такой Богом данной возможностью. В этом контексте прошу обратить внимание на следующий достоверный хадис[9]: «Не стоит завидовать кому-либо, кроме двух категорий людей: (1) тех, кому Всевышний дал богатство (достаток) и позволил [разумно] управлять им [преодолев внутреннее чувство скупости, жадности[10]], тратя [из него] на благие дела [на протяжении жизни] все без остатка[11], и (2) тех, кому Он [Господь миров] дал мудрость [обширные знания, в том числе знание Священного Писания, хорошую теорию и практику применения] и они пользуются ею (мудростью) [в своей жизни], а также обучают ей [других. Для этого нужно и высшее образование, и постоянное самообразование, и жизненный опыт, и определенные навыки, и отсутствие вредных привычек, и огромное количество нейронных путей в мозге, а также каждодневное практикование собственных знаний. Завидуйте таким людям белой завистью![12][13].

Из истории мы видим, что каждая новая эпоха с ее формацией привносила в общественно-культурную жизнь какие-то свои ценности. Менялись времена, менялось отношение людей к тем или иным вещам и понятиям. Но главные ценности всегда оставались неизменными. Они универсальные. Как вы считаете, в чем основной секрет того, что эпохи меняются, а каноны Священного Писания остаются актуальными?

Актуальность канонов видят в первую очередь ученые люди, представители новой эпохи, формулируя на языке и в контексте нового времени шкалу ценностей, правила и принципы на основе неизменных священных текстов; расставляя в должных пропорциях приоритеты земного и вечного. Неугасаемые лучи Божественной мудрости из священных текстов они отражают своей верой и интеллектом, помогая другим понять, как, находясь в бурном потоке событий, быть и оставаться счастливым в земной обители и обрести возможность стать счастливым в вечности.

Расскажите немного о вашем личном опыте: как именно духовные ценности Ислама помогли вам в жизни стать успешным и счастливым человеком?

Ответ сложно сформулировать, так как все этапы моей жизни в той или иной степени пронизаны духовными ценностями Ислама.

Приведу несколько примеров.

(1) В вопросе строгой самодисциплины, в навыке доводить дело до конца и сразу приступать к следующему, даже если устал (хотя бы наработки, штрихи, план действий, подготовка источников или созвон с необходимыми людьми), мне помогает давно уже понятый мною на практике и применяемый 7-й аят 94-й суры.

94:7

«Если завершил [дело] (освободился) [от него], тогда трудись (напрягайся до очередной усталости и утомления) [приступая без задержек к очередному богоугодному делу или занятию, развивающему тебя духовно, интеллектуально или физически, либо приближающему тебя к реализации жизненных целей и задач]».

(2) Мы, люди, сталкиваемся с теми или иными трудностями, неприятными ситуациями, создаваемыми нашими недругами, конкурентами или завистниками (как нам это кажется поначалу, ведь в итоге мы должны понимать, что все, и плохое и хорошее, — от Бога и с Его благословения; Господь ставит это перед нами с определенным замыслом, и нам следует как можно раньше научиться идти по жизни, правильно реагируя на все происходящее в ней). Мне, как и любому другому, ставящему перед собой высокие задачи и цели, зная, что запас жизненной энергии и земного экзаменационного времени ограничен, важно было как можно раньше научиться спокойно, без нервов и психологического напряжения реагировать на неприятные события, на «палки в колеса», «ножи в спину» и чьи-либо страстные желания «аргументированной» ложью и клеветой очернить мою репутацию. Важно было научиться даже в такие неприятные моменты, периоды тратить время и силы лишь на созидание, начиная с нужных для реализации моих целей, задач новых нейронных путей и глубокого психологического спокойствия, душевной умиротворенности. Да, непросто на сознательном и подсознательном уровнях научить себя изначально спокойно относиться к тому, что на первый взгляд кажется дерзким, грубым, неприятным и обидным — не впускать этих информационных и эмоциональных микробов и червей в свой ум и душу. Нужно умело уходить от удара и с большим усердием продолжать свой созидательный земной путь. В такого рода случаях я вспоминаю разные аяты, хадисы, мудрые высказывания. Одним из аятов является 186-й аят 3-й суры.

3:186

«Вы [говорит Господь миров, обращаясь к верующим], воистину, и нет сомнения в этом, испытуемы [через что проявляется суть вашего внутреннего мира, стойкость веры и нравственность] (1) в своем имуществе [во всем том, чем временно овладеваете, что становится вашей собственностью. Для кого-то это может быть дисциплинированная выплата закята[14], для другого — помощь ближнему, требующая от нас незапланированных финансовых затрат, для третьего — материальные потери в результате экономического кризиса или преступного посягательства; и практически для всех — навык реализовать имеющееся и придать ему перспективу, земную, вечную] и (2) в вас самих [а это целый спектр испытаний, закаляющих и проверяющих на стойкость: эмоциональные, психологические, физические, духовные]. [А также] несомненно, (3) [испытанием для вас явится та] боль, которую вам часто будут причинять словом люди Писания [то есть христиане и иудеи] и язычники [как и иные представители рода человеческого, относящие себя к той или иной религии, национальности, культуре. Возникнут ситуации, когда они не поскупятся на разного рода оскорбления и обвинения в ваш адрес.] Но если будете терпеливы [сдержанно преодолеете неприятное для вас, сумеете нейтрализовать негативный осадок и простить нанесенные вам обиды] и набожны [когда вам наносят боль и вызывающе задевают честь, вы все же не ответите на зло злом], то это — великое дело, требующее от вас стойкости и решительности. [Не каждый сможет быть таковым, но если кто сможет, то это по-настоящему разумное и благородное поведение]»[15].

(3) На данном, очень интересном и познавательном этапе жизни большое вниманию уделяю смыслу важного для меня хадиса, работаю над тем, чтобы он подсознательно усвоился мозгом, дабы восприятие происходящего, описанное в этом чудесном высказывании Пророка, изо дня в день становилось все более естественным для меня, подобно дыханию.

«Воистину, у Господа вашего касательно всех последующих дней вашей жизни есть дары (подарки) [подобно чудесным ароматам и свежим дуновениям, доносящимся до вас]. Идите же навстречу этому [в том числе достигая мастерства в профессиональных навыках, практикуя обязательное и сторонясь явно запретного. И молите Бога]! Велика вероятность, что молитва [а это первоочередно ваш душевный, эмоциональный, интеллектуальный настрой] совпадет с Божественной милостью, и человек [выполнявший все возможное из необходимых предпосылок, пусть маленькими шажочками, но каждый день[16]] станет настолько счастлив, что убытки (потери, проигрыши) более никогда не повстречаются ему [на жизненном пути, ни в земном, ни в вечном; своим отношением он поднимется над ними и более никогда не опустится на уровень тоски, печали, страха, безысходности]!»[17]

Опишите портрет современного мусульманина.

Спокоен. Обязателен пред Богом и людьми. Целеустремлен. Уверен в себе и в Божьей милости, щедрости. Богат. Хотя лучше — сказочно богат. Счастлив в земной обители и будет счастлив в вечной, с Божественного на то благословения. Миллиарды долларов — пыль под его ногами.

Что касается «сказочно богат», то процитирую словами из моей книги «Стань самым умным и богатым. Часть 1»: «Стань самым умным, самым богатым и самым счастливым — сейчас! И неважно, сколько у вас денег на банковском счету и есть ли он у вас вообще. Неважно, сколько у вас дипломов о высшем образовании и есть ли оно у вас вообще. Вы свободны выбирать, как жить дальше в каждом новом своем дне. Вы можете чувствовать всестороннее изобилие и бессчетность благ, возможностей, которые окружают вас. Вы имеете полное право и свободу быть самым умным и самым богатым уже сейчас — в своей душе, в своих чувствах, в своем представлении себя».

Шамиль-хазрат, огромное спасибо вам за то, что нашли время и ответили на наши вопросы. Ваши ответы, как всегда, несут в себе много позитива, добра и света. Удачи вам и процветания!

Аминь. Всем нам.

Беседовал Азиз Хайруллоев

Март 2014

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1]Примерно с 1986 года.

[2]В Священном Коране сказано: «[Заслуживающие радостной вести, райской обители в вечности, – это в том числе те] кто внимательно слушает слово (речь) [находится в постоянном поиске мудрости, наставления, назидания] и следует лучшему [внедряет его в свою повседневную практику, прикладывая интеллектуальные, эмоциональные и физические усилия – а это нелегко]. Они те, кому Господь дал благословение [по итогу их усилий и стараний] следовать верному пути. Они – обладатели разума» (Св. Коран, 39:18).

«Мудрость — это то, в поиске чего верующий человек находится постоянно, и где бы он ее ни нашел, — берет». Подробнее см., например: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ вамузиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. С. 323, хадис № 1157; Заглюль М. Мавсу‘аатраф аль-хадис ан-набавиаш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 4. С. 571.

[3] В Священном Коране сказано: «Сердца верующих [в которых жива вера, и если она — что-то большее, чем механическое совершение время от времени отдельных религиозных ритуалов] становятся робкими [переполняются светлым трепетом] при упоминании Аллаха (Бога, Господа). И если читаются им Его знамения, то они [строки Священного Писания] приумножают их веру [поднимают ее выше, расширяют просторы души, сознания, интеллекта]. И на Господа они надеются, полагаются [делая все, что в их силах и возможностях]» (Св. Коран, 8:2).

[4] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) наставлял: «Кто приобщает себя к новым познаниям (идет по жизненному пути, стремясь к приобретению знаний), для того Господь облегчает путь в райскую обитель. Воистину, ангелы расстилают свои крылья, показывая довольство им, проявляя уважение. За ученого человека [прошедшего не один уровень теории и практики знаний и не изменяющего выбранному пути] молится все живое на небесах и земле, даже рыбы в море! Преимущество набожного ученого (‘алим) перед просто набожным человеком (‘абид) подобно преимуществу луны пред остальными светилами (звездами) [в безоблачную ночь]. Воистину, ученые — наследники пророков. Последние не оставляли после себя золота или серебра, они завещали знания! И кто сможет приобщить себя к ним (взять знания, приобрести их), тот станет обладателем огромного богатства (великого удела)!»

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 403, хадис № 3641, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 4. С. 169, хадис № 1448; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 194, хадис № 1389.

[5]Триллионерное правило № 4 из моей книги «Стань самым умным и самым богатым. Часть 1».

[6]Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) повторил эти слова дважды.

[7]Последняя часть хадиса при подстрочном переводе звучит как: «Ему (Господу миров) не надоест (не наскучит) [помогать вам], пока вам не надоест (не наскучит) [делать свое дело, не отчаиваясь в помощи и милости Творца; пока не надоест ставить цели и, несмотря ни на что, достигать их]». Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа, Абу Я‘ля и Ибн Хаббана. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 180, хадис № 3013, «сахих».

[8]Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1069, хадис № 34–(2664).

[9]Хадис – высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

[10]«[Учтите, что] в душах людских много скупости, жадности» (см. Св. Коран, 4:128)

[11]В Священном Коране сказано: «Пусть же твои руки не будут прикованы к шее [о человек, не будь скупым], но и не раздавай все, что имеешь. [В первом случае ты перед Богом и людьми] удостоишься порицания и упрека, [а во втором случае вскоре] начнешь сожалеть о совершенном [тем самым потеряв всю пользу от щедрого поступка]» (Св. Коран, 17:29).

«Скупость сушит душу, а расточительность топит ее» (А. К. Дойл).

[12]Гыбта (белая зависть) — это когда видишь хорошее в другом человеке и не желаешь, чтобы он лишился этого, а сам стремишься приобрести такое качество, умение, мастерство или благо. В мусульманской культуре это относится к дозволенному. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 30. С. 475.

[13] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 51, хадис № 73; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-барибишархсахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 219–222, хадис № 73 и комментарий к нему, а также Т. 4. С. 352, 353, хадис № 1409 и комментарий к нему.

[14]Закят — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся; выплачивается также на развитие проектов, способствующих распространению Ислама и истинных знаний о нем (фи сабилил-лях) и т. д. Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в сумме равно стоимости 84,8 г золота и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с нее выплачивается 2,5% закята.

[15]См., например: Аль-Хамсы М. Тафсирва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 74.

[16]Наиболее любимо пред Богом то, что постоянно, даже если оно мало. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-барибишархсахих аль-бухари. Т. 2. С. 136–138, хадис № 43 и пояснение к нему.

[17]См., например: Заглюль М. Мавсу‘аатраф аль-хадис ан-набавиаш-шариф. Т. 3. С. 380; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ вамузиль аль-ильбас. Ч. 1. С. 207, хадис № 707; ас-Сабуни М. Мухтасартафсир ибн кясир. Т. 3. С. 249.

Теги:

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1