Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Главная цель пророка Мухаммада

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Главная цель пророческой миссии — высоконравственность

Мусульмане часто говорят о высоконравственности, которая не всегда им присуща. Наиболее вероятно, что отсутствие ее у отдельных мусульман не имеет отношения к их религиозной принадлежности, а исходит от слабости самих людей. Приведите, пожалуйста, несколько религиозных высказываний о том, что есть высоконравственность с точки зрения Ислама. 

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал:

«Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства» [1];

«Наилучшими из вас являются те, кто наилучшие по морально-нравственным качествам» [2];

«Наиболее полной будет вера у тех верующих, кто обладает наилучшей нравственностью» [3];

«Воистину, вы не овладеете людьми [не сможете расположить их к себе лишь] посредством богатств своих, однако [сможете] — ясным ликом [открытостью, благожелательностью] и высокой нравственностью» [4].

У пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) спросили о высокой нравственности, и он процитировал слова [из Корана]: «Возьми [себе на вооружение] умение прощать [быть снисходительным]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]» [5], а затем добавил: «[Высокие нравы] — это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой [восстанавливаешь дружеские или, например, родственные отношения с тем, кто оборвал их в одностороннем порядке]; когда даешь [помогаешь] тому, кто [в свое время] лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя» [6].

У пророка Мухаммада однажды спросили: «Что больше всего способствует становлению человека обитателем Рая?» Он (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Наличие высоких нравственных качеств» [7].

Он также подчеркивал: «Самым тяжелым [одним из самых весомых достояний] на чаше благих дел верующего [в Судный День] будет высокая нравственность. И, воистину, грубые и невоспитанные люди ненавистны Богу» [8].

В другом хадисе сказано: «Самым тяжелым на чаше благих дел в Судный День будут набожность и благонравие [то есть, например, десять единиц, приобретенные от высоконравственного, благородного поступка, будут значительно более весомыми, нежели десять единиц вознаграждения, зафиксированные ангелами в результате подаяния милостыни или совершения дополнительной молитвы]» [9].

Передается, что однажды сын мудрого Лукмана спросил своего отца: «О папочка! Какие человеческие качества являются наилучшими?» — «Набожность», — ответил Лукман. «А если говорить о двух», — продолжал сын. «Набожность и материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды)». — «А если говорить о трех?» — снова поинтересовался сын. «Набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды) и скромность». — «А если говорить о четырех?» — продолжал сын. «Тогда набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды), скромность и высоконравственность». — «А если говорить о пяти?» — вопрошал тот. «Набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды), скромность, высоконравственность и щедрость, великодушие». — «А если говорить о шести?» — продолжал настойчиво интересоваться сын мудрого Лукмана. Отец ответил: «О сыночек мой! Если в человеке будут [присутствовать, станут неотъемлемыми для него] перечисленные пять, то этот человек — истинно набожный, кристально-чистый, приближенный к Богу и отдаленный от Дьявола» [10].

Я живу в стране, где мало мусульман. Другие относятся к мусульманам здесь не очень хорошо, без уважения. Иногда я слышу неприятные слова в свой адрес. Некоторые соседи принципиально не здороваются и пытаются показать всем своим видом, как я им неприятна. Мой муж всегда злится на меня, когда я рассказываю очередную не очень приятную историю о каких-нибудь колкостях в свой адрес или в адрес мусульман, он тут же находит что сказать, ставя людей на место. Я так не умею. Мне не хочется отвечать грубо. Или все-таки надо научиться этому? Хотя я не веду себя как овечка, просто мне не хочется грубить. Муслима. 

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) проходил через значительно большие унижения и оскорбления в свой адрес, но вел себя в этих ситуациях очень благородно. Те, кто испытывал к нему неприязнь, или проедались своей же желчью (так как Пророк не реагировал на их грубости) или, если были разумны, становились его друзьями, а впоследствии — мусульманами. Такова культура поведения посланников Творца, к которой нам, следующим их заветам, нужно стремиться. Разумный человек не станет грубо отвечать на слова глупца и невежды, тем более если этот разумный и воспитанный человек является мусульманином. Даже умно «поставить на место» — значит пробудить неприязнь и большее недовольство в душе собеседника.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) никогда, подчеркиваю, никогда не грубил, даже в ответ на самые неприятные оскорбления в свой адрес. Об этом есть несколько достоверных хадисов. Например, следующий: «Однажды [не очень вежливые] представители людей Писания [несколько иудеев [11]] попросили пророка Мухаммада о встрече. Придя, они поприветствовали его словами: «Ас-саму [12] ‘алейкум!» ‘Аиша, которая в этот момент оказалась рядом, не удержав эмоций, воскликнула: «И вам «ас-сам» и Господне проклятие!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) спокойно возразил: «О ‘Аиша! Поистине, Всевышнему Творцу присущи доброта и мягкость (рифк). И Он во всех делах любит доброту и мягкость [то есть особенно любит в верующих именно эти качества]». ‘Аиша воскликнула: «А разве ты не слышал сказанное ими?!» Пророк ответил: «Я произнес в ответ: «И вам (ва ‘алейкум)» [13]. 

Также, например, у великого имама аш-Шафи‘и есть несколько красивых стихов о ситуациях, подобных вашей. Он говорит, что не к лицу мудрому мусульманину (а тем более мусульманке) опускаться на уровень невоспитанного невежды, отвечая ему чем-либо. Помните про льва и собаку? Льва боятся, а собаку — нет. Согласен, «львом» — обладателем красивой речи, набожности, спокойного, ненадменного, но величественного взгляда — может быть не каждый. Но не отчаивайтесь. «Путь одолеет идущий», тем более если в его сердце набожность, а в поведении очень ценимая Богом скромность.  

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хаким, аль-Байхакы и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584, «сахих», № 2585, «хасан».

[2] Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, аль-Байхакы и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 243, хадис № 3984, «сахих»; аль-Хатыб аль-Багдади А. Тарих багдад. Т. 2. С. 316; Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 225, 226, хадис № 477, «сахих».

[3] Хадис от Абу Хурайры, а также от ‘Аиши; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Абу Дауда, Ибн Хаббана, аль-Хакима и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. В 6 т., 1985. Т. 2. С. 250; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 88, 89, хадисы № 1440 и 1441, оба «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 227, хадис № 479, «хасан».

[4] Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 506; аль-Хайсами А. Муджма‘ аз-заваид ва манба‘ аль-фаваид. В 10 т. Каир: аль-Кудси, [б. г.]. Т. 8. С. 22; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 411.

[5] Св. Коран, 7:199.

[6] См., например: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин. С. 307; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 9. С. 195, хадис № 4642, частично.

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. В 6 т., 1985. Т. 2. С. 291.

[8] Хадис от Абу Дарда’, а также Усамы ибн Зейда; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Абу Шейба, аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 230, хадис № 481, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 115, хадис № 1853; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 18. С. 149; аль-Муттакы А. (умер в 975 г. по хиджре). Кянз аль-‘уммаль. 1985. Т. 3. С. 9, хадисы № 5175–5187.

[9] Хадис от Абу Дарда’; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Абу Дауда и др. См.: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 274, хадисы № 2003, «хасан, сахих», № 2004, № 2005, «сахих». Тахридж по всем сводам хадисов см.: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 230, хадис № 481, «сахих». [10] См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин. С. 307.

[11] Но замечу, что не нужно с недоверием, а тем более с неприязнью, смотреть на всех иудеев из-за тех нескольких. Если в вас пробудятся именно такие чувства, значит, вы не поняли данного хадиса.

[12] Слово «ас-сам» переводится с арабского языка как «смерть». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 15 т. Бейрут: Садир, 1994. Т. 12. С. 313. То есть они «поприветствовали» Пророка, желая ему смерти.

[13] См.: Аль-муснад аль-джами‘. Т. 20. С. 204, хадис № 17043; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 283, хадис № 6927.

Мухаммад

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic