Перед прочтением подборки рекомендуем ознокомиться с богословским материалом о хариджитах и причинах их возникновения.
У имама аль-Бухари в его Своде хадисов есть две главы, в названиях которых он упоминает течение хариджитов. Первая из них – это «Убийство хариджитов и атеистов после наличия аргумента против них». В начале главы он приводит аят: «Аллах (Бог, Господь) не сводит с верного пути тех, кого направил на него, до тех пор, пока не раскроем им то, в чем следует проявлять набожность» (см. Св. Коран, 9:115). Далее аль-Бухари приводит слова известного сподвижника Ибн ‘Умара «считавшего их худшими из творений Божьих»: «Поистине, они взяли на вооружение аяты, касающиеся [воинствующих и бесчинствующих] безбожников, и применили их против верующих»[1].
После следуют три хадиса. Приведу их в его последовательности.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ближе к Концу Света появятся люди: (1) молодые по возрасту, (2) глупые (неопытные) [им присуще буквальное понимание вещей и трактовка без мудрости, проницательности и глубокого анализа написанного, сказанного, совершенного], (3) речи их будут прекрасны [говорить будут доходчиво и убедительно, часто при этом цитируя Коран; на первый взгляд красиво, но по сути это будет оправдание преступлений]. Их вера не опустится ниже гортани. [Им будут присущи высокорелигиозные речи, красивые и правильные, но сердцем это понимать, видеть многообразие вариантов, а также анализировать суть они не смогут: вера лишь на устах, но не в сердце и уме. Они искренни в словах, но слепы в понимании сути цитируемого и анализе последствий своих действий].
Они будут вылетать из религии подобно тому, как вылетает стрела из лука. Где бы вы их ни встретили, убивайте[2]! В убийстве их – [Божье] воздаяние в Судный День. [То есть жесткое противодействие их преступной деятельности будет иметь не только благую земную перспективу, но и Божье воздаяние в вечности]»[3].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В среде моих последователей [не являясь из их числа[4]] появятся люди, вы будете испытывать пренебрежение [нежелание] молиться рядом с ними (вместе с ними). Они будут читать Коран, но он не спустится ниже их гортани [красивое чтение и не более того]. Они будут вылетать из религии подобно тому, как стрела вылетает из лука…»[5].
ﷺ
Сподвижник ‘Абдулла ибн ‘Умар при обсуждении проблемы хариджитов процитировал слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Они будут вылетать из Ислама подобно тому, как стрела вылетает из лука»[6].
Сразу после упомянутой главы следует глава «О тех, кто не стал воевать с хариджитами из доброты, не желая вызывать у других отвращения». В ней имам аль-Бухари поставил два хадиса:
ﷺ
Абу Са‘ид аль-Худри упоминает историю, когда пророк Мухаммад распределял трофеи и человек по имени ‘Абдулла ибн Зуль-хувайсара ат-Тамими воскликнул: «Будь справедлив, о посланник Божий!» На что получил ответ: «Горе тебе! Кто же будет справедлив, если я не справедлив?!» ‘Умар ибн аль-Хаттаб воскликнул: «Дай мне, я убью его!» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Оставь. У него, поистине, [будут] сотоварищи (соратники), вы станете испытывать пренебрежение [нежелание] молиться рядом с ними (вместе с ними) и поститься рядом с ними (вместе с ними). Они будут вылетать из религии подобно тому, как стрела вылетает из лука…»[7].
ﷺ
У Сахля ибн Хунайфы спросили: «Слышал ли ты, чтобы пророк Мухаммад сказал о хариджитах что-либо?» Он, указывая рукой в сторону Ирака, ответил: «Я слышал, как он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Оттуда появится народ, он будет читать Коран, но тот не опустится ниже гортани этих людей. Они будут вылетать из Ислама подобно вылету стрелы из лука»[8].
ﷺ
Также в Своде хадисов имама аль-Бухари есть следующий достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Выйдут люди с востока[9]. Они будут читать Коран, но он не опустится ниже их гортани. Они будут вылетать из религии подобно вылету стрелы из лука. После назад не вернутся, пока не вернется назад стрела». Кто-то спросил: «Будет ли у них какой-то знак [отличия]?» Последовал ответ: «Их знак [отличия] – бритье [головы][10]«[11].
ﷺ
В завершение череды достоверных хадисов из Свода хадисов имама аль-Бухари приведу еще один. Имам аль-Бухари поставил его сразу после упомянутых ранее двух глав.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не наступит Конец Света, пока не произойдет битва между двумя группами, имеющими один призыв»[12]. Первой трактовкой с течением истории Ислама был комментарий о том, что здесь сказано про битву между войском имама ‘Али и войском Му‘авыи[13]. Но последующие 14 веков истории показали, что той кровопролитной битвой толкование хадиса не ограничивается.
В заключение приведу два абзаца из книги Мухаммада ‘Имары[14] «Тайярат аль-фикр аль-ислямий», в которой он подробно разбирает основные течения Ислама. Хариджитов он поставил первыми, учитывая хронологию появления и отделения от основной части мусульман.
«Заслуживает внимания то, что многочисленные вооруженные восстания, организованные хариджитами, даже если и не привели их к образованию отдельного самостоятельного государства, однако довели Омейядский халифат до изнеможения, что помогло Аббасидам через военное восстание легко свергнуть их и прийти к власти в 132 году по хиджре. Более века они находились в состоянии ожидания, пока хариджиты организовывали одно вооруженное восстание за другим. Затем пришли и спокойно собрали плоды ранее посаженного повстанцами и революционерами»[15].
«В итоге хариджиты разделились на многочисленные группы. На сегодня из них осталось лишь небольшое количество ибадитов[16], которые местами представлены в арабском мире и в восточной Африке. Они умеренны и в большинстве своем отрицают свое отношение к хариджитам. Течение истории и прошедшие за 14 веков события серьезно повлияли на их взгляды, во многом приблизили к ахли сунна (суннитам). Но что осталось – это неприятие к несогласным с ними. Единственное, они теперь называют их не кяфирами, а лишь «ошибающимися» («он ошибся!»), и акцент теперь они делают не на религиозные отличия, а на политические, давая оценку действиям тех, кто иных с ними взглядов.
Время изменилось, обстоятельства, имена (названия) изменились и флаги, однако фанатичное неприятие к несогласным с ними остается живым.
Становится очевидным это в периоды кризисов, через которые проходит мусульманская умма, когда для решения проблем включают «строгую религиозность», а не «разумную политику», и начинается все то же отклонение, которое было начато «звездой» чтецов Корана в 37 году по хиджре.[17] Мусульманская умма до сих пор не избавилась от этого»[18].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2163.
[2] Самосуд в Исламе запрещен, но здесь имеется в виду их преступная деятельность, заслуживающая смертной казни. Подчеркну, что по канонам Ислама суд над человеком может производиться лишь официальным судебным органом. Самосуд категорически запрещен и расценивается как преступление.
[3] Хадис от имама ‘Али; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2163, хадис № 6930; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 15. С. 350–357, хадис № 6930 и пояснение к нему.
[4] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 15. С. 358, пояснение к хадису № 6931.
[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2164, хадис № 6931; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 15. С. 350, хадис № 6931 и пояснение к нему.
[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2164, хадис № 6932; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 15. С. 350, хадис № 6932 и пояснение к нему.
[7] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2164, хадис № 6933; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 15. С. 359, хадис № 6933 и пояснение к нему.
[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2164, хадис № 6934; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 15. С. 359, хадис № 6934 и пояснение к нему.
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1313, хадис № 4351.
[9] По отношению к Мекке восток – это Ирак. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 16. С. 656, пояснение к хадису № 7562.
[10] Отмечу, что брить голову наголо в Исламе не запрещено. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 16. С. 656, пояснение к хадису № 7562.
[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2363, хадис № 7562; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 16. С. 655, хадис № 7562 и пояснение к нему.
Также и в других сводах хадисов есть отдельные темы, посвященные хариджитам. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 34, хадисы № 167–176, все достоверные; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 363, хадис № 2188, «хасан сахих».
[12] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2165, хадис № 6935; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 15. С. 374, хадис № 6935 и пояснение к нему.
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1113, хадисы № 3608 и 3609.
[13] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 15. С. 374, пояснение к хадису № 6935.
[14] ‘Имара М. (1931-2020) — известный египетский мусульманский мыслитель, доктор наук, автор книг и статей на богословские темы. Был членом научно-богословского совета самых авторитетных и крупных ученых аль-Азхара. Также был членом высшего совета министерства по делам религии Египта.
[15] ‘Имара М. Тайярат аль-фикр аль-ислямий [Течения исламской мысли]. Каир: аш-Шурук, 2007. С. 30.
[16] Ибадиты – мусульманское течение, относимое по убеждениям и взглядам к хариджитам. Сами они с этим не согласны. Название произошло от имени основателя — ‘Абдуллы ибн Ибада ат-Тамими.
[17] Сейчас на дворе уже 1444 год по хиджре, 2022 год по григорианскому календарю.
[18] ‘Имара М. Тайярат аль-фикр аль-ислямий. С. 33.