Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы о ритуальной чистоте (омовении)

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас совершит омовение[1] и скажет после этого: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин», для того откроются восемь врат Рая, через любые из которых он сможет пройти [если смерть постигнет его]»[2].

‘Аиша передала: «Совершая малое омовение, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) использовал примерно один мудд [воды]. А совершая полное омовение — около одного са‘а»[3].

По мнению ученых ханафитского мазхаба, один мудд равен 815,39 г, а по мнению ученых остальных трех мазхабов — 543 г[4]. Полагаю, в современных реалиях эти цифры можно приравнять к одному литру. Са‘ по мнению всех ученых равен четырем муддам[5].

Тем, кто тратит много воды и времени на совершение малого или полного омовения, легкомысленно расточительствуя либо проявляя «особую» набожность, что, по сути, есть результат дьявольских нашептываний («недостаточно помыл», «не тщательно отмыл»), полезно знать и строго принять во внимание этот достоверный хадис.

Прошу обратить внимание, что, не имея таких удобных приспособлений, как сегодняшняя душевая лейка, с помощью которой можно легко и быстро омыть любую часть тела, посланник Божий (при всей его набожности и осторожности!) тратил столь малое количество воды! А потому делайте правильные выводы. Если вы тратите много воды, чтобы более полно приобрести ритуальную чистоту, то это не набожность вами движет, а дьявольское расточительство[6]. Все должно быть в меру, в соответствии с Сунной, по возможности и без крайностей.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]»[7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто из вас наилучшим образом совершит омовение [в соответствующей последовательности и не пренебрегая тем, что относится к его желательным составляющим], после чего выполнит два ракяата молитвы, обратившись к ней сердцем и ликом (делая это с глубокой искренностью) [находя гармонию души и тела, умиротворение, осмысленность бытия, источник новых сил и воодушевление], тот непременно заслужит Рая»[8].

Молитва омовения состоит из двух ракяатов. Время ее совершения — тотчас после омовения (до испарения воды с поверхности омытых частей тела).

«Посланнику Божьему (да благословит его Всевышний и приветствует) принесли ребенка, а он помочился прямо на его одежду. Пророк Мухаммад попросил воды, которую он полил поверх [пятна]»[9];

«Умму аль-Кайс однажды принесла Пророку новорожденного ребенка[10], и посланник Всевышнего посадил его себе на колени [положил на колени][11]. Ребенок пописал на его одежду. Пророк попросил принести воды, которую полил [на ткань], и не стал мыть [одежду]»[12].

На основе этих хадисов богословы ханафитского и шафиитского мазхабов заключили, что «достаточно полить воду поверх одежды, на которую попала моча новорожденного (грудного ребенка) для того, чтобы данная одежда была пригодна для совершения в ней молитвы»[13]. Безусловно, вымыть или постирать одежду лучше, но полить поверх водою в данном случае — канонически достаточно.

«Пророк сделал кровопускание [одна из форм лечения, врачевания], затем совершил молитву[-намаз], не обновляя омовения, а лишь промыв места, испачканные кровью»[14].

В своде хадисов имама аль-Бухари описан случай о ранении одного из сподвижников Пророка прямо во время молитвы, и этот сподвижник завершил молитву в состоянии, когда он истекал кровью[15].

Богословы-шафииты говорят о том, что «пророк Мухаммад не сказал этому человеку о необходимости повторного совершения молитвы, хотя маловероятно, что он (да благословит его Аллах и приветствует) не был осведомлен о случившемся»[16].

Иногда при омовении «пророк Мухаммад протирал [ноги влажными руками] поверх джаврабейн[17]«[18].

Все ученые согласны с тем, что такая практика допустима.

Условия, оговариваемые исламскими учеными в случае «протирания (масх) поверх джаврабейн вместо мытья ног», связаны с характеристикой того, что подразумевается под «джаврабейн».

Богословы едины во мнении о разрешенности протирания носков в том случае, если они имеют кожаную подошву (или полностью кожаные)[19]. Что касается обычных носков, то применение к ним «масх» также допустимо, если они плотные, не просвечиваются и самостоятельно держатся на ногах[20].

В 43-м аяте 4-й суры Священного Корана при перечислении случаев, нарушающих ритуальную чистоту, употреблены слова «и если вы дотронулись до женщин». Один из авторитетных комментаторов Корана Ибн ‘Аббас считал: «Под словом «дотронулись» в данном случае подразумевается не просто случайное или обычное прикосновение, а половая близость. Именно в этом значении арабы употребляют выражение «ва ин ляямэстум» («и если прикоснулись вы»)».

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном прикосновении к женщине не нарушается, даже если мужчина получает от подобного прикосновения какое-то наслаждение.

Существует несколько хадисов на эту тему, переданных женой пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Аишей:

— «Иногда Пророк прямо перед молитвой-намазом целовал одну из своих жен, затем, не обновляя омовения, приступал к молитве»[21];

— «Бывало, что Пророк совершал ночную молитву-намаз, а я лежала неподвижно рядом. Когда он начинал совершать Витр, то [иногда] дотрагивался до меня своей ногой»[22]. Из приведенного хадиса следует, что Пророк дотрагивался до своей жены во время молитвы и продолжал молиться, не обновляя омовения;

— «[Однажды] не найдя ночью Пророка в постели, я стала искать его в [потемках] комнаты на ощупь. В какой-то момент мои руки дотронулись до его ступни. Он совершал долгий земной поклон, обращаясь с молитвой: «Господи, я прибегаю к Твоей благосклонности (к Твоему довольству мною), удаляясь от гнева Твоего. И прибегаю к прощению Твоему, удаляясь от наказания Твоего...»[23]. Этот хадис тоже указывает на то, что состояние ритуальной чистоты не нарушается от прикосновения женщины.

Шафиитские же ученые утверждают, что состояние ритуальной чистоты нарушается во всех случаях прикосновения мужчины к женщине независимо от того, будет это прикосновение случайным или преднамеренным[24]. Обосновывают они это приведенным выше аятом и считают, что выражение «дотронулись до женщин» необходимо понимать в буквальном смысле, поэтому любое прикосновение к женщине нарушает состояние ритуальной чистоты. Хадис же о поцелуе, приведенный ранее, по мнению богословов шафиитского мазхаба, является недостоверным, поэтому невозможно использование его в качестве аргумента[25].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто подмывается из-за выхода газов, тот не из нас [не следует пути Сунны]»[26].

Например, после сна или после выхода газов подмываться абсолютно необязательно, каноническая необходимость отсутствует. Так считают все без исключения ученые-богословы[27]. Некоторые мусульманские ученые говорили даже о запрете (харам) подмывания после выхода газов[28].

Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если какая-либо собака поест из посуды кого-либо из вас, опустив свой язык в содержимое (в то, что в посудине), то вымойте это (данную посуду) семь раз, первый[29] из которых — землей (или водой, смешанной с землей)[30]«[31].

Из данного пророческого повествования мусульманские богословы единодушно заключили, что слюна собаки относится к явным нечистотам (наджаса), которые препятствуют наличию ритуальной чистоты, то есть требуют обязательного очищения. При попадании ее на тело или одежду (посуду) человек должен тщательно промыть это место.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В хадисе подчеркивается, что сделает это качественно, внимательно.

[2] Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа, ан-Насаи и ат-Тирмизи.

Риваяты (варианты хадиса), где упоминается только «ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх»: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 33, хадис № 148, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 63, хадис № 470, «сахих».

Риваят с вариантом «ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх»: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 43, хадис № 169, «сахих».

Риваят с вариантом «ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин»: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 28, хадис № 55, «сахих».

[3] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1849, хадис № 25409 (24897), «сахих».

Похожие хадисы см.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. С. 1857, хадис № 25529 (25015), «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 45, хадисы № 267–270, все «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 34, хадисы № 92 и 93, оба «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 3. С. 476, 477, хадисы № 1203 и 1204, оба «сахих».

[4] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 417.

[5] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 270.

[6] «Вне всяких сомнений, расточительные являются братьями [близкими по духу и поступкам друзьями и соратниками] Сатаны (дьяволов). Он же (Сатана) [проклятый Богом навечно] оказался абсолютно неблагодарным своему Господу [что можно сказать и о побратавшихся с ним]» (Св. Коран, 17:27).

[7] Хадис от Абу Хурайры и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69, «хасан сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 265 и 306. Также см.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 475, хадис № 7756, «сахих».

[8] Св. х. Абу Дауда, ан-Насаи и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 116, хадис № 906, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 46; ас-Сан‘ани А. Аль-мусаннаф. Т. 1. С. 44–46, хадисы № 139, 140, 142.

Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 122, хадис № 17–(234).

[9] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 93, хадис № 222; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 430, хадис № 222 и пояснение к нему.

[10] Здесь имеется в виду ребенок, который на грудном материнском вскармливании. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 431, пояснение к хадиса № 223.

[11] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 431, пояснение к хадиса № 223.

[12] Хадис от Уммы Кайс; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 93, хадис № 223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 431, хадис № 223 и пояснение к нему.

[13] Оба хадиса и богословские заключения взяты из: аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 3, 4, 6.

[14] Данный хадис является недостоверным (да‘иф). См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 207, хадис № 241.

[15] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 82.

[16] Некоторые ученые, например имам аль-Хаттаби, удивлялись такой трактовке данного случая, говоря, что «бесспорным является вопрос нечистотности (наджаса) крови и то, что наличие ее на теле или одежде делает недопустимым совершение молитвы в таком состоянии». То есть уже это однозначно говорит о том, что данному человеку необходимо было совершить молитву заново. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 352.

[17] В тексте хадиса употреблено слово «джаврабейн», которое обозначает все то, что надевается на ноги (кроме кожаных сапог) высотой выше щиколотки. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 169; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 497.

[18] См.: Своды хадисов Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и ат-Тахави. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 41, хадис № 159, «хасан» и пояснение к нему; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 36, хадис № 99, «сахих» и пояснение к нему; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 1. С. 141.

[19] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 497.

[20] См.: аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 141, 142; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 498.

[21] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 438, хадис № 7124, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 213, 214, хадис № 249 и пояснение к нему; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, хадис № 4/64 и пояснение к нему; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 33, хадис № 86, «сахих».

[22] Хадис от ‘Аиши; св. х. ан-Насаи. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 214, хадис № 250 и пояснение к нему.

[23] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима и ат-Тирмизи. Там же. Хадис № 251 и пояснение к нему.

[24] Это не касается лишь близких родственниц. В число женщин, близких по родству, прикосновение к которым не нарушает ритуальной чистоты, входят те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т. д. (см.: Св. Коран, 4:23).

[25] Имам ат-Тирмизи утверждал, что слышал слова имама аль-Бухари о недостоверности этого хадиса. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 214.

Подробнее о степени достоверности этого хадиса см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, 133, пояснение к хадису № 4/64 в сноске.

[26] Степень достоверности данного хадиса низкая (да‘иф), но он имеет практическое применение: ученые-богословы единодушны в том, что в такого рода случаях нет необходимости подмываться.

[27] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 346.

[28] Подробнее см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 4. С. 118.

[29] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 366; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 48.

[30] В данном случае напрашивается вопрос: возможно ли использовать вместо земли какое-либо из современных моющих средств? По этому поводу большая часть мусульманских богословов заявила о допустимости, особенно когда человек живет в городских условиях и есть вероятность загрязнения какой-либо поверхности, например, одежды, от использования земли.

[31] Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Хаббана и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 81, хадис № 172; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 364, хадис № 172 и пояснение к нему; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 44, хадис № 16. С. 47, хадис № 19.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1