Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Хадисы об объединении намазов (вне пути)

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Подробная статья о всех богословских положениях объединения намаза вне пути читайте здесь.

Ниже приводим только подборку хадисов на эту тему.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), находясь в Медине, молился восемь и семь, Зухр и ‘Аср, Магриб и ‘Иша’».

Эти слова были переданы Ибн ‘Аббасом. Когда последний процитировал их, сподвижник Пророка по имени Айюб спросил: «Возможно, это было во время проливного дождя?» Ибн ‘Аббас ответил: «Возможно»[1].

В Священном Коране явно оговорено, что у каждой молитвы есть свое время, свой временной промежуток (см. Св. Коран, 4:103). Также мы знаем об этом из достоверных высказываний и действий самого пророка Мухаммада. В то же время мы знаем, что Пророк объединял[2] в пути вторую с третьей молитвой и четвертую с пятой, сокращая четырехракяатные до двух. Что же касается возможности объединения молитв вне путешествия, то об этом также есть упоминание в Сунне пророка Мухаммада.

В сводах хадисов Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда приводится следующий хадис: «Пророк Мухаммад совершал в Медине [порой] Зухр и ‘Аср вместе, а также Магриб и ‘Иша’. При этом он находился на месте постоянного пребывания, и каких-либо опасений, страха или дождя не было»[3].

Имам Малик добавлял: «Мне кажется, что это из-за дождя[4]«[5]. Некоторые правоведы, среди которых были ученые ханафитского и шафиитского мазхабов, предполагали, что Пророк совершал это во время физической немощи, болезни[6].

– «Когда посланник Божий торопился, он объединял четвертую молитву с пятой, и это после исчезновения вечерней зари[7]«[8]. Передавший данный хадис Ибн ‘Умар сам тоже так поступал[9], ссылаясь на действие Пророка;

– «Когда посланник Всевышнего выходил в путь днем, он объединял вторую и третью молитвы, а когда собирался быть в пути ночью — объединял четвертую с пятой»[10];

– Считающийся одним из грамотнейших сподвижников Пророка в вопросах богословия Ибн ‘Аббас однажды[11] вел проповедь (урок, назидание) после третьей молитвы. Солнце уже зашло, и начали появляться звезды. Некоторые воскликнули: «Молитва! Молитва!» Через некоторое время к Ибн ‘Аббасу уверенно подошел человек и с порицанием сказал: «Молитва! Молитва!» Сподвижник Пророка воскликнул: «Бесстыдник! Ты учишь меня Сунне [как правильнее поступать]?!» И через некоторое время обратился к людям: «Я сам видел, как Пророк объединял [порой] вторую молитву с третьей, четвертую с пятой!» Бывший свидетелем этой ситуации Ибн Шакык говорит: «В мою душу закралось сомнение, и я решил уточнить это у Абу Хурайры. Когда я спросил его об этом, он подтвердил слова Ибн ‘Аббаса»[12].

Богословы-ханафиты (с ними согласны и другие известные ученые, среди которых и имам аш-Шавкяни[13]), трактуют слово «объединял» как «совершал молитвы на стыке времен», то есть вторую молитву — в конце ее времени, а третью — в начале; четвертую в конце ее временного промежутка, а пятую — в начале[14].

Ибн ‘Аббас передавал: «Я молился вместе с Пророком восемь [ракяатов] вместе [то есть четыре полуденной молитвы и четыре послеполуденной] и семь [ракяатов] вместе [то есть три вечерней, а вслед за ними четыре ракяата ночной] [один намаз за другим]. У него спросили: «Возможно, что это было в форме оставления второй молитвы (Зухр) напоследок и совершения третьей (‘Аср) в самом начале ее времени; а также с задержкой четвертой (Магриб) на конец времени и совершением пятой (‘Иша’) в самом начале ее временного отрезка?» — «Думаю так», — ответил он[15].

Объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами в общем промежутке времени допускается богословами-ханафитами только во время паломничества днем на горе ‘Арафа (молитвы Зухр и ‘Аср) и ночью в долине Муздалифа (Магриб и ‘Иша’)[16].

Богословы-шафииты комментируют слово «объединял» как «совершал их одна за другой в общем промежутке времени». То есть вторая может быть совершена с третьей от начала времени второй и до конца временного промежутка третьей; четвертая с пятой — от начала времени четвертой до конца пятой.

«В табукском походе, когда Пророк намеревался отправиться в путь и солнце уже минуло зенит, он совершал вторую и третью молитвы сразу. Если он выходил до наступления времени второй молитвы, то откладывал ее на время третьей. То же самое касалось и четвертой с пятой. Если он выходил после захода, то, перед тем как выйти, совершал четвертую с пятой. А если до захода, то откладывал четвертую молитву на время пятой и затем совершал их вместе»[17].

Безусловно, этот хадис можно отнести к ситуациям, когда человек является покидающим свой дом и местность, на которой он живет, и отправляющимся в путь, причем конечная точка назначения удалена от дома на девяносто и более километров — тогда верующий начинает пользоваться каноническими облегчениями после пересечения границ города. Обязательные молитвы он как объединяет, так и сокращает. Но находясь на месте постоянного пребывания[18] и не имея возможности своевременно совершить молитву, верующий может объединить вторую с третьей и четвертую с пятой, хотя при этом не имеет права сокращать четырехракяатные до двух[19]. Основанием для этого являются действия самого пророка Мухаммада и комментарии ученых прошлого и настоящего[20]. Все, кто говорил о возможности объединения второй с третьей и четвертой с пятой молитвами в затруднительных ситуациях[21], в один голос утверждали и утверждают, что это может быть только исключением, а никак не правилом[22].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 182, хадис № 543; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 175; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 29, хадис № 543.

[2] Богословы-ханафиты трактуют слово «объединял» как «совершал вторую молитву в конце ее времени, а третью — в начале, соответственно — четвертую в конце ее временного промежутка, а пятую — в начале». Основание для такой трактовки есть. Богословы-шафииты комментируют слово «объединял» как «совершал их одна за другой в общем промежутке времени». То есть вторая может быть совершена с третьей от начала времени второй и до конца временного промежутка третьей; четвертая с пятой — от начала времени четвертой до конца пятой.

[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 279, хадис № 705; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 215 хадис № 705; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 5, хадис № 1210; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 180, хадис № 586.

В одном из повествований данного хадиса продолжается: «У Ибн ‘Аббаса спросили: «А почему Пророк так поступал?» Сподвижник ответил: «Он (Пророк) не хотел ставить последователей своих в затруднительное (критическое положение)». См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 279, хадис № 50–(705); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 4. С. 177; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 2. С. 6, хадис № 1211; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. Ч. 1. С. 229, хадис № 341; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 79, 80, хадисы № 187.

Имам ат-Тирмизи говорил: «В моем своде есть только два хадиса, которые, по единому мнению ученых-богословов, не применяются в повседневной практике, — это хадис Ибн ‘Аббаса об объединении молитв Пророком в Медине, когда не было дождя и каких-либо опасений, и хадис о смертной казни для пьяницы, который трижды уже до этого был наказан ударами плетью». Имам ан-Навави по этому поводу оговорил некоторое уточнение: «Что касается хадиса о пьянице, то ученые согласны относительно его канонической аннулированности (мансух). Однако по поводу хадиса Ибн ‘Аббаса необходима поправка. По вопросу его отмены и непригодности к практическому применению нет единодушия. Были разные мнения о том, как понимать этот достоверный хадис. Большая часть ученых говорили о возможности применения его в непогоду, а также в случае болезни, недомогания. Некоторые понимали еще более широко и говорили о возможности объединения молитв в различных затруднительных ситуациях, но только как исключение». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 218, 219.

[4] То есть из-за ненастной погоды, слякоти, которые делали посещение мечети крайне затруднительным.

[5] Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 120, хадис № 332. В хадисе, который приводит имам Малик, упоминания о дожде нет.

[6] Другие ответили на это предположение: «Достоверно известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объединял молитвы сообща (в джама‘ате) с другими людьми, среди которых были совершенно здоровые. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 30, пояснение к хадису № 543.

[7] То есть после того, как уже вышло время четвертой обязательной молитвы.

[8] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 279, хадисы № 42 и 43–(703); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 213, хадис № 42 и 43–(703); Имам Малик. Аль-муватто. С. 120, хадис № 331.

[9] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 192, хадис № 554, «хасан сахих».

[10] Имам Малик. Аль-муватто. С. 120, хадис № 335.

[11] Это было уже после смерти пророка Мухаммада.

[12] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 280, хадис № 57–(705); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 217 хадис № 57–(705).

[13] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 229.

[14] Как в реалиях прошлого, так и в реалиях современности, найти тот короткий временной промежуток, когда вторая молитва переходит в третью и четвертая в пятую, а также суметь (тем более при сегодняшнем ритме жизни) именно к этому времени иметь омовение, подходящее место для совершения молитвы и т. д. — все это достаточно непросто, и облегчение становится усложнением ситуации, которое совсем некстати. См., например: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 1. С. 228, 229; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 210.

Но не исключено, что при своевременном расчете возможностей и четком знании начала и завершения времени молитв, это возможно. В таком случае поступить подобным образом будет наиболее правильным, так как с данной формой объединения согласны все богословы без исключения. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 229.

[15] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 280, хадис № 55–(705); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 217, хадис № 55–(705).

[16] О том, что в этих двух случаях лучше объединять молитвы в общем промежутке времени, согласны все ученые-богословы, так как тому есть явное доказательство в Сунне Пророка. См., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500.

[17] См.: аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 180, хадис № 290/585.

Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 148, хадис № 1220, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 2. С. 7, 8, хадис № 1220. Данный хадис приводится также в сводах хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, ад-Дар Кутни, аль-Хакима и Ибн Хиббана.

[18] «Местом постоянного пребывания», по мнению ханафитских богословов, считается та местность, где человек намеревается находиться пятнадцать суток или более. Шафиитские богословы считают — четверо суток, не беря в расчет день прибытия и день отбытия.

[19] Сокращать четырехракяатные молитвы, как мы уже говорили, может только путник.

[20] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 3. С. 555.

[21] Среди них были такие известные имена, как Ибн Сирин, Раби‘а, Ашхаб (богослов маликитского мазхаба), аль-Каффаль, аш-Шаши (богословы шафиитского мазхаба), Ибн Мунзир, многие хадисоведы и другие. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 219.

[22] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 31, пояснение к хадису № 543; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 1. С. 229 и др.

Хадисы

Объединение намаза

Хадисы о намазе

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic