Аудиоверсия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил:
— «Есть три [вещи], после появления которых смысла в вере не станет для всех тех, кто не уверовал прежде [до их появления], а также тех, кто не сделал ничего хорошего из религиозных побуждений [ведь вера — это не философия, а твердые убеждения и конкретные благие дела]: (1) восход солнца с запада; (2) [появление] Антихриста и (3) [появление] земляного ползучего животного»[1];
— «Не наступит Конец Света, пока солнце не взойдет с запада. Когда же это произойдет, все люди уверуют. Все до единого. Но в тот день «душе уже не поможет вера, если она ранее не уверовала [до этого крайне необычного события], а также не совершила ничего хорошего из духовно-религиозных побуждений (по зову веры)[2]»[3];
— «Воистину, первыми [крупными] знамениями, которые появятся [и будут предвещать Конец Света], станут восход солнца с запада и выход земляного ползучего животного к людям утром. Эти явления произойдут друг за другом (одно опередит другое), с небольшим временным промежутком между ними»[4].
После появления первого из этих знамений становление безбожника верующим, а также покаяние, раскаяние верующего грешника не будут иметь смысла и пользы.
С восходом солнца с запада все понятно, а что это за «ползучее земляное животное»?
В Коране сказано:
«Когда будет вынесено решение против них [когда люди исчерпают все варианты выбора и неизменно укрепятся в своем безбожии; когда уже некому будет призывать к благому и удалять от скверного, аморального][5], Мы [говорит Господь миров] выведем для них из земли ползучее животное, которое заговорит с ними о том, что люди так и не поверили в Божьи знамения, [не прониклись] настоящей верой. [А жаль, ведь с этого момента изменение убеждений и взглядов, открытие глаз и сердец на смыслы заключительного Божьего Писания и наставления Пророка уже не поможет, ничего не изменит и не возымеет светлой вечной перспективы]» (Св. Коран, 27:82).
Описаний этого животного в книгах по мусульманскому богословию за последние 14 веков было много, но практически все они не имеют научного обоснования, не подтверждены Кораном и достоверной Сунной. Достоверно известно лишь, что это «земляное ползучее животное», оно «выйдет» и «будет говорить с людьми».
ﷺ
Сподвижник Абдулла ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас говорил: «Конец Света увидят лишь худшие из людей»[6].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Конец Света не наступит, пока на земле не останется ни одного взывающего к Аллаху (Богу, Господу)»[7].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Конец Света не наступит, пока вы [люди] не увидите десять знамений [предвещающих его наступление]: «(1) дым (пар) [который покроет все пространство планеты Земля], (2) Антихрист, (3) [земляное] ползучее животное, (4) восход солнца с запада, (5) спуск [с небес на землю, второе пришествие] ‘Исы (Иисуса); (6) [выход] Я’джудж и Ма’джудж; а также [появление] трех [глобальных] провалов [на планете]: (7) одного на востоке, (8) второго на западе, (9) третьего на Аравийском полуострове. В заключение [всего] этого (10) огонь, который появится со стороны Йемена и погонит людей к месту сбора»[8].
ﷺ
Однажды, когда пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) разговаривал с группой сподвижников, пришел бедуин и спросил: «Когда [наступит] Конец Света?» Пророк, не отвлекаясь, продолжал свою речь. Кто-то произнес: «Он услышал, но ему не понравился вопрос». Другие посчитали, что Пророк просто не услышал его. Когда пророк Мухаммад завершил свою речь, он воскликнул: «Где тот спросивший о Конце Света?» — «Я здесь», — ответил он. «Когда утеряна будет надежность (верность; преданность, честность), то жди Конца Света». Тот уточнил: «Что значит «утеряна»?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пояснил: «Это когда дела начнут возлагать на тех (поручать тем), кто не в состоянии их выполнить. [Именно тогда] и жди Конца Света»[9].
Один из выводов, который мне видится в данном хадисе: каждый из нас должен стараться быть ответственным. За свою жизнь. За реализацию предоставленных нам Богом неограниченных возможностей. За наши семьи, когда муж берет на себя ответственность быть верным жене и за материальное обеспечение своей семьи; когда жена рожает детей и ответственно относится к их духовному воспитанию и физическому, к интеллектуальному развитию. Когда каждый госслужащий чувствует ответственность, что проявляется в грамотном выполнении должностных обязанностей и в облегчении жизни сограждан. Когда каждый гражданин чувствует ответственность за бережное отношение к природным ресурсам собственного государства и мира в целом. Когда налогоплательщик ответственен в выплате налогов, тем самым инвестируя в собственную страну; а госорган, устанавливающий налоги и распределяющий их, ответственен за их разумность и рациональную трату-инвестирование во благо общества. Когда будущий президент чувствует ношу ответственности не только в период предвыборной гонки, но и на протяжении всего президентского срока.
Нам много что предоставлено Богом, и важно уметь брать на себя ответственность и доводить начатое до победного конца. Аминь.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Ближе к Концу Света появятся антихристы-лжецы, придут они к вам с хадисами (моими высказываниями), которых ни вы, ни ваши отцы не слышали [они их умело выдумают, желая повести за собою людей]. Остерегайтесь их, дабы не свели вас с верного пути и не ввергли в смуту!»[10]
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не наступит Конец Света, пока не произойдет крупнейшая [страшная] битва между людьми, имеющими одинаковые [религиозные] убеждения! И не наступит Конец Света, пока не появятся антихристы-лжецы. Таковых будет около тридцати. И каждый из них будет утверждать, что он посланник Божий»[11].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не наступит Конец Света, пока не примкнут некоторые народы из последовавших за мной к язычникам и не начнут молиться идолам! И поистине, в среде моих последователей появятся тридцать [антихристов-]лжецов, каждый из которых будет утверждать, что он пророк [и посланник Божий]. Я — последний из пророков! После меня пророков [и посланников Божьих] не будет!»[12].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 87, хадис № 249–(158); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 195, хадис № 249–(158); аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 13. С. 156.
[2] Пророк (да благословит его Господь и приветствует) процитировал фрагмент из Корана (6:158).
[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 86, хадис № 248–(157); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 1. Ч. 2. С. 194, хадис № 248–(157).
[4] Св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1180, хадис № 118–(2941); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 77, хадис № 118–(2941); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 471, хадис № 4310, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 136, хадис № 2251, «сахих».
[5] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 13. С. 155.
[6] Св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 796, хадис № 176–(1924); там же. С. 1180, хадис № 116–(2940).
[7] Св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 83, хадис № 234–(148).
[8] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1163, хадис № 39–(2901). Также, см., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 471, хадис № 4311, «сахих».
[9] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 45, хадис № 59.
[10] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 23, хадис № 7–(7); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 78, хадис № 7–(7).
[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1113, хадис № 3609.
[12] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 367, хадис № 2219, «сахих».
Также см., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 473, хадис № 4333, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 367, хадис № 2218, «сахих».