Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Хадисы про мучеников (шахидов)

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Чума — Божья кара, которую Аллах (Бог, Господь) насылает на тех, кого пожелает. И поистине, Он [Господь миров] сделал ее милостью для верующих. Поэтому тот, кто заразится этой болезнью и будет стойким пред лицом ее, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха (Бога, Господа), оставаясь в своей местности и при этом помня о том, что его постигнет лишь то, что предписано Всевышним для него, получит такую же награду (Божье воздаяние), как и отдавший жизнь в защиту веры или Родины (шахид)»[1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Чума — это шахада для любого мусульманина (мусульманки)[2] [то есть степень воздаяния за смерть от чумы приравнивается к степени воздаяния того, кто отдал жизнь в защиту веры или Родины (шахид)]»[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Пятеро[4] являются мучениками (шахидами) [заслуживают райской обители в вечности, если умерли верующими]: (1) умерший от чумы [как и от иной тяжелой инфекционной болезни], (2) умерший от болезни живота [из-за смертельного заболевания органов брюшной полости], (3) утонувший, (4) погибший под обломками[5] и (5) отдавший жизнь в защиту веры или Родины»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Умирают мучениками (шахидами) [заслуживают райской обители в вечности, если умерли верующими] семеро [то есть в семи случаях], помимо отдавшего жизнь в защиту веры или Родины: (1) умерший от чумы [как и от иной инфекционной болезни], (2) утонувший, (3) умерший от плеврита [или иных смертельных заболеваний, связанных с легкими], (4) умерший от болезни живота [от смертельного заболевания, связанного с органами брюшной полости], (5) умерший от огня (сгоревший), (6) погибший под обломками и (5) женщина, умершая во время или после родов»[7].

Имам аль-‘Аскаляни, комментируя хадисы о шахидах из свода хадисов имама аль-Бухари, отмечает: «Разные в той или иной степени достоверные хадисы указывают на более чем 20 вариантов смертей, когда умершие в результате считаются шахидами»[8]. Например, упомянуты в достоверных хадисах из числа шахидов (которые заслуживают райской обители в вечности, если умерли верующими) те, кто умер, защищая свое имущество, защищая свою жизнь, свою веру (религию) или свою семью[9]. Все эти смерти часто или мученические, или насильственные. Человек умирает в страданиях, однако при этом проявляя терпение пред Богом и не жалуясь. В качестве воздаяния всем им обещана райская обитель. Степень в Раю у всех них, возможно, разная, но это не конкретизировано в достоверных хадисах.

Следует отметить, что лишь по отдавшему жизнь на поле битвы в защиту веры или Родины не производятся обычные ритуалы погребения (омытие тела, заворачивание его в саван и совершение над ним погребальной молитвы), тело просто предают земле. А вот по всем остальным категориям шахидов, упомянутым в хадисах, ритуалы погребения производятся в обычном порядке[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто будет убит, защищая свое имущество, тот шахид [заслуживает райской обители в вечности, если умер верующим]»[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто будет убит, защищая свое имущество, тот шахид [заслуживает райской обители в вечности, если умер верующим]; кто будет убит, защищая себя (собственную жизнь), тот шахид; кто умрет, защищая свою веру (религию), тот шахид; кто умрет, защищая свою семью, тот шахид»[12].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если на чье-то имущество посягнули, не имея на то никакого права [путем воровства, грабежа, например], а он стал защищаться и был убит, тогда он — шахид [заслуживает райской обители в вечности, если умер верующим]»[13].

Один из сподвижников однажды спросил: «О посланник Божий, если придет ко мне человек, желая забрать у меня мое имущество [то, что по праву принадлежит мне, что делать]?» — «Не отдавай ему принадлежащее тебе». — «А если он вознамерится убить меня?» — «Дай ему отпор (ответь ему силой)». — «А если он меня убьет?» — «Тогда ты станешь шахидом». — «А если я его убью?» — «Он окажется в Аду [за свое преступление и посягательство на чужое имущество и жизнь]»[14].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 669, хадис № 3474; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1080, хадис № 3474; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 8. С. 636, хадис № 3474; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5330.

[2] Мусульманин — человек, обладающий хотя бы малостью веры и покорный Богу хотя бы в чем-то незначительном.

[3] Св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 876, хадис № 2830; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5329, «сахих».

[4] Число пять в данном случае является не ограничением, а лишь частью информации. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 7. С. 54, пояснение к хадису № 2829.

[5] Некоторые современные мусульманские ученые подводят под эту категорию тех, кто умер в авто- или авиакатастрофе.

[6] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 208, хадис № 653; там же. Т. 2. С. 876, хадис № 2829; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 794, хадис № 1914; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 304, хадис № 4954, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 174, хадис № 1/1354.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 226, хадис № 720; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 7. С. 53, хадис № 2829 и пояснение к нему.

[7] Св. х. Абу Дауда, ан-Насаи и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 352, хадис № 3111, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 211, хадис № 1846, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 304, хадис № 4952, «сахих».

[8] Подробно см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 7. С. 54, пояснение к хадису № 2829.

Также см., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 175, хадис № 2/1355.

[9] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 175 и 176, хадисы № 3/1356, 4/1357 и 5/1358.

[10] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 174.

[11] Сх. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 744, хадис № 2480; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 6. С. 155, 156, пояснение к хадису № 2480; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 175, хадис № 3/1356.

[12] Св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 176, хадис № 4/1357; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 520, хадис № 4772, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 248, хадис № 1421, «сахих».

[13] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 520, хадис № 4771, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 248, хадис № 1420, «сахих».

[14] Св. х. Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 176, хадис № 5/1358.

Хадисы

Шахид

Хадисы о шахидах

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic