Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы про мучеников (шахидов)

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Чума — Божья кара, которую Аллах (Бог, Господь) насылает на тех, кого пожелает. И поистине, Он [Господь миров] сделал ее милостью для верующих. Поэтому тот, кто заразится этой болезнью и будет стойким пред лицом ее, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха (Бога, Господа), оставаясь в своей местности и при этом помня о том, что его постигнет лишь то, что предписано Всевышним для него, получит такую же награду (Божье воздаяние), как и отдавший жизнь в защиту веры или Родины (шахид)»[1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Чума — это шахада для любого мусульманина (мусульманки)[2] [то есть степень воздаяния за смерть от чумы приравнивается к степени воздаяния того, кто отдал жизнь в защиту веры или Родины (шахид)]»[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Пятеро[4] являются мучениками (шахидами) [заслуживают райской обители в вечности, если умерли верующими]: (1) умерший от чумы [как и от иной тяжелой инфекционной болезни], (2) умерший от болезни живота [из-за смертельного заболевания органов брюшной полости], (3) утонувший, (4) погибший под обломками[5] и (5) отдавший жизнь в защиту веры или Родины»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Умирают мучениками (шахидами) [заслуживают райской обители в вечности, если умерли верующими] семеро [то есть в семи случаях], помимо отдавшего жизнь в защиту веры или Родины: (1) умерший от чумы [как и от иной инфекционной болезни], (2) утонувший, (3) умерший от плеврита [или иных смертельных заболеваний, связанных с легкими], (4) умерший от болезни живота [от смертельного заболевания, связанного с органами брюшной полости], (5) умерший от огня (сгоревший), (6) погибший под обломками и (5) женщина, умершая во время или после родов»[7].

Имам аль-‘Аскаляни, комментируя хадисы о шахидах из свода хадисов имама аль-Бухари, отмечает: «Разные в той или иной степени достоверные хадисы указывают на более чем 20 вариантов смертей, когда умершие в результате считаются шахидами»[8]. Например, упомянуты в достоверных хадисах из числа шахидов (которые заслуживают райской обители в вечности, если умерли верующими) те, кто умер, защищая свое имущество, защищая свою жизнь, свою веру (религию) или свою семью[9]. Все эти смерти часто или мученические, или насильственные. Человек умирает в страданиях, однако при этом проявляя терпение пред Богом и не жалуясь. В качестве воздаяния всем им обещана райская обитель. Степень в Раю у всех них, возможно, разная, но это не конкретизировано в достоверных хадисах.

Следует отметить, что лишь по отдавшему жизнь на поле битвы в защиту веры или Родины не производятся обычные ритуалы погребения (омытие тела, заворачивание его в саван и совершение над ним погребальной молитвы), тело просто предают земле. А вот по всем остальным категориям шахидов, упомянутым в хадисах, ритуалы погребения производятся в обычном порядке[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто будет убит, защищая свое имущество, тот шахид [заслуживает райской обители в вечности, если умер верующим]»[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто будет убит, защищая свое имущество, тот шахид [заслуживает райской обители в вечности, если умер верующим]; кто будет убит, защищая себя (собственную жизнь), тот шахид; кто умрет, защищая свою веру (религию), тот шахид; кто умрет, защищая свою семью, тот шахид»[12].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если на чье-то имущество посягнули, не имея на то никакого права [путем воровства, грабежа, например], а он стал защищаться и был убит, тогда он — шахид [заслуживает райской обители в вечности, если умер верующим]»[13].

Один из сподвижников однажды спросил: «О посланник Божий, если придет ко мне человек, желая забрать у меня мое имущество [то, что по праву принадлежит мне, что делать]?» — «Не отдавай ему принадлежащее тебе». — «А если он вознамерится убить меня?» — «Дай ему отпор (ответь ему силой)». — «А если он меня убьет?» — «Тогда ты станешь шахидом». — «А если я его убью?» — «Он окажется в Аду [за свое преступление и посягательство на чужое имущество и жизнь]»[14].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 669, хадис № 3474; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1080, хадис № 3474; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 8. С. 636, хадис № 3474; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5330.

[2] Мусульманин — человек, обладающий хотя бы малостью веры и покорный Богу хотя бы в чем-то незначительном.

[3] Св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 876, хадис № 2830; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5329, «сахих».

[4] Число пять в данном случае является не ограничением, а лишь частью информации. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 7. С. 54, пояснение к хадису № 2829.

[5] Некоторые современные мусульманские ученые подводят под эту категорию тех, кто умер в авто- или авиакатастрофе.

[6] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 208, хадис № 653; там же. Т. 2. С. 876, хадис № 2829; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 794, хадис № 1914; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 304, хадис № 4954, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 174, хадис № 1/1354.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 226, хадис № 720; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 7. С. 53, хадис № 2829 и пояснение к нему.

[7] Св. х. Абу Дауда, ан-Насаи и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 352, хадис № 3111, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 211, хадис № 1846, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 304, хадис № 4952, «сахих».

[8] Подробно см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 7. С. 54, пояснение к хадису № 2829.

Также см., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 175, хадис № 2/1355.

[9] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 175 и 176, хадисы № 3/1356, 4/1357 и 5/1358.

[10] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 174.

[11] Сх. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 744, хадис № 2480; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 6. С. 155, 156, пояснение к хадису № 2480; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 175, хадис № 3/1356.

[12] Св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 176, хадис № 4/1357; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 520, хадис № 4772, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 248, хадис № 1421, «сахих».

[13] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 520, хадис № 4771, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 248, хадис № 1420, «сахих».

[14] Св. х. Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 176, хадис № 5/1358.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1