Логотип umma.ru и переход на главную страницуДзен Шамиля Аляутдинова
Дзен Шамиля Аляутдинова

Меню

Аудио статья

Хадисы о грехах и покаянии

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Люди, кайтесь пред Господом вашим! Я, поистине, [не потому, что грешу, а в назидание и в пример вам] прошу прощения у Бога [говоря «астагфирул-ла» («прости меня, Господи»)] и возвращаюсь к Нему (каюсь пред Ним) более семидесяти раз в день»[1].

Не нужно грешить, дабы молить Господа миров о прощении и каяться пред Ним. Говоря «астагфирул-ла» («прости меня, Господи»), верующий человек старается быть ближе к Богу, чаще вспоминать о Нем.

Если же верующий совершил грех, а тем более большой и серьезный, оступился, забылся, то ему непременно следует раскаяться, вознамериться более подобного не повторять и, что очень важно, не волочить эмоциональную тяжесть греха за собою по жизни, а это делают некоторые новички в вопросах веры и религиозности, полагая, будто своими томлениями и нескончаемыми страданиями проявляют набожность. Напомню слова, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует): «Сатана сказал Господу: «Клянусь Твоим могуществом и величием! Я не перестану вводить в заблуждение [побуждать к греху] рабов Твоих (людей), пока их души не покинут тела [до последних мгновений жизни]!» Господь миров ответил: «Клянусь могуществом Своим и величием! Я не перестану прощать их (людей) [грехи и проступки, совершенные преднамеренно], пока они просят у Меня о прощении [раскаиваются в содеянном и не имеют намерения повторять это впредь]»[2].

Когда у Пророка спрашивали: «Зачем так утруждать себя ночными молитвами, ведь Господь простил тебе все?!», он (да благословит его Творец и приветствует) отвечал: «[За такую проявленную ко мне милость Божью] разве не стоит мне быть благодарным рабом [Господа миров]?!»[3]

«И те, которые совершают то, что они совершают, [при этом] их сердца трепещут оттого [причина трепета в том], что они к Господу своему возвращаются (будут возвращены)» (Св. Коран, 23:60)[4].

‘Аиша, супруга Пророка, спросила у посланника Всевышнего: «В этом аяте говорится о тех, кто ворует, прелюбодействует, пьет спиртное и при этом боится Бога, свят Он и велик?» Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет, о дочь Абу Бакра, о дочь правдивейшего! Здесь говорится о тех, кто молится, постится, дает милостыню [для него характерно совершение благодеяний, сторонение греха] и при этом [совершая всякий праведный поступок, он] боится Бога (испытывает трепет пред Ним) [не мнит себя благодетелем и филантропом, а сердцем, мыслью обращается к Господу и молит о помиловании]»[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если человек совершает грех, на его сердце появляется черное пятнышко. Оставление греха [отстранение себя от него], раскаяние в содеянном и испрашивание прощения у Господа отполировывают сердце [удаляют с него это пятно]. Если же человек повторяет [те же] грехи снова и снова, пятно увеличивается до такой степени, пока не покроет все сердце [обернув его в некую беспросветную оболочку]. Это и есть то окутывание, обертывание (ар-ран), которое упомянуто Всевышним в Коране[6]«[7].

Ученый аль-Хасан аль-Басри сказал: «Ар-ран — это многократное совершение грехов до такой степени, что сердце слепнет, почернев от них. А вот ат-тоб‘ (запечатывание сердца) — это уже нечто более страшное»[8].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Все мои последователи удостоятся прощения [по милости Господа], кроме оглашающих (разбалтывающих, рассказывающих). И поистине, оглашение — это когда человек совершает ночью [как и в любое другое время суток, когда его никто не видит] какое-то [греховное] действие [без ущерба другим], а наутро [через некоторое время] начинает рассказывать об этом знакомым [хвастаясь сделанным, выставляя свой грех как некое достоинство и т. п. Он придает совершенное огласке], хотя Господь сокрыл это от других [не наказав его, а предоставив человеку возможность раскаяться в содеянном и покаяться, исправиться]. Он же [своим языком] снимает завесу [которой Творец прикрыл его постыдный поступок][9]«[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если один скроет грех другого [например, умолчит о его каком-то прошлом проступке, касающемся того лично и порочащем честь, достоинство совершившего][11], тогда и Аллах (Бог, Господь) скроет его грех в Судный День»[12].

Хадис касается тех случаев, когда проступок, грех не несет какого-либо вреда для других. Но если человек, например, является мошенником, и вы видите, что он нашел себе жертву из числа знакомых вам людей, тогда вы обязаны оповестить предполагаемую жертву об опасности.

В хадисе имеются в виду проступки, которые есть у человека или были, но они касаются его лично и он не хотел бы, чтобы кто-либо узнал об этом. Безусловно, со стороны совершившего грех должны присутствовать раскаяние и исправление.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Ни в коем случае не говорите: «О Господи, прости меня, если пожелаешь; о Господи, помилуй меня, если пожелаешь». Следует быть решительным [быть конкретным, четко формулирующим свое желание и не сомневающимся в том, что для Бога возможно абсолютно все, даже то, что не помещается в рамки нашего знания и опыта]. Поистине, Аллаха (Бога, Господа) никто не может принудить [Он в любом случае ответит на молитву в соответствии с Его волею, всезнанием, мудростью и желанием]»[13].

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн Мас‘уд однажды сказал: «Поистине, верующий (му’мин) видит свои грехи подобно тому, кто сидит под огромной скалою и боится, что она вот-вот может обрушиться на него. Ощущение же греха порочным человеком — муха, задевшая его нос, пролетая мимо»[14].

В достоверном хадисе сказано: «Всевышний известил: «Клянусь величием Своим, я не объединю два страха и две безопасности для раба Своего [человека]. Кто боится [наказания] Моего в мирской жизни [то есть в результате осознанного трепета пред Богом он благороден, воспитан и праведен в словах и делах своих], тому Я гарантирую безопасность в Судный День. Кто же уверен в своей полной безопасности [и независимости] от Меня в мирской жизни [что позволяет ему вершить грехи и преступления, чувствуя безнаказанность], тот вкусит страх в Судный День [поняв наконец, что грехи земные чреваты наказанием вечным]»[15].

Заключительный Божий посланник (да благословит его Творец и приветствует) призывал: «Сторонитесь семи самых пагубных грехов: 1) возведения на уровень Бога (обожествление) кого- или чего-либо помимо Него [Творца, Господа миров]; 2) колдовства; 3) убийства человека[16]; 4) ростовщичества; 5) присвоения себе имущества сирот; 6) побега с поля боя; 7) клеветы, оскорбления в адрес целомудренных верующих женщин, оказавшихся невнимательными [в поведении или любом другом, что становится причиной появления сомнений в их целомудренности]»[17].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Сторонитесь одурманивающего [спиртное, наркотики и т. п.]! Нет сомнений в том, что оно — ключ всех зол»[18].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Остерегайтесь всего, что пьянит (дурманит рассудок)!»[19]

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Будь набожен [в том числе стараясь оценивать верность, правильность своих поступков со стороны], где бы ты ни был! Вслед за проступком (грехом) соверши благое, и оно сотрет первое [и откроет перед тобой перспективу измениться в лучшую, а не в худшую сторону]! И относись к людям благонравно [будь воспитан в соответствии с хорошими манерами, во взаимоотношениях с другими не забывай об общепринятом нравственном этикете]!»[20].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Раскаявшийся в грехе [бесповоротно оставивший его, сделавший все возможное, чтобы впредь его не повторять] подобен тому, на ком [этого] греха нет [как будто этот грех он никогда не совершал][21]. Если Аллах (Бог, Господь) полюбит кого-то [за его благие дела и устремления, за обязательность пред Ним и людьми], то грех [после искреннего раскаяния] не причинит ему вреда»[22]. Затем процитировал аят из Корана: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит искренне кающихся[23] и любит очищающихся [внимательных в соблюдении духовной и физической чистоты]»[24]. У Пророка спросили: «Каков признак покаяния?» Он ответил: «Сожаление[25]«[26].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не спросит моих последователей за то, что говорят (шепчут) их души [человеку не держать ответ за мимолетные мысли, недолгие размышления], но это [отсутствие спроса и ответственности] до того момента, пока он не озвучит устами [например, ругательство, оскорбление] или не совершит [нечто греховное, на что подстрекал его внутренний собеседник или заполонившие его сознание беспорядочные мысли]»[27].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Всевышний простил последователям моим совершенное по ошибке [непреднамеренно], а также совершенное по забывчивости и под принуждением»[28].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не будет спрошена моя умма (мои последователи) за совершенное по ошибке [непреднамеренно], за совершенное по забывчивости и за то, что совершено по принуждению»[29].

Творец в хадисе-кудси говорит: «Кто совершит благое хоть на единицу, тому воздастся десятикратно, а возможно, и большим! Кто совершит греховное на единицу, тому это же и вернется или [если человек раскаялся и исправился] прощу его. Чем ближе будет человек ко Мне, тем в большей степени Я буду близок к нему. [Знайте же!] Если уверовавший в Единого и Вечного и поклонявшийся лишь Ему одному и из жизни уйдет в таком состоянии веры, тогда, даже если его грехами и промахами можно будет заполнить всю эту землю, Я прощу его [по милости Своей и по итогу того, что исходило от него в мирской обители из благих устремлений, намерений, дел и поступков, а главное — покаяния, раскаяния]»[30].

В другом похожем хадисе-кудси сказано: «О человек! До тех пор, пока ты молишь Меня и просишь у Меня [о прощении с сильным и искренним желанием], Я буду прощать тебе несмотря ни на что! О потомок Адама! Даже если грехи твои по многочисленности своей поднимутся до небес, но ты все-таки раскаешься и попросишь Меня о прощении, то Я прощу тебе несмотря ни на что! Сын Адама, даже если ты придешь ко Мне с таким количеством ошибок, что ими можно было бы заполнить всю эту землю, но предстанешь предо Мною, являясь приверженцем Единобожия, то Я дам тебе столько же прощения Своего [то есть по количеству ошибок твоих и промахов]!»[31].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Если вы совершите такое количество прегрешений, что они достигнут небес [гора прегрешений станет настолько высокой, что уйдет далеко в небеса], но после раскаетесь [пред Богом и исправитесь], Аллах (Бог, Господь) вас простит»[32].

В одном из достоверных хадисов пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) передает нам следующие слова Господа миров: «О творения Мои! Я никого не притесняю (не обижаю; не ущемляю чьи-либо права) [предоставил вам свободу действий, выбора], и Я запрещаю вам, люди, притеснять (обижать, ущемлять права) друг друга! Не делайте этого!

О творения Мои! Все вы сходите с правильного пути, кроме тех, кого Я направлю [кого благословлю]. Просите у Меня, — и Я вас непременно поведу [в результате ваших молитв, правильных слов и действий].

О творения Мои! Все вы голодны, кроме тех, кого Я накормлю. Просите у Меня, — и Я непременно накормлю вас [как материальной, так и духовной пищей; ваши усилия не будут тщетны, а вернутся к вам богатством души и изобилием материальных благ].

О творения Мои! Каждый из вас обнажен, кроме тех, кого Я одену. Просите у Меня, — и Я вас непременно одену[33].

О творения Мои! Воистину, вы грешите днем и ночью [далеко не идеальны и не ангелы, как бы ни старались], а Я прощаю все грехи. Покайтесь, просите у Меня прощения — Я непременно прощу [если вы искренни в своем раскаянии].

О творения Мои! [Поймите и уясните] вы никогда не сможете Мне навредить, как никогда и не сможете принести Мне пользу [Я не нуждаюсь в вас и никак от вас, ваших поступков не завишу].

О творения Мои! Если все до единого люди и джинны, начиная с первого дня существования и до последнего, поднимутся до самой высокой ступени набожности, благочестия, то это никак не приумножит Моей власти. [Поймите, все хорошее, что вы делаете, нужно лишь вам самим!]

О творения Мои! Если все вы, люди и джинны, начиная с первого и до последнего, опуститесь на самую низшую ступень разврата, бесчестия и неверия, то и это никак не навредит Мне, Моя власть, мощь от этого не пострадают. [Призадумайтесь, это будет против вас самих и только, вам же самим во вред.]

О творения Мои! Если все вы, люди и джинны, начиная первым и кончая последним, соберетесь в одном месте и каждый попросит, чего он желает, а затем получит от Меня желаемое сполна, то это никак не уменьшит Мои [говорит Господь миров] богатства, сокровища. Если с чем и можно сравнить [полностью удовлетворенный запрос многих сотен миллиардов людей и джиннов], то лишь с тем количеством воды, которое окажется на игле, опущенной в морскую пучину и поднятой из нее [то есть с величиной, предельно малой, ведь воды в море из-за этого не убавится].

Творения Мои! Все это [все то, что вы совершаете, временно проживая на планете Земля] — ваши дела, они будут все до единого собраны. Затем [в Судный День] вы получите за них сполна [наказанием за плохое и Божественным воздаянием за хорошее]. Получивший положительный результат пусть восхваляет и благодарит Бога [ведь без Его помощи он не пришел бы к этому], а получивший нечто иное — упрекает и винит только самого себя [ведь сам не реализовал предоставленное ему Богом в изобилии на временное пользование]»[34].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Представьте себе человека, который остановил своего верблюда, нагруженного едой и питьем, посреди мертвой пустыни (дабы прилечь отдохнуть). Он прилег на песок… и заснул. А когда проснулся, то увидел, что вся его провизия исчезла, верблюда нет. Он долго искал животное, изнемогая от усталости и жажды. Затем решил: «Вернусь-ка я на то место и засну, а возможно, умру…» Обессиленный и изнемогший, он лег на землю, чтобы умереть. А когда проснулся, увидел, что верблюд стоит рядом с ним, со всей едой и питьем…

Так знайте же! Всевышний больше радуется [доволен вами], когда пред Ним кается верующий [полный желания никогда не повторять совершенный грех], чем тот путник»[35].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) более рад покаянию (раскаянию) человека, чем кто-либо из вас, когда найдет [нечто очень ценное] ранее потерянное»[36].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Между собою и запретным (харам) сделайте преграду из разрешенного (халяль). Поступивший так защитит и честь свою, и набожность. Кто же будет пастись на этой территории [где запретное (харам) в свободном доступе повсеместно; нет никакой преграды и защиты от него], тот приблизится к тому, чтобы попасть на эту [смертельно] опасную территорию. У каждого правителя есть такая опасная территория [например, электрическая подстанция на 380 вольт — ребенок, зашедший туда, может лишиться жизни; есть строго охраняемые зоны, где случайно попавшего могут застрелить без предупреждения], и опасной территорией Господа [Творца всего сущего] на этой земле [в мирской обители] является то, что Он запретил»[37].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Праведность (благочестие) [проявляется] в высоком нраве (воспитанности). Грех же — то, что вызывает беспокойство в душе, и то, что мы не желали бы показывать другим»[38].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Праведность, благочестие — это то, по отношению к чему душа чувствует спокойствие, сердце — умиротворенность. Грех же — то, пред чем душа и сердце неспокойны, даже если тебе дали заключение [о безгрешности этого]»[39].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным[40][41].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Оставь то, в чем сомневаешься, и делай то, в чем ты уверен»[42].

Му‘аз ибн Джабаль передает: «Я сидел на осле позади Пророка. Он обратился ко мне: «Му‘аз, знаешь ли ты, что является обязательством людей пред Аллахом (Богом, Господом), а что — обязательством Аллаха (Бога, Господа)[43] перед людьми?» Я ответил: «Аллаху (Богу, Господу) и Его посланнику лучше знать». — «Воистину, обязательство людей пред Аллахом (Богом, Господом) — поклоняться Ему [соблюдая в меру сил и возможностей обязательное, а также строго сторонясь явно запретного] и не обожествлять что-либо помимо Него (ничто не возносить на Его уровень Божественной святости). А обязательство Аллаха (Бога, Господа) перед людьми — не подвергать мучениям [адским наказанием] тех из них, кто выполнит упомянутое [поверит в Единственность, Непостижимость Творца и никогда ничто иное не обожествит]», — заключил пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует)[44].

«Не подвергать мучениям [адским наказанием]». Учитывая многие другие аяты Корана и хадисы, богословы уточняют, что здесь говорится о невозможности для таких людей оказаться навечно в Аду[45]. От количества и степени их благодеяний и грехов будет зависеть вечная перспектива, хотя не исключены полное прощение, помилование и вхождение в Рай напрямую (без искупления грехов в Аду) как результат стараний и усердия человека в вере и благочестии. И только Богу известно все.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Гарантируйте мне шесть зависящих от вас вещей [вы при желании можете быть в них обязательны, если потрудитесь], и я [говорит заключительный Божий посланник] гарантирую вам вхождение в Рай [если покинете сию земную обитель верующими]: (1) будьте правдивы, когда говорите, (2) будьте обязательны в исполнении обещанного, (3) если вам что-то доверили, не подведите, (4) берегите свою плоть [не вступайте в интимные отношения с кем-либо, кроме законной жены (мужа)], (5) опускайте взоры[46] [не высматривайте красоту противоположного пола, тем более когда присутствует оголение тех частей тела, которые должны быть прикрыты[47]] и (6) удерживайте свои руки [сдерживайтесь от того, чтобы кого-то ударить, посягнуть на чье-то имущество или совершить преступление]»[48].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если один пообещал другому и имел намерение [непременно] выполнить обещанное, но не смог [по тем или иным не зависящим от него обстоятельствам], то нет греха на нем»[49].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Беру в свидетели Бога и свидетельствую пред Ним! Поистине, ангел Джабраил (Гавриил) сказал мне: «О Мухаммад! Пристрастившийся к спиртному [употребляющий спиртное, впавший в зависимость от него] подобен тому, кто поклоняется идолу»[50].

Зависимость от грешного (курение, спиртное, наркотики, азартные игры и т. п.), пристрастие к нему — очевидное зло по отношению к себе и к другим. Все это знают. Современная наука, например, нейробиология, об этом не просто говорит, а кричит. Но мало кто слышит. Уверовавшему в Бога и истинность миссии Его заключительного посланника не подобает опускаться на столь низкий уровень греха, на столь низкий уровень падения нравов, сравниваемый в хадисе с идолопоклонством, язычеством, что в Исламе считается худшим из грехов[51].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто играет в нарды, тот проявляет непокорность Аллаху (Богу, Господу) и Его посланнику»[52].

Рассказывается, что такие сподвижники Пророка, как Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Абу Муса аль-Аш‘ари, Абу Са‘ид и ‘Аиша относились отрицательно к игре в шахматы. Говорили, что играть в нее нежелательно (макрух). Ибн ‘Умар считал, что шахматы даже хуже, чем нарды. А от имама ‘Али ибн Абу Талиба передаются бескомпромиссные, безапелляционно порицающие высказывания относительно этой игры и играющих в нее. К примеру: «Однажды имам ‘Али проходил мимо группы людей, игравших в шахматы. Увидев их, он воскликнул: «Что это за статуэтки, над которыми вы так усердно работаете (которым вы полностью отдались)?!»

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не останется у человека причин для оправдания (он не сможет найти оправдания) [своему безбожию либо пристрастию к пагубным грехам], когда он достигнет шестидесятилетнего возраста [достигший этого возраста уже не сможет сказать пред Богом в Судный День: «Дал бы Ты мне побольше лет жизни на земле, я бы точно исправился!»]»[53].

Если человек прожил на земле 60 лет, то это уже серьезный аргумент в его пользу либо против него. Если до 60-ти лет человек так и не уверовал в Бога и не стал практиковать религиозные постулаты, оправданий пред Господом он для себя не найдет. Уже много ему было предоставлено возможностей задуматься и дисциплинировать себя, которыми он так и не воспользовался, совсем не воспользовался. Такому попустительству касательно своего будущего нет оправданий!

Если жизнь человека еще продолжается, то, конечно же, до момента смерти он может раскаяться и исправиться, но после 60-ти откладывать этот вопрос на потом просто нельзя! После такого возраста исправлению столь роковой ошибки придется посвятить большую часть сил и времени.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если покорный Господу раб Божий [с юности верующий и благонравный человек] достигнет сорока лет, то Господь [в качестве воздаяния за десятилетия отстраненности от очевидного греха и преступлений дарует ему] облегчение спроса [в Судный День]. Когда этот человек достигнет шестидесятилетнего возраста [очередные два десятка лет оставаясь обязательным и благонравным пред людьми и Богом], Господь дарует ему чувство [постоянной естественной] обращенности к Нему. Если он [этот благонравный и не перестающий совершать на земле благодеяния человек] достигнет семидесятилетнего возраста, его полюбят обитатели небес [ангелы]. Когда он достигнет восьмидесяти, Господь закрепит за ним все [накопленные за многие десятилетия] благодеяния и сотрет грехи [из его личного дела, ведь человек не устал от жизни, от благодарности Творцу, не перестает быть полезным людям]. Когда же ему [этому мужчине или этой женщине] будет уже девяносто лет, Господь простит ему все грехи [ведь он (или она), пусть даже столько лет и был благонравен и благочестив, все же, будучи человеком, мог в чем-то оступиться и согрешить]. Ко всему прочему Он [Творец всего сущего] закрепит за ним право заступиться в Судный День за своих родных. А на небесах напишут: «Божий пленник на земле [то есть близкий к Господу миров человек, все еще продолжающий непростой земной путь, все так же следуя пути благонравия и благочестия]»[54].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ [если человек раскаивается и исправляется] и любит прощение»[55].

«Поистине, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ». Великий имам первых поколений аль-Хасан аль-Басри говорил: «Есть люди, которые обманулись и ослепились всепрощением Творца. Они поняли его превратно, в угоду своим слабостям и вышли из мирской жизни с переполненными «тюками» грехов и преступлений. Если бы они были правдивы (в том, что набожны пред Богом), тогда еще в мирской обители исправили бы свои дела и поступки, удалились бы от очевидных грехов, совершали бы благое и праведное»[56].

«…И любит прощение». Людям порой сложно прощать нанесенные обиды, оскорбления, подлости, обман и предательство. Но текст Корана, Слова Божьего, а также текст Сунны, слова и действия пророка Мухаммада, призывают людей воспитывать в себе это важное качество — умение прощать. Прощать без остатка и без осадка!

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь), когда сотворил все, предписал Себе: поистине, Моя милость побеждает Мой гнев [опережает его, преобладает над ним]»[57].

Дисциплинированно делая от себя зависящее, следует ориентироваться на милость Творца, а не на проявление Его гнева. И важно помнить, что каждое правильное усилие вознаграждается многократно в обоих мирах.

Пророк Мухаммад сказал: «Благородный поступок не ветшает (не исчезает). Грех незабываем [четко фиксируется и будет представлен человеку, совершившему его, в Судный День]. Судья [Владыка Судного Дня, Аллах] не умирает! Делай, что пожелаешь [о человек]! Как поступишь, так тебе и воздастся»[58].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто призывает к верному пути [веры и благочестия, пути благородства и созидания], тому будет Божественное воздание, равное воздаянию тех, кто последовал за ним [последовал его наставлению и примеру; воздаяние за их благородство и благодеяния после становления верующими зачтется им самим, а также запишется в личное дело того, кто наставил их на верный путь], при этом их воздаяния не убудут (не уменьшатся) даже на малость.

Кто же призывает к заблуждению [сводит людей с верного пути и направляет ко греху, бесчестию и безбожию], тот получит грех, равный греху тех, кто последовал за ним [последовал его призыву и примеру][59]. При этом количество их грехов не убудет (не уменьшится) даже на малость»[60].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, у Дьявола может быть нечто общее с человеком, а также — у ангела. Что касается дьявольского, то это обещание зла и неприятие истины. [Человека из дьявольского окружения тянет к злу и преступлениям, он не верит в Бога и называет религию «опиумом для народа», например.] Что же касается ангельского, то это обещание блага и подтверждение истины. [Человеку из ангельского окружения всегда хочется сделать что-то хорошее, полезное для себя и других, он созидателен, верит в Бога и жизнь после смерти.] Кто почувствует это [последнее, ангельское], тот пусть знает, что это от Аллаха (Бога, Господа), и благодарит Его. Кто же почувствует другое [дьявольское], тот путь прибегнет к Богу, удаляясь от проклятого Дьявола [сказав, например, «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоонир-раджиим»]».

После это пророк Мухаммад процитировал [из Корана]: «Сатана обещает вам нищету, и он (Дьявол) настойчиво побуждает вас к греху»[61], [62].

«Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) жил человек по имени Абдулла. А прозвище у него было — Осел [в положительном значении]. Он [часто] смешил посланника Божьего [его поведение вызывало у него смех]. Как-то раз он был наказан за употребление спиртного [после того как оно стало однозначно запретным (харам)]. Однажды его привели и [в очередной раз] наказали [публично]. Кто-то из присутствующих [оскорбительно] высказался [в его адрес]: «Господи, прокляни его! Сколько можно его приводить?!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), услышав это, сказал: «Не проклинайте его! Клянусь Богом, он любит Аллаха (Бога, Господа) и Его посланника [а это говорит об очень многом, как в земной перспективе, так и в вечной]!»[63]

Пророк Мухаммад сказал: «Кто из вас увидит [узнает] что-то скверное (порицаемое, дурное), тот пусть исправит это рукою своей [не отвечая на зло злом, а созидая и действуя, исправляя благими делами, чтобы хорошего и правильного становилось все больше и больше]. Если же он не может [сделать в противовес плохому что-то хорошее своими руками], тогда — языком [не оскорбляя и унижая злодея или оступившегося[64], а говоря то, что приумножит хорошее: отношение, ответственность, вера и уверенность, а не безнадежность]. Если же он и этого не сможет [сделать, то есть ни дел от него хороших не дождешься, ни слов; трудиться и стараться он не привык], тогда – [хотя бы] сердцем, и это – самое слабое проявление веры»[65].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1984, хадис № 6307; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 31, хадис № 1/13. Также см., например: Ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 334; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 203, хадис № 3382, «хасан».

[2] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, Абу Я‘ли и аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 124, хадис № 2025, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1624, хадис № 2344; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 180; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 2. С. 467, 468, хадис № 3, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 10. С. 430.

[3] Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 340; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1535, хадис № 4836; Т. 1. С. 338, хадис № 1130.

[4] См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 89; Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 3. С. 240.

[5] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 346; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Салям, 1996. Т. 2. С. 879; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 504, хадис № 3175, «сахих».

[6] «В День [страшного Суда] горе (беда) постигнет тех, кто не верил в его наступление [информацию об этом считал ложной, выдуманной]. А ведь не верил [в воздаяние] всякий не знающий границ [канонов, морали, порядочности, воспитанности] и заядлый грешник. Когда читались кому-либо из них Наши знамения [строки Священного Писания], он восклицал: «[Все это] притчи минувших веков. [Сказки нам не рассказывайте!]»

Нет же [они абсолютно неправы], их [грешные] дела закрыли [окутали плотной оболочкой, законсервировали] их сердца [а потому они не видят и не желают видеть дальше своего носа]» (Св. Коран, 83:10–14).

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 926, хадис № 3346, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 127, хадис № 2070, «сахих».

[8] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 15. С. 494.

[9] Если же человек промолчит, раскается, исправится и оставит это меж собою и Господом, то в Судный День его ждет проявление милости Творца. После признания своих ошибок наедине с Богом верующий услышит: «Я, — скажет Творец, — сокрыл это [оставил меж Мною и тобою] в мирской обители, и Я [в результате твоего раскаяния] прощаю это тебе сегодня». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1916, хадис № 6070; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 596, хадис № 6070.

Важно отметить, что это не касается тех грехов, которыми верующий задевает честь, наносит боль или ущерб другим, — подобные просто так не будут прощены. Об этом говорится в других достоверных хадисах. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 599.

[10] Хадис от Абу Хурайры, а также от Абу Катады; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Табарани и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1916, хадис № 6069; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 595, хадис № 6069; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч., [б. г.] Т. 9. С. 329, 330, хадис № 52–(2990); аль-Кари ‘А (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 575, хадис № 4831; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 391, хадисы № 6278, 6279, оба «сахих».

[11] Важно и уместно также вспомнить слова из Корана: «Поистине, любящих распространять [слухи о] непристойных поступках в среде верующих [как и вообще людей] ожидает болезненное наказание в мирской обители и в вечной. Аллах (Бог, Господь) знает, а вы не знаете [чем может закончиться сплетничество для невнимательного, небрежного к своей речи]. И если б не милость Аллаха (Бога, Господа) к вам [в том числе и в отсрочке возмездия, вы ведь устами своими совершили, а порой и продолжаете совершать ужасный грех], если б не жалость Его к вам [тогда заслуживаемые вами наказания не заставляли бы себя долго ждать: болезни, болевые ощущения, финансовые потери, крушения, духовное и моральное опустошение]» (Св. Коран, 24:19, 20).

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1042, хадис № 72–(2590).

[13] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1994, хадис № 6339.

[14] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1984, хадис № 6308; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 123, хадис № 6308.

[15] См.: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 2. С. 406, хадис № 640, «хасан»; ас-Самарканди Н. Танбих аль-гафилин [Пробуждение беспечных]. Египет: аль-Иман, 1994. С. 304, хадис № 586, «хасан».

[16] В Исламе приговор о смертной казни преступника выносится только уполномоченным судом. Любой, даже самый «оправданный» самосуд расценивается как преступление и влечет за собой соответствующее наказание.

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 853, хадис № 2766; Т. 4. С. 2139, хадис № 6857; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 325, хадис № 2874, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 17, хадис № 171, «сахих».

[18] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 17, хадис № 172, «сахих».

[19] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 18, хадисы № 179, «сахих» и № 180, «сахих».

[20] Хадис от Абу Зарра, Му‘аза и Анаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 14, хадис № 115; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 582, хадис № 1992, «хасан сахих».

[21] См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 458, хадис № 4250, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 203, хадис № 3385, «хасан».

[22] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 203, хадис № 3386, «хасан».

[23] В кораническом аяте применена усиленная форма слова «кающийся».

[24] Св. Коран, 2:222.

[25] См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 458, хадис № 4252, «сахих».

[26] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, а также от Анаса; св. х. Ибн Наддара. См., например: аль-Муттакы А. (885–975 гг. по хиджре). Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 4. С. 261, хадис № 10428; ат-Табарани С. (260–360 гг. по хиджре). Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 10. С. 150, хадис № 10281; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, [б. г.]. Т. 10. С. 259, хадисы № 20560–20562.

[27] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 762, хадис № 2528; Т. 3. С. 1697, хадис № 5269; Т. 4. С. 2081, хадис № 6664; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 6. С. 200, хадис № 2528 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 106, хадис № 1704, «сахих».

[28] Хадис от Абу Зарра, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и аль-Хакима. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 221, хадис № 2043, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 106, хадис № 1705, «сахих».

[29] Хадис от Савбана; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадис № 4461, «сахих».

[30] Смысл достоверного хадиса-кудси, сообщенного пророком Мухаммадом и переданного Абу Зарром. Приведен в своде хадисов имама Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1079, хадис № 22–(2687); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. [б. г.]. Т. 9. Ч. 17. С. 12, хадис № 22–(2687).

[31] Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 486, хадис № 10/1880; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 979, хадис № 3549, «хасан».

[32] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 458, хадис № 4248, «хасан сахих».

[33] В Коране сказано: «Одежда набожности [когда сторонишься явно запретного и делаешь в меру сил и возможностей обязательное пред Богом и людьми] — наилучшее» (см. Св. Коран, 7:26). Это та одежда, которая сокроет изъяны и недостатки, закроет «наготу», «согреет» и обережет.

[34] Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 114, хадис № 17/111; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1039, хадис № 55–(2577).

[35] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1984, хадис № 6308 (второй из двух); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 123–130, хадис № 6308 и пояснение к нему.

[36] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 458, хадис № 4247, «сахих».

[37] Хадис от Ну‘мана ибн Башира; св. х. Ибн Хиббана и ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 18, хадис № 188, «сахих».

[38] Хадис от ан-Навваса ибн Сим‘ана; св. х. аль-Бухари (филь-адаб), Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1032, хадис № 14–(2553); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 192, хадис № 3197, «сахих».

[39] Хадис от Абу Са‘ляба; св. х. Ахмада. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 192, хадис № 3198, «хасан».

[40] Сюда нельзя относить сигареты, так как их не существовало во времена Пророка. Богословское заключение об их запретности (харам) сформулировано современными мусульманскими учеными на основе научно и экспериментально доказанной степени вреда — постепенное разрушение здоровья и убийство человека.

[41] Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.

[42] Хадис от Анаса и др.; св. х. Ахмада и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 256, 257, хадис № 4211, «сахих».

[43] Следует отметить, что Творец всего сущего, Господь миров ничем не обязан ни одному из миров, сотворенных Им, ни миру людей, ни миру джиннов, ни миру ангелов, ни одному из представителей этих миров, сколь бы набожным и покорным Богу он ни был. Обязательство Творца перед своими творениями, переданное людям через заключительного посланника, пророка Мухаммада, есть величественный жест милости и щедрости Господа и серьезнейшее поощрение-мотивация для Его испытуемых правом выбора в земной обители творений.

[44] Хадис от Му‘аза; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 882, хадис № 2856; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 46, хадис № 49–(30); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 326, хадис № 15/427.

[45] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 326.

[46] «Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представительниц противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]. Это чище (лучше и благонравнее) для них. Господь в полной мере осведомлен о том, что они делают.

Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представителей противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту (чтобы не оголяли свое тело; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин), помимо лишь того, что явно [что трудно скрыть, а также того, что необходимо иметь — элегантность, опрятность, представительность — во внешнем виде, например, на работе]. И пусть набрасывают шаль на грудь (пусть не оставляют открытым вырез на одежде в области груди). Пусть не демонстрируют свою [женскую] красоту, кроме как своим мужьям. [Какие-то части тела в рамках местных традиций или, например, для удобства в домашних условиях могут быть оголены, а голова не покрыта перед родственниками, за которых данная женщина не имеет права выйти замуж. К ним относятся] родные отцы, свекры, родные сыновья либо сыновья мужей, а также родные братья, племянники или прислуживающие женщины. [К числу таковых также относятся] пожилые люди, старики, у которых нет [половой] потребности в женщинах, и малые дети. И пусть не бьют ногами [по земле, бряцая при этом украшениями или стуча каблуками], привлекая тем самым к себе, к своей женской красоте внимание [посторонних мужчин].

Верующие, кайтесь пред Богом, причем все, без исключения [ведь у каждого из вас есть промахи и прегрешения, быть может, и в плане межполовых взаимоотношений, особенно касательно вожделенных взглядов; исправляйтесь, стремитесь к более высокому и чистому]. Возможно [с Божьего на то благословения], вы добьетесь успеха [не только в мирском, но и в вечном]» (Св. Коран, 24:30, 31).

[47] ‘Аурат — те части тела, которые обязательно должны быть прикрыты перед другими.

‘Аурат у мужчин — от пупка до колен включительно. Об этом пишут богословы-ханафиты. Согласно шафиитскому мазхабу колени не входят в область аурата, хотя должны быть хоть частично прикрыты. У женщин к области аурата перед посторонними относится все тело, кроме лица и кистей рук. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 748.

[48] Хадис от ‘Убады ибн ас-Сомита; св. х. Ахмада, Ибн Хиббана, аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 71, хадис № 1095, «сахих».

[49] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 122; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 745, хадис № 2638; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 540, хадис № 4995. Степень достоверности данного хадиса низкая, но со смыслом его богословы соглашались. Среди них и имам аль-‘Аскаляни.

[50] Хадис от имама ‘Али. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 70, хадис № 1074, «сахих».

[51] «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не простит приписывание кого-либо или чего-либо Ему в сотоварищи (вознесение чего-либо на Его Божественный уровень) [и это в том случае, если человек так и ушел из жизни с этим грехом, не раскаявшись и не исправившись]. Все же остальное Он может простить тем, кому пожелает [даже если человек умрет с каким-либо грехом, так и не раскаявшись]. Кто приравнивает кого-то или что-то к Его уровню, тот совершает ужасный (страшный, огромный) грех» (Св. Коран, 4:48).

«Воистину, Аллах (Бог, Господь) не простит многобожия [если человек так и умер с ним, вовремя не раскаявшись], а все остальное Он может простить тем, кому пожелает. Кто возносит на уровень Аллаха (Бога, Господа) кого-либо еще, тот сильно отклонился от верного пути [необычайно далеко ушел от истины]» (Св. Коран, 4:116). С каким бы грехом человек ни ушел из этой жизни, так и не успев раскаяться, Творец может простить его, учитывая благие поступки, устремления этого человека или лишь и только по милости Своей. Исключением является многобожие, язычество. Такой интеллектуально-духовный упадок — неописуемо тяжкий грех.

Успев раскаяться в мирской жизни, человек может претендовать на милость и прощение Господа, не сделав же этого — нет.

[52] Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и Абу Дауда. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 403, хадис № 3762, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 542, хадис № 9007, «сахих».

В другом достоверном хадисе сказано: «Играющий в нарды подобен тому, кто опустил руку свою в мясо свиньи и ее кровь». Хадис от Бурейды; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 928, хадис № 10–(2260); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 403, хадис № 3763, «сахих».

[53] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2017, хадис № 6419; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 14. С. 286–288, хадис № 6419 и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 116, хадис № 1/112 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 74, хадис № 1148, «сахих».

[54] Хадис от ‘Усмана. См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 319.

Похожий хадис есть в своде хадисов имама Ахмада от Анаса ибн Малика. См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 913, хадис № 13312 (13279). Отмечу, что степень достоверности очень низкая. То есть данный хадис может быть применен не для окончательных канонических выводов, а в качестве мудрого наставления, назидания.

[55] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 109, хадис № 1749, «сахих».

[56] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 295.

[57] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 112, хадис № 1788, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 463, хадис № 4295, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 986, хадис № 3194; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1101, хадис № 16–(2751).

[58] Хадис от Абу Куляба; св. х. ‘Абдур-Раззака. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 192, хадис № 3199, «хасан».

[59] В Коране также сказано: «Они [безбожники] непременно будут [с огромным трудом] нести тяжеленные тюки [грехов] вдобавок к их ноше [к их грехам, ведь они не только сами шли путем безбожия, но и других не оставляли в покое, призывая в собратья. Чужих грехов они на себя не взвалят, а лишь приумножат свои.] Нет сомнений в том, что в Судный День их спросят за инсинуации (клевету), что сходила с их уст» (Св. Коран, 29:13).

[60] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1074, № 16–(2674).

[61] Полностью аят звучит так: «Сатана обещает вам нищету (пугает вас нищетой) [чтобы вы никогда не думали о других, а думали лишь о себе; чтобы ничего не делали бескорыстно], и он (Дьявол) настойчиво побуждает вас к греху (повелевает жаждать излишества, погрязать в распутстве, разврате) [пробуждает в вас скупость]. А Аллах (Бог, Господь) обещает вам Свое прощение и милость [поощряя тем самым совершение благих, праведных и хороших поступков]. Он необычайно Широк [в проявлении Своей милости], Он Знающий» (Св. Коран, 2:268).

[62] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 477, хадис № 2988, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 144, хадис № 2384, «сахих».

[63] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2117, хадис № 6780; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 15. С. 89, хадис № 6780 и пояснение к нему.

[64] «Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и [очевидность] Судного Дня, тот пусть говорит благое или молчит [одно из двух]», — призывал пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует). Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1933, хадис № 6138; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 501 хадис № 1/706.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) также сказал: «Верующий не может быть (1) порочащим (поносящим, дискредитирующим), (2) проклинающим, (3) грубым (непристойным, неприличным), (4) ругающимся и похабным». Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Хиббана и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 464, хадис № 7584, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 580, хадис № 1982, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 397, хадис № 1736, «хасан».

[65] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 51, хадис № 78–(49); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 21–25, хадис № 78–(49) и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 170, хадис № 1/186.

Хадисы

Покаяние

Грех

Прелюбодеяние

Просить прощение

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Помни о своей миссии

    Подкаст, в котором Ильдар Аляутдинов цитирует Св. Коран, 33:23, 24 и объясняет, в чем заключается миссия человека. Слушать и скачать можно в статье

    19.11.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Спокойствие и усердие

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 39:53 и говорит о повседневной работе над собой. Слушать и скачать можно в статье

    19.11.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Мигранты. Часть 2

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об отношении к трудностям и объясняет, как важно саморазвиваться. Слушать и скачать можно в статье

    19.11.24

Аят дня

Хадис дня

87:15

Те [преуспеют], кто [помимо того, что уверовал и работает над собою в вопросах морали и нравственности] помнит о Боге (упоминает Господа) [в душе, восхваляет, благодарит устами; это способствует умиротворенности, удерживает от злодеяний, побуждает к благому] и молится [соблюдает религиозную практику, в первую очередь — пять обязательных молитв] (Св

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Помни о своей миссии

    Подкаст, в котором Ильдар Аляутдинов цитирует Св. Коран, 33:23, 24 и объясняет, в чем заключается миссия человека. Слушать и скачать можно в статье

    19.11.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Спокойствие и усердие

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 39:53 и говорит о повседневной работе над собой. Слушать и скачать можно в статье

    19.11.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Мигранты. Часть 2

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об отношении к трудностям и объясняет, как важно саморазвиваться. Слушать и скачать можно в статье

    19.11.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в Soundcloud
umma.ruНасытиться