Хадисы о наставнике

Аудио версия настоящей статьи:

Есть очень поучительный хадис о том, что обращаться за советом, тем более духовного и религиозного характера, следует не столько к человеку набожному (когда внешние атрибуты, походка или серьезное выражение лица говорят о «глубокой набожности»)[1], сколько к грамотному и мудрому.

«Когда-то давно жил на земле человек, который убил [за всю свою жизнь] 99 людей. Однажды [призадумавшись над своими грехами] он стал искать самого умного на земле. Ему указали на монаха-отшельника [человека отрешившегося от мирской активности и суеты, посвятившего себя сугубо религиозному поклонению]. Он пришел к нему и спросил: «[Если] некто убил 99 человек, может ли он раскаяться в содеянном?» Тот ответил: «Нет!» [И этот грешник] его (монаха) убил, пополнив свой список жертв до 100. Затем [через какое-то время, чувствуя душевное беспокойство и ища выход] он [опять стал] искать самого умного на земле [дабы получить мудрое наставление]. Ему указали на ученого человека. Придя к тому, он спросил: «[Если] некто убил 100 человек, может ли он раскаяться в содеянном?» Тот ответил: «Да [конечно же]! Разве есть препятствие между ним и покаянием (раскаянием в совершенном грехе) [сколь бы тяжким грех ни был]?! [Человек, пока жив, может раскаяться в содеянном и исправиться]». [И поняв, что перед ним стоит тот самый грешник, ученый тут же указал ему на путь исправления:] «Отправляйся туда-то, там люди, поклоняющиеся Богу [они не совершают явных и очевидных грехов из трепета пред Богом и желания быть счастливыми в обоих мирах]. Поклоняйся Богу вместе с ними [и перенимай все хорошее[2]]. Не возвращайся на прежнее место, оно — сосредоточение греха!»

[Человек прислушался] и сразу отправился в указанном направлении. Пройдя половину пути, он [скоропостижно] скончался. Спустилось две группы ангелов: ангелы, проявляющие Божественную милость [забирающие души уверовавших в Бога людей], и ангелы, вершащие Божье наказание [забирающие души безбожников и очевидных грешников]. Они начали спорить. Первые сказали: «Он раскаялся и всем сердцем устремился к Богу!» Другие возразили: «Он ничего (!) хорошего не сделал!» В итоге был отправлен ангел, чтобы рассудить их: «Измерьте расстояние между ним и тем местом, откуда он вышел, а также между ним и тем, куда направлялся. К кому [к обитателям какого из селений] он окажется ближе, к тем и относится». Они измерили, и оказалось, что он ближе к тому месту, куда направлялся. Его душу взяли [на небеса] ангелы проявления Божественной милости [забирающие души уверовавших в Бога людей][3]»[4].

Эта поучительная история не оправдывает грех, а наставляет: если одумался, сразу исправляйся и делай все, чтобы больше не возвращаться к злодеянию. А также поучает внимательно относиться к выбору того, у кого намерен брать знания или просить совета.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Спроси у себя (мнения, совета) [постарайся услышать себя, свою интуицию, свой внутренний голос], даже если муфтии [уважаемые люди, имеющее право выносить канонически обоснованное религиозное заключение; также здесь подразумеваются любые мудрые и опытные советчики] сформулируют тебе свое мнение»[5].

Мусульманин (мусульманка) — это не баран и не овца, которые пойдут туда, куда им укажет новоявленный пастух в лице работников СМИ, религиозных авторитетов или политиков. Каждый, считающий себя мусульманином, должен иметь собственное мнение, собственное чутье, основанное на светских и религиозных знаниях, а особенно — на личном опыте. Он советуется с другими, но решение принимает самостоятельно, дабы не оказаться пешкой в чужой игре и не совершить по собственному выбору и желанию то, за что стыдно смотреть людям в глаза, а тем более — отвечать пред Богом в День Суда.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] К сожалению, мы часто ошибаемся, оценивая людей по внешним признакам и атрибутам, а тем более — должностям и титулам. На самом же деле набожность — в сердце, и никто не может измерить ее, кроме Господа миров.

«Набожность вот здесь», — сказал пророк Мухаммад, трижды указав на грудь.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 121, хадис № 32–(2564).

[2] «[Заслуживающие радостной вести — это в том числе те] кто внимательно слушает слово (речь) [находится в постоянном поиске мудрости, наставления, назидания] и следует лучшему [внедряет его в свою повседневную практику, прикладывая интеллектуальные, эмоциональные и физические усилия — а это нелегко]. Они те, кому Господь дал благословение [по итогу их усилий и стараний] следовать верному пути. Они — обладатели разума» (Св. Коран, 39:18).

[3] В своде хадисов имама аль-Бухари хадис завершается словами «и было прощено ему [Господь простил этому грешнику все накопившиеся за жизнь грехи]» См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1079, хадис № 3470.

[4] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 35, хадис № 8/20; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1107, хадис № 46–(2766).

[5] Хадис от Васыбы; св. х. аль-Бухари (фит-тарих). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 66, хадис № 991, «хасан».

Подробные ссылки на все своды хадисов, в которых приводится данный хадис, а также все варианты этого хадиса см.: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 510, 511.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1