Аудио версия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если в подчинении (или под опекой) какого-либо руководителя будут мусульмане [как и представители любых иных взглядов, убеждений и верований] и после смерти его окажется, что он обманывал их [притеснял и ущемлял их права; фальсифицировал ради личной выгоды отчеты компании, например], то для такого человека Аллах (Бог, Господь) запретит вхождение в Рай [ему прямая дорога в Ад за то, что обманывал людей, которые доверяли ему]»[1].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, глубокое почтение (уважение) к Аллаху (Богу, Господу) может быть проявлено [в том числе] через: (1) оказание почтения (уважения) поседевшему мусульманину[2] [именно чувство веры побуждает тебя к этому, ты делаешь это из трепета пред Богом и возвеличивая Его, Господа миров], (2) [оказание почтения (уважения)] носителю Корана [тому, кто знает его наизусть и постоянно повторяет, дабы не забыть, либо тому, кто очень грамотен и профессионален в его чтении, либо тому, кто много работает с его смыслами (тафсирами)], при это он [носитель Корана] не чрезмерен в нем [как в чтении его, так и в понимании и практике его смыслов] и не черств к нему [то есть любит читать Коран в оригинале, а также изучать его смыслы, и получать от этого эмоциональное и интеллектуальное удовольствие, удовлетворение], (3) оказание почтения (уважения) справедливому руководителю (правителю)»[3].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если (1) руководить вами [на уровне, например, общин, префектур, районов, областей или государств, на самых разных уровнях власти, где принимаются важные решения] будут лучшие из вас, а (2) богатые люди из числа вас будут щедры (великодушны) [то есть соучастны в конструктивных, созидательных и полезных для общества преобразованиях], да и к тому же если (3) [социально важные] вопросы будут решаться совещательным путем [то есть демократическим, когда основную массу людей правящие круги слышат и стараются к их мнению прислушиваться], тогда вам лучше жить на земле, а не под землею [покоясь в могилах. То есть у каждого из вас будут все условия созидательно и с пользой для себя и других жить, занимаясь своим делом и через праведные, благородные поступки становясь счастливым в обоих мирах].
Но если (1) править вами будут худшие из вас, а (2) богатые среди вас будут скупы [заботясь лишь о себе], да к тому же если (3) все дела лягут на [хрупкие] плечи женщин [из-за повсеместной безответственности мужчин, когда те перестанут брать на себя ответственность даже за создание полноценной семьи и рождение в ней детей, а также из-за распространения пьянства, наркомании, игромании и т. п.], тогда лучше оказаться под землей, нежели на земле. [Конечно же, вам нужно будет делать от вас зависящее, ведь в Судный День вам отвечать за свои дела и поступки, за реакции на происходящее вокруг, но описанное в трех пунктах положение дел усложнит вам жизнь, хотя, если постараетесь и не падете духом, — поднимет вас на более высокие уровни в райской обители, в вечности]»[4].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Когда Всевышний желает тому или иному народу блага, то Он (1) дарует власть над его людьми тем из их числа, кто мудр[5], (2) судейство — ученым мужам, (3) а богатства — тем из них, кто щедр [и проявит это качество для позитивного развития общества и его процветания]. В противном же случае Господь (1) ставит во главе народа глупцов, (2) судейство передает в руки невежд, (3) а богатства — в распоряжение жадных и скупых людей»[6].
После этих слов на ум приходит широко известное высказывание о том, что «люди получают тех правителей, которых заслуживают»[7].
ﷺ
Как-то в Медине Пророк зашел в дом, где собралось много знатных людей, сидя что-то обсуждавших. Увидев Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует), каждый из них поспешил потесниться и освободить место, чтобы он сел именно рядом с ним. Мухаммад остановился в дверях и, взявшись за створки двери, сказал: «Главы племен! На вас огромная ответственность. Ведь руководители правят и сохраняют свою власть, пока выполняются три условия: (1) когда будут взывать к ним о милосердии, они проявят его, (2) вынося приговор, будут справедливы, (3) а подписывая какие-либо соглашения, будут обязательны в их выполнении. Если же эти условия правитель не соблюдает, то на нем проклятие Господа, ангелов и всех людей»[8].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «У каждого из Божьих пророков, а также у каждого из правителей [руководителей высокого ранга, имеющих право принимать ответственные решения] было [у пророков — было, а вот у правителей — было, есть и будет] ближайшее окружение двух категорий: первые побуждают и подталкивают [своего руководителя] к благому и правильному, а вторые — к злому и скверному. В полной мере защищенным [от зла] будет тот, кого защитит Аллах (Бог, Господь). [То есть не подпадать под скверное влияние окружения крайне сложно, особенно, когда ты богат и влиятелен.]»[9].
Проницательность, ум, жизненный опыт и свет веры (духовность) в значительной степени помогают человеку чувствовать людей и вести себя осторожно, где того требуют обстоятельства, а порой настороженно, уповая при этом на Бога, Господа миров.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Четверо [четыре категории людей] ненавистны Аллаху (Богу, Господу): (1) часто клянущийся Богом торговец [умело использующий клятвенные формулы, старающийся играть на религиозных чувствах людей], (2) горделивый (высокомерный, надменный) бедняк [кичащийся бедственным положением собственных дел и испытывающий неприязнь к богатым, вместо того, чтобы быть благодарным за имеющееся и целеустремленно стремиться к большему, не стесняясь перенимать опыт других], (3) прелюбодействующий шейх [тот, кому сорок лет и больше], а также (4) руководитель-тиран [любого уровня и ранга]»[10].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) даст возможность тирану (злодею) проявить себя в полной мере (может даровать ему долгую жизнь). А когда наступит срок наказания (возмездия), избежать его у него не будет ни малейшего шанса»[11].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если услышишь человека, говорящего «люди погибли» [то есть что все люди воры, негодяи, злодеи или что все плохо, просвета нет], то он — тот, у кого [в итоге] будет худшее положение дел [такой анализ жизни и всего происходящего в ней его самого и погубит]»[12].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) настоятельно подчеркивал: «Они (невольные, оказавшиеся в рабстве или рожденные в нем) — братья ваши. Аллах (Бог, Господь) пожелал, чтобы они оказались под вашим управлением. Если у кого-то есть раб (невольный), то пусть кормит его из того, что сам ест, одевает из того, что сам надевает; и не обременяйте их непосильным трудом. Если дадите им трудное (тяжелое) поручение, тогда и сами помогайте им!»[13].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если ученый оказался прав [пред Господом], делая иджтихад (усердно и квалифицированно изучая вопрос, а после вынося решение, богословское заключение), он получает [за свои старания и верность богословского заключения] две степени вознаграждения; если же богослов выполнил все от него зависящее (в вопросе иджтихада и сделанного по его результату вывода), но ошибся, то он получает [пред Господом] одну степень вознаграждения [за свои старания]»[14].
Другой смысловой вариант перевода данного хадиса звучит так: «Если судья (руководитель) [то есть всякий, кто имеет право выносить важные, касающиеся других людей решения] постарался [разобраться в вопросе, вник в проблему, понял ее, обладает знаниями для ее разрешения] и вынес верное решение, то ему двукратное воздаяние [от Господа]. А в случае, когда он постарался сделать все от него зависящее, но ошибся [вынося окончательное решение, при этом не зная о своей ошибке, не осознавая ее], то ему [за старания] — однократное воздаяние».
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кому Аллах (Бог, Господь) желает блага, тому дает понимание (фикх) в религии»[15].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) — вместе с судьей [с теми, кому официально дано право выносить судебные решения] до того момента, пока тот [преднамеренно] не притеснит [оказавшегося под следствием, чью судьбу решает судебный приговор]. И если [преднамеренно] притеснит [посадит, например, в тюрьму невиновного], тогда Аллах (Бог, Господь) отстранится от него [от этого судьи]. Его попутчиком [по жизни] станет Дьявол (Сатана)»[16].
Не важно, какой судья, в соответствии с какими законами он судит, важна справедливость[17].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Наказания отменяются (аннулируются) сомнениями [в причастности обвиняемого к данному преступлению]»[18].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Насколько это возможно, старайтесь избегать вынесения предписанных [Кораном и Сунной строгих] наказаний[19]. Если вы найдете для мусульманина [как и для представителя другой религии или безбожника, заслуживающих конкретного наказания за совершенное преступление][20] выход, то освободите ему путь [без исполнения строгого, предписанного мусульманскими канонами либо местным уголовным правом наказания. При любой даже малой возможности смягчайте наказание. Цель — не в исполнении наказания, а в том, чтобы человек осознал свой грех, одумался, а также — в защите общества от преступных посягательств и притеснений.] Поистине, для судьи [намного] наилучшим [пред Богом, Господом миров] является ошибиться в прощении [когда принимается во внимание то, что смягчает степень строгости наказания], нежели в вынесении наказания [когда утверждается высшая мера]»[21].
ﷺ
Есть известное предание (хадис) о разговоре пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) со своим сподвижником Му‘азом, назначенным судьей в Йемен: «На основании чего ты будешь судить, если возникнут вопросы?» — спросил Пророк. — «По Писанию Аллаха», — отвечал Му‘аз. — «А если не найдешь [там ответа]?» — снова поинтересовался Пророк. — «По Сунне посланника Божьего», — ответил Му‘аз. — «А если и там не найдешь [ответа]?» — вопрошал Пророк. — «Тогда буду судить по своему мнению, не жалея сил на поиск верного решения[22]«, — был ответ. — «Хвала Аллаху, наставившему тебя на угодный Ему путь!» — воскликнул Пророк[23].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наилучшие из моих последователей — это те, из числа которых я был избран, затем те, кто следует за ними [ат-таби‘ун], а затем — следующие [атба‘у ат-таби‘ин]. После этих [трех поколений] появятся те, кто любит полноту (тучность) [малоподвижны, инертны; много и беспорядочно едят] и свидетельствуют до того, как их попросят об этом [говорят много пустого, бесполезного, болтают, наговаривают]»[24].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) молил Бога: «Господи, если под чьим-либо управлением (руководством) окажутся какие-либо дела моих последователей [от этих управленцев и руководителей будут зависеть дела и перспективы моих последователей], и он будет создавать им проблемы (трудности) [намеренно несправедливо относиться к ним], тому [управленцу или руководителю], Господи, создай проблемы (трудности).
А к тому, под чьим управлением окажутся какие-либо дела моих последователей [их дела и перспективы будут зависеть от его решения, от его слова или рекомендации], и он будет добр к ним [справедлив и великодушен], то и Ты, Господи, будь к нему добр [независимо от того, кто он, прояви к нему милость Свою и Божественную доброту]!»[25].
На основе этого и многих других аятов и хадисов было сформулировано важное богословское правило: «Аль-джаза’ мин джинсиль-‘амяль», то есть воздаяние [как плохое, так и хорошее; как на этой земле, так и после смерти в вечности] зависит от сути совершенного человеком поступка.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2234, хадис № 7151.
[2] Здесь не подразумевается, что пожилой немусульманин не заслуживает уважения и почтения. Безусловно, любой пожилой человек должен вызывать у более младшего по возрасту верующего чувство уважения, но в приоритете именно пожилой мусульманин, который постарел, практикуя обязательное пред Богом в меру сил и возможностей, и всегда сторонился очевидно запретного (сквернословие, клевета, алкоголь, сигареты, прелюбодеяние и т. п.).
[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 526, хадис № 4843, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 149, хадис № 2469, «хасан».
[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 656, хадис № 2271; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 57, хадис № 825.
[5] В другом риваяте сказано: «…тем из их числа, кто кроток и терпелив».
[6] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 30, хадис № 391, «да‘иф»; аль-Газали М. (наш современник). Хулюк аль-муслим [Нравственность мусульманина]. Дамаск: аль-Калям, 1998. С. 33. Степень достоверности хадиса низкая.
[7] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 398, хадис № 6406, «да‘иф».
[8] Св. х. ат-Табарани. См.: аль-Газали М. (наш современник). Хулюк аль-муслим. С. 33.
[9] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, аль-Байхакы, ан-Насаи и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2251, хадис № 7198; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 234, хадис № 7198; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 14. С. 72, хадис № 6192, «сахих».
[10] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи и др. См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 277, хадис № 2576, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 63, хадис № 932, «сахих».
[11] Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1442, хадис № 4686; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 112, хадис № 1800, «сахих».
[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Малика, Ахмада, аль-Бухари (филь-адаб), Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1053, хадис № 139–(2623); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 175, хадис № 139–(2623) и комментарий к нему; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 13. С. 74, хадис № 5762, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 48, хадис № 687, «сахих».
[13] Св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 34, хадис № 30; Т. 2. С. 766, хадис № 2545; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 684, хадис № 38–(1661); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 71, 72.
[14] Хадис от ‘Амру ибн аль-‘Аса, Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2292, хадис № 7352; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 393, хадис № 7352; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 40, хадис № 565, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 257; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 418.
[15] Хадис от Абу Хурайры в св. х. Ибн Маджа; от Ибн ‘Аббаса в св. х. ат-Тирмизи и Ахмада; от Му‘авия в св. х. аль-Бухари, Муслима и Ахмада. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 546, хадис № 9103.
[16] Хадис от Ибн Абу Авфа; св. х. ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 410, хадис № 1334, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 89, хадис № 1446, «сахих»; С. 112, хадис № 1804, «сахих».
[17] Подробнее об этом читайте в моей книге «Как увидеть Рай?» («Кто не судит по законам Аллаха…») или на сайте umma.ru.
[18] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 25, хадис № 314, а также хадис № 313, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 194; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 11. С. 82.
Ср.: «Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть» (Числ. 35:30).
[19] Например, воровство (см. Св. Коран, 5:38, 39), прелюбодеяние (см. Св. Коран, 24:2), клевета, порочащая честь женщины или мужчины (см. Св. Коран, 24:4, 5).
Напомню, что Коран и Сунна на первое место по важности и приоритетности ставят прощение, но люди, влекомые человеческой кровожадностью, причем даже те, кто заявляет, что «судит по законам Божьим», обычно этого не слышат, глухи, немы, слепы. Этим грешат и иудеи, и христиане, и мусульмане, включая и светские судебные институты. Напомню лишь один коранический аят из той же 24-й суры: «[Верующие!] Прощайте, милуйте [не отвечайте на плохое плохим, не питайте злобы к тому, кто обидел вас, оскорбил, оклеветал, кто совершил по отношению к вам преступление]! Разве вы не желаете того, чтобы Аллах (Бог, Господь) [таким же образом] простил вам ваши прегрешения [как вы простите тех, кто был к вам несправедлив, груб или преступен]?! А ведь Он — Всепрощающ и Всемилостив [а потому и вам следовало бы иметь хоть малость подобных качеств в сердце и поступках]» (см. Св. Коран, 24:22).
[20] Если говорить о мусульманских канонах, то выносить решение о наказании могут лишь официальные государственные судебные органы. Самосуд в Исламе категорически запрещен и рассматривается как преступление.
[21] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Абу Шейбы, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 25, хадис № 313, «сахих».
[22] Дословно «…аджтахиду ра’йи ва ля аалю».
[23] См.: аз-Зухайли В. Усуль аль-фикх аль-ислами [Основы исламского права]. В 2 т. Дамаск: аль-Фикр, 1986. Т. 1. С. 624, 625.
[24] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1024, хадис № 213–(2534); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 247, хадис № 4053, «сахих».
[25] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Муслима аль-Байхакы и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 763, хадис № 19–(1828); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 468, хадис 3/655; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 90, хадис № 1464, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 2. С. 313, хадис № 553, «сахих».