Аудио версия настоящей статьи:
Абу Са‘идом аль-Худри передаются следующие слова Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует): «Если кто-то из вас молится, то пусть [рядом находящиеся или он сам] не позволяют кому-либо проходить [в непосредственной близи] перед ним»[1]. Богословы говорят, что данное положение относится к имаму-предстоятелю, за которым молятся люди, и к тому, кто молится в одиночку[2]. Это уточнение было дано на основе повествования Ибн ‘Аббаса, где он говорит, что прошел перед несколькими молившимися за Пророком и стоящими в ряд людьми и никто по завершении молитвы-намаза его за это не упрекнул[3].
ﷺ
В своде Абу Дауда, в разделе «Преграда имама является преградой стоящих за ним», приводится хадис о том, что «однажды Пророку во время совершения молитвы вместе со стоящими за ним людьми пришлось вплотную встать к стене, в направлении которой он молился, во избежание прохождения перед ним теленка, прошедшего в итоге позади него[4]. Имам аль-‘Айни приводит комментарий: «Прохождение перед молящимся нежелательно (макрух), если (1) он является имамом, за которым молятся прихожане, (2) если он одиночно молящийся или (3) молящийся перед преградой. Что же касается стоящих за имамом, то прохождение перед ними не страшно. По всему упомянутому мнение богословов едино»[5].
ﷺ
Относительно проходящего в непосредственной близи[6] перед молящимся, совершающим молитву-намаз, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если бы знал проходящий перед молящимся, что его ждет [то есть сколь грешно проходить перед совершающим молитву-намаз], то посчитал бы лучшим простоять сорок[7] [в ожидании], нежели пройти перед ним»[8]. В то же время следует отметить, что на саму молитву-намаз, ее полноценность пред Всевышним и принятие прохождение человека перед молящимся не влияет. Соглашусь, что молящегося это отвлекает, теряется соответствующий настрой, когда кто-то старается пройти перед ним либо проходит, но подчеркну — каноническая необходимость в перечитывании молитвы-намаза отсутствует[9].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Полный вариант хадиса см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 172, хадис № 509; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 765, хадис № 509; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 7, хадис № 880; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. Ч. 1. С. 162, хадис № 222. Похожий хадис от Ибн ‘Умара приведен в св. х. Ахмада, Муслима и Ибн Маджа. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 7, хадис № 879.
[2] См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 2. С. 106; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 5.
[3] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 169, хадис № 493; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 751, хадис № 493; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 4. С. 404, хадис № 493; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 16, хадис № 891.
[4] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 97, хадис № 708, «хасан сахих».
[5] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 2. С. 17; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 2. С. 106.
[6] На той части ковра перед ним, на которую он опускается во время совершения земного поклона. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 769.
[7] Сорок дней, месяцев или лет — в самом тексте хадиса не уточняется. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 173.
[8] Св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 172, хадис № 510; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 768, хадис № 510; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 8, 9, хадис № 881; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламия, 2001. Т. 1. С. 189, хадис № 276. Подробное пояснение по обоим хадисам и комментарии ученых см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 765–771
[9] Так считает основная часть ученых, большинство (джумхур). Подробнее см., например: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 1. С. 164, 165; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 13.