Логотип umma.ru и переход на главную страницуВебинар "Быть и оставаться богатым мусульманином и мусульманкой"
Login icon

Войти

Вебинар "Быть и оставаться богатым мусульманином и мусульманкой"

Меню

Аудио статья

Хадисы о прохождении перед молящимся

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Абу Са‘идом аль-Худри передаются следующие слова Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует): «Если кто-то из вас молится, то пусть [рядом находящиеся или он сам] не позволяют кому-либо проходить [в непосредственной близи] перед ним»[1]. Богословы говорят, что данное положение относится к имаму-предстоятелю, за которым молятся люди, и к тому, кто молится в одиночку[2]. Это уточнение было дано на основе повествования Ибн ‘Аббаса, где он говорит, что прошел перед несколькими молившимися за Пророком и стоящими в ряд людьми и никто по завершении молитвы-намаза его за это не упрекнул[3].

В своде Абу Дауда, в разделе «Преграда имама является преградой стоящих за ним», приводится хадис о том, что «однажды Пророку во время совершения молитвы вместе со стоящими за ним людьми пришлось вплотную встать к стене, в направлении которой он молился, во избежание прохождения перед ним теленка, прошедшего в итоге позади него[4]. Имам аль-‘Айни приводит комментарий: «Прохождение перед молящимся нежелательно (макрух), если (1) он является имамом, за которым молятся прихожане, (2) если он одиночно молящийся или (3) молящийся перед преградой. Что же касается стоящих за имамом, то прохождение перед ними не страшно. По всему упомянутому мнение богословов едино»[5].

Относительно проходящего в непосредственной близи[6] перед молящимся, совершающим молитву-намаз, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если бы знал проходящий перед молящимся, что его ждет [то есть сколь грешно проходить перед совершающим молитву-намаз], то посчитал бы лучшим простоять сорок[7] [в ожидании], нежели пройти перед ним»[8]. В то же время следует отметить, что на саму молитву-намаз, ее полноценность пред Всевышним и принятие прохождение человека перед молящимся не влияет. Соглашусь, что молящегося это отвлекает, теряется соответствующий настрой, когда кто-то старается пройти перед ним либо проходит, но подчеркну — каноническая необходимость в перечитывании молитвы-намаза отсутствует[9].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Полный вариант хадиса см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 172, хадис № 509; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 765, хадис № 509; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 7, хадис № 880; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. Ч. 1. С. 162, хадис № 222. Похожий хадис от Ибн ‘Умара приведен в св. х. Ахмада, Муслима и Ибн Маджа. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 7, хадис № 879. [2] См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 2. С. 106; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 5. [3] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 169, хадис № 493; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 751, хадис № 493; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 4. С. 404, хадис № 493; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 16, хадис № 891. [4]  См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 97, хадис № 708, «хасан сахих». [5] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 2. С. 17; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 2. С. 106. [6] На той части ковра перед ним, на которую он опускается во время совершения земного поклона. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 769. [7] Сорок дней, месяцев или лет — в самом тексте хадиса не уточняется. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 173. [8] Св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 172, хадис № 510; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 768, хадис № 510; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 8, 9, хадис № 881; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламия, 2001. Т. 1. С. 189, хадис № 276. Подробное пояснение по обоим хадисам и комментарии ученых см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 765–771 [9] Так считает основная часть ученых, большинство (джумхур). Подробнее см., например: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 1. С. 164, 165; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 13.  

Хадисы

Намаз

Сутра

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:0

Или же [происходящее с ними, не определившимися и двуличными по своей сути, возможно, некоторыми из них] можно уподобить следующему: [ночь], с неба льет проливной дождь, кругом кромешная тьма, грохочет гром и сверкает молния. Страшась смерти от раскатов грома или ударов молнии они [стараясь не слышать душераздирающего грохотанья] пальцами затыкают свои уши [надеясь, что тем самым избегут беды, катастрофы]. Но в полной власти Аллаха (Бога, Господа) находятся [не только верующие, а и все без исключения] неверующие (безбожники) [потому, как бы ни затыкали уши, им не уйти от заслуженного. Следует, пока жив, прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу и к предупреждениям, наставлениям, предприняв нечто более эффективное и перспективное, нежели беруши в уши и шоры на глаза]. Молния вот-вот ослепит их. [Столь она ярка в этой темноте!] Всякий раз, как небосклон освещается ее блеском, они начинают двигаться. [Та или иная ослепительная истина, очевидное знамение помогают им на время прозреть.] Но как только возвращается тьма [обстоятельств и суеты], они останавливаются [в своем духовном и личностном росте]. Если бы Аллах (Бог, Господь) пожелал, то лишил бы их и слуха, и зрения [привел в непригодность основные системы навигации движения по жизни, которые нужны не только для того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор]. Воистину, возможности Господа абсолютно ничем не ограничены [а потому не стоит отгораживаться от проблем затыканием ушей и успокаивать себя кратковременными духовными вспышками] (Св. Коран, 2:19, 20).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Вебинар "Быть и оставаться богатым мусульманином и мусульманкой"

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic