Хадисы про боль, недуги и неприятности

Аудио версия настоящей статьи:

«Я восхищаюсь му’мином[1] (верующим): что бы ни произошло с ним, это ему лишь во благо [любая неприятность — не говоря уже о трагедиях и несчастьях — воспринимается им благоразумно, трезво и сдержанно, а потому непременно оборачивается для него благом мирским либо вечным]», — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует)[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Удивительно положение верующего: любое [Богом данное] обстоятельство идет ему на пользу. И такое [отношение к происходящему] дано лишь ему. Если к нему приходит радость (успех), он благодарен [Господу, не связывает это напрямую с самим собою, не занимается самолюбованием, а старается должным образом понять, применить, приумножить, трансформировать]. И это — лучшее для него. А если возникает трудность (горе, несчастье), он проявляет терпение [делая все от него зависящее], и это — лучшее для него»[3].

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Верующий всегда ждет от Аллаха (Бога, Господа) только блага: молит Его о помощи в беде (в трудную минуту) и благодарит Его в радости (в моменты радости)»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Лучшими проявлениями веры [в Бога и истинность миссии заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада] являются терпение (выносливость, стойкость) и великодушие[5] (снисходительность[6][7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина [человека, обладающего хотя бы малостью веры и покорного Богу хотя бы в чем-то незначительном], будь то (1) тяжелый труд (изнурительная, изматывающая работа; тягость, утомление, страдание), (2) недуг (к примеру, продолжительная болезнь), (3) забота (тревога, беспокойство), (4) печаль, грусть, (5) боль (страдания, причиняемые кем-то, обиды, неприятности; нанесенный ущерб, вред), (6) скорбь или (7) будь то даже уколовшая его [случайно] игла — посредством всего этого Всевышний прощает ему проступки (грехи)»[8].

Когда человек на деле осознает, что и через незначительную боль Господь миров снимает с него тяжесть грехов, промахов, недоработок, (1) появляется ощущение душевной легкости в момент столкновения с чем-то неприятным; (2) игнорируются отрицательные эмоции и чувства, к примеру озлобленность на другого, дабы не пускали они в душе человеческой свои всепроникающие корни, не питались душевной энергией; (3) мысленно ожидается Божественное благословение и воздаяние, что, несомненно, придает сил и уверенности в завтрашнем дне, земном и вечном. Терпеливо пройти сквозь трудности — вознаграждаемо пред Богом, а если быть при этом еще и довольным, счастливым, несмотря ни на что, — это еще лучше и много более вознаграждаемо[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) проводит верующего через испытание болезнью (недомоганием, слабостью, худобой), пока не простятся ему [данному человеку] все его грехи»[10].

Одно — когда мы болеем и жалуемся, ищем виноватых и страдаем, другое — когда делаем выводы, меняем что-то в жизни ради оздоровления организма, восстанавливаем силы духа и тела, и при этом от первого момента появления боли и до выздоровления довольны, жизнерадостны и благодарны Господу миров. Это диаметрально разное отношение к одному и тому же, ведущее к абсолютно разным результатам в перспективе земной и вечной.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Верующий, находящийся среди людей и терпеливо относящийся к боли, которую они ему наносят [морально, психологически, физически], лучше и благостнее того, кто избегает людей и нетерпим к их действиям»[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Когда какая-либо боль[12] в форме болезни (недуга) или чего-либо другого постигает (поражает, ранит) мусульманина [пусть даже мало-мальски верующего и практикующего каноны], тогда Господь непременно посредством этого снимает с него грехи [прощает их ему, если человек относится к этому спокойно, терпеливо и без возмущения, недовольства]. И это [прощение грехов] подобно тому, как опадают листья с дерева»[13].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Сколько бы неприятностей (бед и несчастий) ни было у верующего, он [при спокойном отношении и стойком преодолении их] придет в итоге к тому, что к моменту смерти будет абсолютно чистым от грехов. [Терпеливое и неустрашимое, без жалоб и отчаяния движение вперед по жизненному пути в результате искупит все грехи пред Богом]. А вот лицемер [как и безбожник, атеист, то есть тот, кто не является носителем веры и ее света в своем сердце, а если и практикует что-то временами, то лишь в угоду другим] подобен ослу: когда его привязывают [проблемами, потерями и болезнями, тормозящими его рост и успешность], не понимает — зачем; когда же отпускают [мол, иди вперед, созидай, достигай, приобретай], не понимает — куда»[14].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «[Проявляйте] терпение [сохраняя спокойствие, уравновешенность и благоразумие] в момент первого удара [именно когда больнее всего]»[15].

Когда что-то неприятное или трагичное постигает человека, он обычно реагирует на это крайне эмоционально — ругается, кричит, плачет, проклинает… Это может порушить как человеческие отношения, так и то, что человек строил, возможно, на протяжении многих лет[16]. Важно услышать и старательно применять это наставление пророка Мухаммада.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) подвергает испытанию человека в том, что дает ему [предоставляет на временное хранение, в пользование из материальных благ]. Если человек доволен происходящим [не жалуется, не плачется, не страдает, а принимает потерю или затруднение, соглашается и активизируется, мобилизуется, ищет пути решения либо просто успокаивается, когда ничего уже не поделать], тогда Господь закладывает в этом Божью благодать (баракят) и увеличивает [в качестве, количестве].

Если же человек проявляет недовольство [жалуется, сокрушается], Божья благодать не закладывается в этом, и он получает лишь то, что определено для него [изначально, не более того]»[17].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если жалуешься на боль [в той или иной части тела], тогда положи на это место свою руку и скажи: «Бисмил-ля, а‘узу би ‘иззатил-ля ва кудратихь мин шарри ма аджиду мин ваджа‘и хаза (С именем Аллаха (Бога, Господа), я удаляюсь посредством величия Господа и Его всесилия от зла той боли, которую чувствую)». Затем [через некоторое время] подними руку. И все это проделай нечетное число раз»[18].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если Аллах (Бог, Господь) желает человеку блага, то наказывает его за проступки (грехи) уже в этой жизни [через все, что причиняет человеку боль]. Если же желает зла [в результате упрямого упорствования человека в неверии и безбожии], тогда оставляет это на Судный День [для вынесения убедительного вердикта, который всесторонне обоснован грехами и преступлениями данного человека, главным и решающим из которых явилось безбожие и отрицание основ веры]»[19].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если Аллах (Бог, Господь) желает [верующему] человеку блага, тогда [временами] проводит его сквозь трудности [подвергает тому, что может оказаться болезненным и неприятным для души или тела, но в состоянии укрепить в человеке веру и сделать его сильнее во всех отношениях, мудрее]»[20],[21].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, [тот или иной] человек имеет определенное положение (степень) пред Аллахом (Богом, Господом). И [если] он не достигает его (ее) [по той или иной причине] делами своими [например, из-за неорганизованности, лени], тогда Господь начинает ниспосылать ему то, что неприятно (нежеланно, нелюбимо, ненавистно), проводя его через своего рода испытания, и это до тех пор, пока не будет он поднят на данный уровень (на эту степень) [определенную для него Богом, Божьей милостью и щедростью]»[22].

От двух известных сподвижников пророка Мухаммада, Абу Хурайры и Ибн Мас‘уда, передаются следующие поучительные слова: «Если Аллах (Бог, Господь) любит человека, то проводит его через испытания [дает ему почувствовать боль, страдание, тяжесть поражения]. [Для чего?] Дабы услышать его молитву (просьбу)[23] [не жалобу или недовольство, как это обычно бывает, а именно чувство глубокой осознанной покорности Творцу, когда человек соглашается со случившимися событиями, обстоятельствами, сохраняет стойкость духа, чувствует непоколебимость веры, уверенность в Божьей милости и включает программу «поиск» — в чем следует измениться[24], чтобы благополучно пройти этот сложный этап и подняться на новый уровень[25], стать умнее, сильнее, набожнее и богаче]»[26].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, величие воздаяния (вознаграждения) [пред Богом] соразмерно величию испытания (беды, несчастья). И воистину, если Аллах (Бог, Господь) любит людей, то проводит их через испытания [на их жизненном пути периодически появляются неприятности, тупики, трудности; недруги, недоброжелатели, завистники]. Кто примет это (будет доволен происходящим) [согласится с возникающими перед ним препятствиями и смело, с чувством довольства в душе станет преодолевать их, превращаясь во все более сильную, опытную, умную и богатую личность], тем Аллах (Бог, Господь) будет доволен [щедро одарит его в обоих мирах великолепием результатов, изобилием прекрасного и всем необходимым]. Кто же [сталкиваясь с жизненными трудностями и испытаниями] проявит недовольство (негодование), тот и от Бога получит подобное [проблемы его никуда не денутся, а лишь станут более тягостными и неприятными, причем такой печальный результат будет сопровождать его в обоих мирах — в земной обители и в вечной]»[27].

Первое, что хотелось бы подчеркнуть: хадис не учит терпеть бездельничая. Проводя параллели с другими достоверными хадисами, понятно, что в нем говорится о душевном спокойствии, об удовлетворенности имеющимся положением дел и о целенаправленных сверхусилиях, открывающих перед человеком ранее невообразимые им возможности, новые уровни земного и вечного изобилия.

И второе, на что я хотел бы обратить внимание в контексте приведенного хадиса, — соглашаться с предоставленным нам Богом и извлекать из этого максимум земных и вечных дивидендов. Никого не винить, а смело идти жизненным обстоятельствам навстречу с улыбкой в душе и на устах.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) оповестил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) сказал[28]: «Если Я подвергну раба Своего [кого-либо из людей, в ком есть хоть немного веры] испытанию посредством глаз его [то есть он будет лишен зрения с рождения либо лишится его в зрелом возрасте], и он [данный человек, не станет корить судьбу и кого-либо винить в этом, а сделает все от него зависящее для обустройства благополучной земной жизни, для становления счастливым еще в земном и полезным для других, будет доволен всем тем бесценным, что имеет помимо зрения, и] проявит терпение, то Я [продолжает Господь миров] компенсирую ему [этот физический изъян] пребыванием в Раю [в обители вечного блаженства после Судного Дня]»[29].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если кого-то постигла беда, то пусть скажет: «Мы принадлежим Аллаху (Богу, Господу) и, поистине, вернемся к Нему [все в этой жизни временно]. О Господи, прошу Тебя вознаградить меня [воздать Божьей милостью и щедростью в обоих мирах] за правильное отношение к беде (я доволен происходящим). Через нее дай мне нечто большее (нечто лучшее, прекрасное)»[30].

Важен изначально правильный настрой, отношение и терпеливое преодоление с ожиданием от Бога чудесных подарков и щедрых воздаяний в обоих мирах.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, счастлив тот, кого [с Божьей помощью и с Божественного на то благословения] обойдут искушения (соблазны; смуты; безумие и заблуждение)». Он повторил это трижды.

И после добавил: «Кто же будет испытуем этим [находясь в гуще событий, ведя активный образ жизни и беря на себя ответственность за эффективность и полезность собственной жизни, за свою семью, за близких или общество в целом, а не затворившись в безлюдной пещере либо живя на необитаемом острове] и проявит терпение [умело преодолевая соблазны, искушения, смуты и безумие в окружающем его мире, сдержит себя от совершения очевидного греха; сможет контролировать свои желания, хотения, сколь бы сильным ни был соблазн; кто достойно пройдет через периоды смут, безумия и «обоснованных» посягательств на чужое], то это — лучшее [то есть является тем, чего следует желать и хотеть[31]. Такие люди смогут быть по-настоящему счастливыми и добьются очень многого в обоих мирах!]»[32].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Мои последователи окружены Божьей милостью [в обоих мирах, в земной обители и в вечной]. Их не постигнут муки (страдания) в вечности. Их муки (страдания) — на этой земле (в земной обители): смуты, землетрясения, убийства и беды [пройти через которые им следует терпеливо, достойно, с наилучшей перспективой в обоих мирах]»[33].

Да, люди вообще и верующие из их числа в частности, живя в земной обители, будут проходить через лишения и невзгоды. Возможно, у верующих их будет больше, но они в свое отношение, реакцию, в ответные действия должны вкладывать смысл, открывающий перед ними прекрасные перспективы в земной обители и в вечной.

По неграмотности некоторым нравится истязать себя «ради Аллаха», раздувать мелочи до размеров огромных лишений и трудностей и т. п. А потому считаю уместным напомнить, что, с точки зрения мусульманских ценностей и осмысления жизни, притягивать к себе проблемы, вызывать их на себя считается неверным[34].

Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад, сказал: «Если мусульманина (покорного Творцу человека) постигает болезнь, ограничивающая его физические возможности [например, из-за температуры он прикован на несколько дней к постели или из-за перелома ноги ограничен в подвижности на несколько недель], тогда Господь поручает ангелам-писарям: «Пока он будет в Моих «оковах», пишите ему за каждый прожитый день и прожитую ночь столько благого, сколько было совершаемо им обычно в период здравия»[35].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) привел следующее сравнение: «Состояние, когда верующий испытывает недомогание [в теле, приносящее ему дискомфорт, доставляющее боль, страдание, муки], можно уподобить тому, когда кусок железа кладут в огонь. Все плохое [под воздействием огня и высоких температур] сходит и остается только хорошее [то есть разумное и терпеливое преодоление боли ведет к всестороннему очищению, оздоровлению]»[36].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если человек [верующий] заболеет или отправится в путь [что нарушит его привычный распорядок дня, резко повлияет на его созидательную активность и обязательность пред Богом и обществом], Аллах (Бог, Господь) запишет [в его личное дело, повелев ангелам-писарям] то же вознаграждение [за созидательную активность, за добрые дела и поступки, а также покорность пред Господом миров], которое он получал, когда был здоров или находился на месте постоянного пребывания [наполняя каждый новый день правильными и праведными делами, возвращавшимися к нему в виде земных и вечных благ. Счет его в вечности продолжит пополняться на основе тех дел, намерений и поступков, которые стали для него по итогу ежедневной обязательности и самодисциплины привычными]»[37].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Проблемы будут постигать верующего мужчину или верующую женщину в них самих (душевные состояния) [депрессии, например], в их детях [болезни, травмы, к примеру, и трудности с воспитанием] или имуществе [потери, непредвиденные затраты, неудачные покупки и т. п.]. [Такого положения дел и изменчивости обстоятельств никому на земле не избежать, такова жизнь мирская.] И продолжится это до тех пор, пока не предстанут они пред Богом неотягощенными даже одной единицей греха [если до конца своей жизни оставались верующими, уверенными в Божьей милости, а не казались таковыми; если не жаловались, а воодушевленно преодолевали представлявшееся на первый взгляд непреодолимым; росли, крепчали и благодарили Творца, несмотря ни на что]»[38].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) подвергнет мучениям [в Судный День] тех, кто мучил людей в земной обители»[39].

Если мы причиняем кому-то боль, душевную или физическую, следует задуматься и остановиться. И неважно, чем мы обоснуем свою черствость, жестокость или суровое отношение к другим. Кстати, выливаемые наружу те или иные формы жестокости говорят о внутренней дисгармонии и неугасаемых конфликтах с самим собой.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Нет никого, кто был бы более терпелив к нанесенной обиде (оскорблению, к причиненной словом боли), чем Аллах (Бог, Господь). [Некоторые люди, к примеру] приравнивают Ему то или иное, приписывают Ему [Творцу всего сущего] сына (дочь), а Он [несмотря на это] наполняет их жизненной силой (энергией; исцеляет, оздоравливает) и наделяет их уделом [постоянно предоставляя возможности и блага материального характера]. [Несмотря на грех язычества и приравнивания кого- или чего-либо Его непостижимому Божественному уровню] Он дает им [одаривает их самыми разными, часто незамечаемыми ими благами на протяжении всей жизни]»[40].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В Исламе есть разница между понятиями «верующий» (му’мин) и «покорный Богу» (муслим). Первые — это те, кто не только обязателен пред Богом в вопросах, например, религиозной практики, но вдобавок к этому в их сердцах, именно в сердцах, вера, а потому их внутреннее состояние и внешние проявления, дела, поступки, освещены ею — благородны, последовательны, сострадательны, добры, щедры. Вторые же — это те, кто покорен Богу, например, сторонясь явно запретного и делая в меру своих сил обязательное, но вера не вошла в их сердца (хотя может присутствовать в речевых оборотах и применяемых ими религиозных терминах), а потому там (в сердце, сознании и подсознании) темно, эмоции, дела и поступки не всегда светлы, позитивны и добры. В Коране об этом повествуется так: «Сказали бедуины: «Мы уверовали [во Всевышнего и в Судный День]». Ответь [им, о Мухаммад]: «Вы не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]» (см. Св. Коран, 49:14). Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 368, 369.

[2] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада и Абу На‘има. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 333, хадис № 5387, «хасан»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 338.

[3] Хадис от Сухейба; св. х. Ахмада и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1200, хадис № 64-(2999); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 333, хадис № 5382; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 5. С. 15.

[4] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 7. С. 51.

[5] Великодушие — черта характера, а также моральный принцип, выражающийся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами ради других людей.

[6] Снисходительность — терпимость, отсутствие строгости, излишней требовательности по отношению к кому- или чему-либо.

[7] Св. х. ад-Дайлями и аль-Бухари (фит-тарих). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 79, хадис № 1244, «сахих».

[8] Хадис от Абу Хурайры, а также от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Ахмада, аль-Бухари, ат-Тирмизи, Муслима, аль-Байхакы и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1807, хадисы № 5641, 5642; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 127, хадисы № 5641, 5642; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч., [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 130, хадисы № (2573) 52; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 166, хадис № 2905, «сахих», а также хадис № 2925 (от ‘Аиши), «сахих».

[9] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 130.

[10] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 114, хадис № 1842, «хасан».

[11] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 549, хадис № 9154. Также см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 713, хадис № 2512.

[12] Слово, приведенное в хадисе, можно перевести как «боль, страдание, обида; неприятность; вред, ущерб».

[13] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1037, хадис № 45-(2571); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 127, хадис № 45-(2571); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 495, хадис № 8097, «хасан».

[14] Св. х. Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмада. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 5. С. 15; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 7. С. 389, 390.

Подробное пояснение по приведенным выше хадисам слушайте на umma.ru в ваазе и хутбе за 18.02.2011 («Практика Сунны», первая и вторая части).

[15] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 358, хадис № 14–(926); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 125, хадис № 2041, «сахих».

[16] В Коране сказано: «[Порой, не задумываясь или теряя над собою контроль] человек [словами, сходящими с уст, или настойчивым душевным настроем] молит Господа о злом, плохом [накликает неприятность, беду, болезнь], будто молит Его о хорошем, благом [столь же уверенно, настойчиво]. Человек [по своей природе, которую он должен принимать во внимание и над которой ему следует работать, совершенствуясь, развиваясь в лучшую сторону] является необычайно поспешным (торопливым) [далеко не всегда приостанавливается, задумывается, исправляется]» (Св. Коран, 17:11).

[17] Св. х. Ахмада, аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 114, хадис № 1843, «сахих».

[18] Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 33, хадис № 448, «сахих».

[19] Хадис от Анаса, а также от ‘Аммара ибн Ясира и Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи, аль-Хакима, ат-Табарани, аль-Байхакы и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 686, хадис № 2401; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 29, хадис № 385, «сахих».

[20] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1808, хадис № 5645; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 128, хадис № 5645.

[21] Один из коранических смыслов звучит следующим образом: «Будьте предельно осторожны и бдительны, (опасайтесь) смуты (мятежа; искушений, соблазна; безумия; беды, несчастья), которая коснется не только тех из вас, кто грешен. [Жизнь оставляет свои следы на всех — плохих, хороших и средних; молодых и старых; слабых и сильных, верующих и безбожных, только для кого-то эти следы становятся рубцами, а для кого-то — смертельными ранами; кого-то удар судьбы заставляет призадуматься, измениться и окрепнуть, а кого-то ломает и опускает. Но от многих ударов можно и уйти, если стараться всегда быть в форме и не терять внимания, сосредоточенности.] Знайте, Аллах (Бог, Господь) сурово наказывает [и глобальные сотрясения охватывают всех без разбора; для верующих же важно в таких ситуациях благородное и терпеливое преодоление, ведь даже за ничтожно малую боль, потерю им воздастся проявлением Божественной милости, не в мирском, так в вечном]» (Св. Коран, 8:25).

[22] Хадис от Абу Хурайры. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 169, хадис № 2908, «хасан».

[23] В Коране сказано: «[Учтите и, пока живы, не забывайте, что] не обратит на вас Господь внимания (не будет заботиться о вас, не придаст вам и вашим нуждам особого значения), если не мольба-ду‘а (молитва) ваша [обращенность к Нему умом, сердцем, устами, не столько говоря «дай», сколько прося — «прости и помилуй», «прояви Свою мощь, силу, щедрость»]» (см. Св. Коран, 25:77). И конечно же, чем конкретнее молитва о земном или вечном, тем оно лучше. Если намерен получить лучшее — обратись к Господу миров и потрудись. «Выстаивайте [обязательную] молитву, выплачивайте [обязательную] милостыню (закят). И чего бы вы ни представили  для себя из благого (из лучшего), — все это вы непременно найдете у Бога. Поистине, Аллах (Бог, Господь) видит абсолютно все, что вы делаете» (Св. Коран, 2:110).

[24] «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не изменит положения людей, пока они не изменят самих себя. [Изменяясь в лучшую сторону изнутри, в своем отношении к происходящему, и в поступках, а также через новые привычки, человек вызывает Божью милость и благословение. А начиная духовно загнивать и опускаться, творя преступления, бесчестие и различного рода грехи, человек накликает на себя пусть даже не скорое, но неотвратимое наказание. Таковы законы, установленные Творцом на этой земле.]» (см. Св. Коран, 13:11).

[25] «Тем, кто прикладывает усилия (усерден, упорен, целеустремлен), причем делает это в угоду Всевышнему [с мольбой о милости Его и прощении; делает пред Ним, Его могуществом, на пользу веры и духовности, ради торжества Слова Божьего и извечных ценностей, а не в угоду страстям, низменным желаниям; не из чувства мести или назло кому-то; не доказывая другим, что он умнее, влиятельнее и богаче… Кто прикладывает усилия пред Богом], тем людям Господь откроет благословенные пути [достижения всестороннего успеха в мирском и вечном; предоставит выход из безвыходных ситуаций; выведет из тьмы безысходности к ярко освещенной «трассе» надежды и уверенности в завтрашнем дне]. [Знайте же] нет сомнений в том, что Аллах (Бог, Господь) вместе с теми, кто благороден в делах» (Св. Коран, 29:69).

[26] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы и ад-Дайлями, а также от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 27, хадис № 353.

[27] Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 687, хадис № 2401, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 434, хадис № 4031, «хасан»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 349; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 2. С. 388, хадис № 2129; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 139, хадис № 2298, «хасан».

[28] Данное повествование является хадисом-кудси.

Хадис-кудси — слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.

[29] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1810, хадис 5653; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 56, хадис 10/34.

[30] Хадис от Умм Салямы; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима, а также от Абу Салямы; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 33, хадис № 450, «сахих».

[31] Слово именно с таким смыслом использовано в тексте хадиса.

[32] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 465, хадис № 4263, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. Ч. 4. С. 314, хадис № 1692.

[33] Хадис от Абу Мусы; св. х. Абу Дауда и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 466, хадис № 4278, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 102, хадис № 1622, «сахих».

[34] В Коране Господь миров говорит: «Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)!» (см. Св. Коран, 2:195); «[Порой, не задумываясь или теряя над собою контроль] человек молит Господа о злом, плохом [накликает неприятность, беду, болезнь], будто молит Его о хорошем, благом [столь же уверенно, настойчиво]. Человек [по своей природе, которую он должен принимать во внимание и над которой ему следует работать, совершенствуясь, развиваясь в лучшую сторону] является необычайно поспешным (торопливым)» (Св. Коран, 17:11).

[35] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 495, хадис № 8104, «сахих».

[36] Хадис от ‘Абдур-рахмана ибн Азхара; св. х. ат-Табарани и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадис № 2599, «сахих».

[37] Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада и аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 921, хадис № 2996; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 7. С. 168, хадис № 2996 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 59, хадис № 864, «сахих».

[38] Св. х. ат-Тирмизи, аль-Хакима и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 9. С. 344; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 687, хадис № 2404, «хасан сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 2. С. 390, хадис № 2134.

[39] Св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1051, хадис № 119–(2613); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 345, хадис № 3045, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 118, хадис № 1916, «сахих».

[40] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2303, хадис № 7378; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1128, хадис № 50–(2804); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 7. С. 458.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1