Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Хадисы про боль, недуги и неприятности

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

«Я восхищаюсь му’мином[1] (верующим): что бы ни произошло с ним, это ему лишь во благо [любая неприятность — не говоря уже о трагедиях и несчастьях — воспринимается им благоразумно, трезво и сдержанно, а потому непременно оборачивается для него благом мирским либо вечным]», — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует)[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Удивительно положение верующего: любое [Богом данное] обстоятельство идет ему на пользу. И такое [отношение к происходящему] дано лишь ему. Если к нему приходит радость (успех), он благодарен [Господу, не связывает это напрямую с самим собою, не занимается самолюбованием, а старается должным образом понять, применить, приумножить, трансформировать]. И это — лучшее для него. А если возникает трудность (горе, несчастье), он проявляет терпение [делая все от него зависящее], и это — лучшее для него»[3].

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Верующий всегда ждет от Аллаха (Бога, Господа) только блага: молит Его о помощи в беде (в трудную минуту) и благодарит Его в радости (в моменты радости)»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Лучшими проявлениями веры [в Бога и истинность миссии заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада] являются терпение (выносливость, стойкость) и великодушие[5] (снисходительность[6][7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина [человека, обладающего хотя бы малостью веры и покорного Богу хотя бы в чем-то незначительном], будь то (1) тяжелый труд (изнурительная, изматывающая работа; тягость, утомление, страдание), (2) недуг (к примеру, продолжительная болезнь), (3) забота (тревога, беспокойство), (4) печаль, грусть, (5) боль (страдания, причиняемые кем-то, обиды, неприятности; нанесенный ущерб, вред), (6) скорбь или (7) будь то даже уколовшая его [случайно] игла — посредством всего этого Всевышний прощает ему проступки (грехи)»[8].

Когда человек на деле осознает, что и через незначительную боль Господь миров снимает с него тяжесть грехов, промахов, недоработок, (1) появляется ощущение душевной легкости в момент столкновения с чем-то неприятным; (2) игнорируются отрицательные эмоции и чувства, к примеру озлобленность на другого, дабы не пускали они в душе человеческой свои всепроникающие корни, не питались душевной энергией; (3) мысленно ожидается Божественное благословение и воздаяние, что, несомненно, придает сил и уверенности в завтрашнем дне, земном и вечном. Терпеливо пройти сквозь трудности — вознаграждаемо пред Богом, а если быть при этом еще и довольным, счастливым, несмотря ни на что, — это еще лучше и много более вознаграждаемо[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Иголка ли [то есть что-то незначительное] уколет мусульманина (покорного Всевышнему) или нечто большее [что причинит ему боль или страдания], в прямой зависимости от этого (прямо пропорционально этому) [в результате стойкости, самообладания, спокойствия, благодарности Богу, мужества и, конечно же, с принятием необходимых медицинских или иных мер] повышается уровень [набожности человека пред Богом] и стирается прегрешение (грех)»[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) проводит верующего через испытание болезнью (недомоганием, слабостью, худобой), пока не простятся ему [данному человеку] все его грехи»[11].

Одно — когда мы болеем и жалуемся, ищем виноватых и страдаем, другое — когда делаем выводы, меняем что-то в жизни ради оздоровления организма, восстанавливаем силы духа и тела, и при этом от первого момента появления боли и до выздоровления довольны, жизнерадостны и благодарны Господу миров. Это диаметрально разное отношение к одному и тому же, ведущее к абсолютно разным результатам в перспективе земной и вечной.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Верующий, находящийся среди людей и терпеливо относящийся к боли, которую они ему наносят [морально, психологически, физически], лучше (благостнее) [то есть в значительно большем выигрыше пред Богом; лучше] того, кто избегает людей [пусть даже делая это под благовидным предлогом проявления набожности] и нетерпим к боли, которую ему наносят [например, на зло отвечает злом или того хуже]»[12].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Когда какая-либо боль[13] в форме болезни (недуга) или чего-либо другого постигает (поражает, ранит) мусульманина [пусть даже мало-мальски верующего и практикующего каноны], тогда Господь непременно посредством этого снимает с него грехи [прощает их ему, если человек относится к этому спокойно, терпеливо и без возмущения, недовольства]. И это [прощение грехов] подобно тому, как опадают листья с дерева»[14].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Сколько бы неприятностей (бед и несчастий) ни было у верующего, он [при спокойном отношении и стойком преодолении их] придет в итоге к тому, что к моменту смерти будет абсолютно чистым от грехов. [Терпеливое и неустрашимое, без жалоб и отчаяния движение вперед по жизненному пути в результате искупит все грехи пред Богом.] А вот лицемер [как и безбожник, атеист, то есть тот, кто не является носителем веры и ее света в своем сердце, а если и практикует что-то временами, то лишь в угоду другим] подобен ослу: когда его привязывают [проблемами, потерями и болезнями, тормозящими его рост и успешность], не понимает — зачем; когда же отпускают [мол, иди вперед, созидай, достигай, приобретай], не понимает — куда»[15].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «[Проявляйте] терпение [сохраняя спокойствие, уравновешенность и благоразумие] в момент первого удара [именно когда больнее всего]»[16].

Когда что-то неприятное или трагичное постигает человека, он обычно реагирует на это крайне эмоционально — ругается, кричит, плачет, проклинает… Это может порушить как человеческие отношения, так и то, что человек строил, возможно, на протяжении многих лет[17]. Важно услышать и старательно применять это наставление пророка Мухаммада.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) подвергает испытанию человека в том, что дает ему [предоставляет на временное хранение, в пользование из материальных благ]. Если человек доволен происходящим [не жалуется, не плачется, не страдает, а принимает потерю или затруднение, соглашается и активизируется, мобилизуется, ищет пути решения либо просто успокаивается, когда ничего уже не поделать], тогда Господь закладывает в этом Божью благодать (баракят) и увеличивает [в качестве, количестве].

Если же человек проявляет недовольство [жалуется, сокрушается], Божья благодать не закладывается в этом, и он получает лишь то, что определено для него [изначально, не более того]»[18].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если жалуешься на боль [в той или иной части тела], тогда положи на это место свою руку и скажи: «Бисмил-ля, а‘узу би ‘иззатил-ля ва кудратихь мин шарри ма аджиду мин ваджа‘и хаза (С именем Аллаха (Бога, Господа), я удаляюсь посредством величия Господа и Его всесилия от зла той боли, которую чувствую)». Затем [через некоторое время] подними руку. И все это проделай нечетное число раз»[19].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если Аллах (Бог, Господь) желает человеку блага, то наказывает его за проступки (грехи) уже в этой жизни [через все, что причиняет человеку боль]. Если же желает зла [в результате упрямого упорствования человека в неверии и безбожии], тогда оставляет это на Судный День [для вынесения убедительного вердикта, который всесторонне обоснован грехами и преступлениями данного человека, главным и решающим из которых явилось безбожие и отрицание основ веры]»[20].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если Аллах (Бог, Господь) желает [верующему] человеку блага, тогда [временами] проводит его сквозь трудности [подвергает тому, что может оказаться болезненным и неприятным для души или тела, но в состоянии укрепить в человеке веру и сделать его сильнее во всех отношениях, мудрее]»[21], [22].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, [тот или иной] человек имеет определенное положение (степень) пред Аллахом (Богом, Господом). И [если] он не достигает его (ее) [по той или иной причине] делами своими [например, из-за неорганизованности, лени], тогда Господь начинает ниспосылать ему то, что неприятно (нежеланно, нелюбимо, ненавистно), проводя его через своего рода испытания, и это до тех пор, пока не будет он поднят на данный уровень (на эту степень) [определенную для него Богом, Божьей милостью и щедростью]»[23].

От двух известных сподвижников пророка Мухаммада, Абу Хурайры и Ибн Мас‘уда, передаются следующие поучительные слова: «Если Аллах (Бог, Господь) любит человека, то проводит его через испытания [дает ему почувствовать боль, страдание, тяжесть поражения]. [Для чего?] Дабы услышать его молитву (просьбу)[24] [не жалобу или недовольство, как это обычно бывает, а именно чувство глубокой осознанной покорности Творцу, когда человек соглашается со случившимися событиями, обстоятельствами, сохраняет стойкость духа, чувствует непоколебимость веры, уверенность в Божьей милости и включает программу «поиск» — в чем следует измениться[25], чтобы благополучно пройти этот сложный этап и подняться на новый уровень[26], стать умнее, сильнее, набожнее и богаче]»[27].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, величие воздаяния (вознаграждения) [пред Богом] соразмерно величию испытания (беды, несчастья). И воистину, если Аллах (Бог, Господь) любит людей, то проводит их через испытания [на их жизненном пути периодически появляются неприятности, тупики, трудности; недруги, недоброжелатели, завистники]. Кто примет это (будет доволен происходящим) [согласится с возникающими перед ним препятствиями и смело, с чувством довольства в душе станет преодолевать их, превращаясь во все более сильную, опытную, умную и богатую личность], тем Аллах (Бог, Господь) будет доволен [щедро одарит его в обоих мирах великолепием результатов, изобилием прекрасного и всем необходимым]. Кто же [сталкиваясь с жизненными трудностями и испытаниями] проявит недовольство (негодование), тот и от Бога получит подобное [проблемы его никуда не денутся, а лишь станут более тягостными и неприятными, причем такой печальный результат будет сопровождать его в обоих мирах — в земной обители и в вечной]»[28].

Первое, что хотелось бы подчеркнуть: хадис не учит терпеть бездельничая. Проводя параллели с другими достоверными хадисами, понятно, что в нем говорится о душевном спокойствии, об удовлетворенности имеющимся положением дел и о целенаправленных сверхусилиях, открывающих перед человеком ранее невообразимые им возможности, новые уровни земного и вечного изобилия.

И второе, на что я хотел бы обратить внимание в контексте приведенного хадиса, — соглашаться с предоставленным нам Богом и извлекать из этого максимум земных и вечных дивидендов. Никого не винить, а смело идти жизненным обстоятельствам навстречу с улыбкой в душе и на устах.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) оповестил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) сказал[29]: «Если Я подвергну раба Своего [кого-либо из людей, в ком есть хоть немного веры] испытанию посредством глаз его [то есть он будет лишен зрения с рождения либо лишится его в зрелом возрасте], и он [данный человек, не станет корить судьбу и кого-либо винить в этом, а сделает все от него зависящее для обустройства благополучной земной жизни, для становления счастливым еще в земном и полезным для других, будет доволен всем тем бесценным, что имеет помимо зрения, и] проявит терпение, то Я [продолжает Господь миров] компенсирую ему [этот физический изъян] пребыванием в Раю [в обители вечного блаженства после Судного Дня]»[30].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если кого-то постигла беда, то пусть скажет: «Мы принадлежим Аллаху (Богу, Господу) и, поистине, вернемся к Нему [все в этой жизни временно]. О Господи, прошу Тебя вознаградить меня [воздать Божьей милостью и щедростью в обоих мирах] за правильное отношение к беде (я доволен происходящим). Через нее дай мне нечто большее (нечто лучшее, прекрасное)»[31].

Важен изначально правильный настрой, отношение и терпеливое преодоление с ожиданием от Бога чудесных подарков и щедрых воздаяний в обоих мирах.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, счастлив тот, кого [с Божьей помощью и с Божественного на то благословения] обойдут искушения (соблазны; смуты; безумие и заблуждение)». Он повторил это трижды.

И после добавил: «Кто же будет испытуем этим [находясь в гуще событий, ведя активный образ жизни и беря на себя ответственность за эффективность и полезность собственной жизни, за свою семью, за близких или общество в целом, а не затворившись в безлюдной пещере либо живя на необитаемом острове] и проявит терпение [умело преодолевая соблазны, искушения, смуты и безумие в окружающем его мире, сдержит себя от совершения очевидного греха; сможет контролировать свои желания, хотения, сколь бы сильным ни был соблазн; кто достойно пройдет через периоды смут, безумия и «обоснованных» посягательств на чужое], то это — лучшее [то есть является тем, чего следует желать и хотеть[32]. Такие люди смогут быть по-настоящему счастливыми и добьются очень многого в обоих мирах!]»[33].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Мои последователи окружены Божьей милостью [в обоих мирах, в земной обители и в вечной]. Их не постигнут муки (страдания) в вечности. Их муки (страдания) — на этой земле (в земной обители): смуты, землетрясения, убийства и беды [пройти через которые им следует терпеливо, достойно, с наилучшей перспективой в обоих мирах]»[34].

Да, люди вообще и верующие из их числа в частности, живя в земной обители, будут проходить через лишения и невзгоды. Возможно, у верующих их будет больше, но они в свое отношение, реакцию, в ответные действия должны вкладывать смысл, открывающий перед ними прекрасные перспективы в земной обители и в вечной.

По неграмотности некоторым нравится истязать себя «ради Аллаха», раздувать мелочи до размеров огромных лишений и трудностей и т. п. А потому считаю уместным напомнить, что, с точки зрения мусульманских ценностей и осмысления жизни, притягивать к себе проблемы, вызывать их на себя считается неверным[35].

Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад, сказал: «Если мусульманина (покорного Творцу человека) постигает болезнь, ограничивающая его физические возможности [например, из-за температуры он прикован на несколько дней к постели или из-за перелома ноги ограничен в подвижности на несколько недель], тогда Господь поручает ангелам-писарям: «Пока он будет в Моих «оковах», пишите ему за каждый прожитый день и прожитую ночь столько благого, сколько было совершаемо им обычно в период здравия»[36].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) привел следующее сравнение: «Состояние, когда верующий испытывает недомогание [в теле, приносящее ему дискомфорт, доставляющее боль, страдание, муки], можно уподобить тому, когда кусок железа кладут в огонь. Все плохое [под воздействием огня и высоких температур] сходит и остается только хорошее [то есть разумное и терпеливое преодоление боли ведет к всестороннему очищению, оздоровлению]»[37].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если человек [верующий] заболеет или отправится в путь [что нарушит его привычный распорядок дня, резко повлияет на его созидательную активность и обязательность пред Богом и обществом], Аллах (Бог, Господь) запишет [в его личное дело, повелев ангелам-писарям] то же вознаграждение [за созидательную активность, за добрые дела и поступки, а также покорность пред Господом миров], которое он получал, когда был здоров или находился на месте постоянного пребывания [наполняя каждый новый день правильными и праведными делами, возвращавшимися к нему в виде земных и вечных благ. Счет его в вечности продолжит пополняться на основе тех дел, намерений и поступков, которые стали для него по итогу ежедневной обязательности и самодисциплины привычными]»[38].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Проблемы будут постигать верующего мужчину или верующую женщину в них самих (душевные состояния) [депрессии, например], в их детях [болезни, травмы, к примеру, и трудности с воспитанием] или имуществе [потери, непредвиденные затраты, неудачные покупки и т. п.]. [Такого положения дел и изменчивости обстоятельств никому на земле не избежать, такова жизнь мирская.] И продолжится это до тех пор, пока не предстанут они пред Богом неотягощенными даже одной единицей греха [если до конца своей жизни оставались верующими, уверенными в Божьей милости, а не казались таковыми; если не жаловались, а воодушевленно преодолевали представлявшееся на первый взгляд непреодолимым; росли, крепчали и благодарили Творца, несмотря ни на что]»[39].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) подвергнет мучениям [в Судный День] тех, кто мучил людей в земной обители»[40].

Если мы причиняем кому-то боль, душевную или физическую, следует задуматься и остановиться. И неважно, чем мы обоснуем свою черствость, жестокость или суровое отношение к другим. Кстати, выливаемые наружу те или иные формы жестокости говорят о внутренней дисгармонии и неугасаемых конфликтах с самим собой.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Нет никого, кто был бы более терпелив к нанесенной обиде (оскорблению, к причиненной словом боли), чем Аллах (Бог, Господь). [Некоторые люди, к примеру] приравнивают Ему то или иное, приписывают Ему [Творцу всего сущего] сына (дочь), а Он [несмотря на это] наполняет их жизненной силой (энергией; исцеляет, оздоравливает) и наделяет их уделом [постоянно предоставляя возможности и блага материального характера]. [Несмотря на грех язычества и приравнивания кого- или чего-либо Его непостижимому Божественному уровню] Он дает им [одаривает их самыми разными, часто незамечаемыми ими благами на протяжении всей жизни]»[41].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В Исламе есть разница между понятиями «верующий» (му’мин) и «покорный Богу» (муслим). Первые — это те, кто не только обязателен пред Богом в вопросах, например, религиозной практики, но вдобавок к этому в их сердцах, именно в сердцах, вера, а потому их внутреннее состояние и внешние проявления, дела, поступки освещены ею — благородны, последовательны, сострадательны, добры, щедры. Вторые же — это те, кто покорен Богу, например, сторонясь явно запретного и делая в меру своих сил обязательное, но вера не вошла в их сердца (хотя может присутствовать в речевых оборотах и применяемых ими религиозных терминах), а потому там (в сердце, сознании и подсознании) темно, эмоции, дела и поступки не всегда светлы, позитивны и добры. В Коране об этом повествуется так: «Сказали бедуины: «Мы уверовали [во Всевышнего и в Судный День]». Ответь [им, о Мухаммад]: «Вы не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]» (см. Св. Коран, 49:14). Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 368, 369.

[2] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада и Абу На‘има. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 333, хадис № 5387, «хасан»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 338.

[3] Хадис от Сухейба; св. х. Ахмада и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1200, хадис № 64-(2999); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 333, хадис № 5382; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 5. С. 15.

[4] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 7. С. 51.

[5] Великодушие — черта характера, а также моральный принцип, выражающийся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами ради других людей.

[6] Снисходительность — терпимость, отсутствие строгости, излишней требовательности по отношению к кому- или чему-либо.

[7] Св. х. ад-Дайлями и аль-Бухари (фит-тарих). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 79, хадис № 1244, «сахих».

[8] Хадис от Абу Хурайры, а также от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Ахмада, аль-Бухари, ат-Тирмизи, Муслима, аль-Байхакы и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1807, хадисы № 5641, 5642; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 127, хадисы № 5641, 5642; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч., [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 130, хадисы № (2573) 52; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 7. С. 166, хадис № 2905, «сахих», а также хадис № 2925 (от ‘Аиши), «сахих».

[9] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 130.

[10] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1038, хадис № 46–(2572); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 16. С. 127, 128, хадис № 46–(2572); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 7. С. 167, хадис № 2906, «сахих», а также хадис № 2919, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 495, хадис № 8098, «сахих».

[11] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 114, хадис № 1842, «хасан».

[12] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 549, хадис № 9154.

Также см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 713, хадис № 2512; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 408, хадис № 2507, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 434, хадис № 4032, «сахих».

[13] Слово, приведенное в хадисе, можно перевести как «боль, страдание, обида; неприятность; вред, ущерб».

[14] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1037, хадис № 45-(2571); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 127, хадис № 45-(2571); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 495, хадис № 8097, «хасан».

[15] Св. х. Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмада. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 5. С. 15; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 7. С. 389, 390.

Подробное пояснение по приведенным выше хадисам слушайте на umma.ru в ваазе и хутбе за 18.02.2011 («Практика Сунны», первая и вторая части).

[16] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 358, хадис № 14–(926); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 125, хадис № 2041, «сахих».

[17] В Коране сказано: «[Порой, не задумываясь или теряя над собою контроль] человек [словами, сходящими с уст, или настойчивым душевным настроем] молит Господа о злом, плохом [накликает неприятность, беду, болезнь], будто молит Его о хорошем, благом [столь же уверенно, настойчиво]. Человек [по своей природе, которую он должен принимать во внимание и над которой ему следует работать, совершенствуясь, развиваясь в лучшую сторону] является необычайно поспешным (торопливым) [далеко не всегда приостанавливается, задумывается, исправляется]» (Св. Коран, 17:11).

[18] Св. х. Ахмада, аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 114, хадис № 1843, «сахих».

[19] Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 33, хадис № 448, «сахих».

[20] Хадис от Анаса, а также от ‘Аммара ибн Ясира и Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи, аль-Хакима, ат-Табарани, аль-Байхакы и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 686, хадис № 2401; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 29, хадис № 385, «сахих».

[21] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1808, хадис № 5645; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 128, хадис № 5645.

[22] Один из коранических смыслов звучит следующим образом: «Будьте предельно осторожны и бдительны, (опасайтесь) смуты (мятежа; искушений, соблазна; безумия; беды, несчастья), которая коснется не только тех из вас, кто грешен. [Жизнь оставляет свои следы на всех — плохих, хороших и средних; молодых и старых; слабых и сильных, верующих и безбожных, только для кого-то эти следы становятся рубцами, а для кого-то — смертельными ранами; кого-то удар судьбы заставляет призадуматься, измениться и окрепнуть, а кого-то ломает и опускает. Но от многих ударов можно и уйти, если стараться всегда быть в форме и не терять внимания, сосредоточенности.] Знайте, Аллах (Бог, Господь) сурово наказывает [и глобальные сотрясения охватывают всех без разбора; для верующих же важно в таких ситуациях благородное и терпеливое преодоление, ведь даже за ничтожно малую боль, потерю им воздастся проявлением Божественной милости, не в мирском, так в вечном]» (Св. Коран, 8:25).

[23] Хадис от Абу Хурайры. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 7. С. 169, хадис № 2908, «хасан».

[24] В Коране сказано: «[Учтите и, пока живы, не забывайте, что] не обратит на вас Господь внимания (не будет заботиться о вас, не придаст вам и вашим нуждам особого значения), если не мольба-ду‘а (молитва) ваша [обращенность к Нему умом, сердцем, устами, не столько говоря «дай», сколько прося — «прости и помилуй», «прояви Свою мощь, силу, щедрость»]» (см. Св. Коран, 25:77). И конечно же, чем конкретнее молитва о земном или вечном, тем оно лучше. Если намерен получить лучшее — обратись к Господу миров и потрудись. «Выстаивайте [обязательную] молитву, выплачивайте [обязательную] милостыню (закят). И чего бы вы ни представили для себя из благого (из лучшего), — все это вы непременно найдете у Бога. Поистине, Аллах (Бог, Господь) видит абсолютно все, что вы делаете» (Св. Коран, 2:110).

[25] «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не изменит положения людей, пока они не изменят самих себя. [Изменяясь в лучшую сторону изнутри, в своем отношении к происходящему, и в поступках, а также через новые привычки, человек вызывает Божью милость и благословение. А начиная духовно загнивать и опускаться, творя преступления, бесчестие и различного рода грехи, человек накликает на себя пусть даже не скорое, но неотвратимое наказание. Таковы законы, установленные Творцом на этой земле.]» (см. Св. Коран, 13:11).

[26] «Тем, кто прикладывает усилия (усерден, упорен, целеустремлен), причем делает это в угоду Всевышнему [с мольбой о милости Его и прощении; делает пред Ним, Его могуществом, на пользу веры и духовности, ради торжества Слова Божьего и извечных ценностей, а не в угоду страстям, низменным желаниям; не из чувства мести или назло кому-то; не доказывая другим, что он умнее, влиятельнее и богаче… Кто прикладывает усилия пред Богом], тем людям Господь откроет благословенные пути [достижения всестороннего успеха в мирском и вечном; предоставит выход из безвыходных ситуаций; выведет из тьмы безысходности к ярко освещенной «трассе» надежды и уверенности в завтрашнем дне]. [Знайте же] нет сомнений в том, что Аллах (Бог, Господь) вместе с теми, кто благороден в делах» (Св. Коран, 29:69).

[27] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы и ад-Дайлями, а также от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 27, хадис № 353.

[28] Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 687, хадис № 2401, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 434, хадис № 4031, «хасан»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 349; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 2. С. 388, хадис № 2129; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 139, хадис № 2298, «хасан».

[29] Данное повествование является хадисом-кудси.

Хадис-кудси — слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.

[30] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1810, хадис 5653; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 56, хадис 10/34.

[31] Хадис от Умм Салямы; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима, а также от Абу Салямы; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 33, хадис № 450, «сахих».

[32] Слово именно с таким смыслом использовано в тексте хадиса.

[33] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 465, хадис № 4263, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. Ч. 4. С. 314, хадис № 1692.

[34] Хадис от Абу Мусы; св. х. Абу Дауда и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 466, хадис № 4278, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 102, хадис № 1622, «сахих».

[35] В Коране Господь миров говорит: «Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)!» (см. Св. Коран, 2:195); «[Порой, не задумываясь или теряя над собою контроль] человек молит Господа о злом, плохом [накликает неприятность, беду, болезнь], будто молит Его о хорошем, благом [столь же уверенно, настойчиво]. Человек [по своей природе, которую он должен принимать во внимание и над которой ему следует работать, совершенствуясь, развиваясь в лучшую сторону] является необычайно поспешным (торопливым)» (Св. Коран, 17:11).

[36] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 495, хадис № 8104, «сахих».

[37] Хадис от ‘Абдур-рахмана ибн Азхара; св. х. ат-Табарани и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадис № 2599, «сахих».

[38] Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада и аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 921, хадис № 2996; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 7. С. 168, хадис № 2996 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 59, хадис № 864, «сахих».

[39] Св. х. ат-Тирмизи, аль-Хакима и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 9. С. 344; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 687, хадис № 2404, «хасан сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 2. С. 390, хадис № 2134.

[40] Св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1051, хадис № 119–(2613); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 345, хадис № 3045, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 118, хадис № 1916, «сахих».

[41] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2303, хадис № 7378; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1128, хадис № 50–(2804); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 7. С. 458.

Хадисы

Недуг

Боль

Неприятности

Проблемы

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic