Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Хадисы про чихание и зевоту

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит чихание [когда люди чихают] и порицает зевание (зевоту). Если человек чихнул и поблагодарил Бога [словами «аль-хамду лил-ля»], обязанностью всякого мусульманина, услышавшего это, является сказать ему «будьте здоровы» [«ярхамукял-ла»].

Что же касается зевания (зевоты), то оно — от Дьявола. Следует препятствовать этому, насколько возможно[1] [закрывая рот рукою или чем-либо иным][2]. Поистине, если один из вас зевнул [во весь рот], Дьявол смеется над ним[3]«[4].

Важно отметить, что сам Дьявол зевоту не вызывает. Дело в том, что всякое порицаемое в Исламе относимо в священных текстах к дьявольскому из-за его участия в этом, а поощряемое — к ангельскому, также из-за участия и содействия. Человек зевает, когда малоподвижен, много спит, много ест, ленится. Такое незнание меры в вопросе отдыха и восстановления сил порицаемо в Исламе, так как лишает человека необходимой активности, созидательного ритма и усердия, превращает его в инертное вялое существо, думающее лишь об удовлетворении животных потребностей и постоянно чем-то или кем-то недовольное[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул, то пусть скажет «аль-хамду лил-ля» [«я благодарен Богу»]. А его брат (друг) [услышавший это][6] пусть скажет [в ответ]: «Ярхамукял-ла» [«будь здоров» или «да помилует тебя Господь»]. И если он так скажет, то [первый] пусть ответит: «Яхдиикумул-ла ва юслих баалякум» [«да наставит вас Господь на верный путь и улучшит мысль вашу (ум, память; душу)»]»[7].

Рядом с Пророком чихнули два человека. Одному из них он (да благословит его Аллах и приветствует) пожелал здоровья [сказав «ярхамукял-ла»], а второму – нет. Второй спросил: «Когда он чихнул, ты пожелал ему здоровья, а когда чихнул я, то не сделал этого. [Почему?]» Пророк Мухаммад ответил: «Поистине, он поблагодарил Бога [сказав «аль-хамду лил-ля»], а ты не поблагодарил [то есть, чихнув, не сказал «аль-хамду лил-ля»]»[8].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул и поблагодарил Аллаха (Бога, Господа) [словами «аль-хамду лил-ля»], то пожелайте ему здравия [сказав «ярхамукял-ла»]. Но если он не поблагодарил, тогда желать здравия [словами «ярхамукял-ла»] не нужно»[9].

Передается, что «пророк Мухаммад, когда чихал, то рукой либо одеждой прикрывал рот, способствуя тому, чтобы было тише»[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул [вот-вот чихнет], то пусть обеими руками закроет лицо [свой рот]. И пусть [постарается] понизить голос [минимизировать шум]»[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас зевает, то пусть [начиная зевать] прикрывает рот рукой. Поистине, Дьявол входит [с зевотой]»[12].

Хадис, конечно же, не стоит понимать буквально, будто Сатана входит в человека через рот. Но важно уделить внимание данному пророческому наставлению и всегда, зевая, прикрывать рот рукой либо чем-либо иным.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1198, хадис № 56–(2994).

[2] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 747, пояснение к хадису № 6226.

[3] Дьяволу нравится (смешно) видеть человека активно зевающим, так как в этом состоянии его лицо изменяется не в лучшую сторону. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 13. С. 746; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 592, пояснение к хадису № 1/878.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1957, хадис № 6223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 740–747, хадис № 6223 и пояснение к нему; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 2. С. 397; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 592, хадис № 1/878.

[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 746.

[6] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 741.

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1957, хадис № 6224; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 741–747, хадис № 6224 и пояснение к нему.

[8] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1198, хадис № 53–(2991).

[9] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1198, хадис № 54–(2992).

[10] Св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 543, хадис № 5029, «хасан сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 594, хадис № 5/882.

[11] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 52, хадис № 755, «сахих».

[12] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 543, хадис № 5026, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1198, хадис № 57–(2995); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 38, хадис № 516, «сахих».

Хадисы

Чихание

Зевота

Хадисы про чихание

Хадисы про зевоту

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic