Аудио версия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит чихание [когда люди чихают] и порицает зевание (зевоту). Если человек чихнул и поблагодарил Бога [словами «аль-хамду лил-ля»], обязанностью всякого мусульманина, услышавшего это, является сказать ему «будьте здоровы» [«ярхамукял-ла»].
Что же касается зевания (зевоты), то оно — от Дьявола. Следует препятствовать этому, насколько возможно[1] [закрывая рот рукою или чем-либо иным][2]. Поистине, если один из вас зевнул [во весь рот], Дьявол смеется над ним[3]«[4].
Важно отметить, что сам Дьявол зевоту не вызывает. Дело в том, что всякое порицаемое в Исламе относимо в священных текстах к дьявольскому из-за его участия в этом, а поощряемое — к ангельскому, также из-за участия и содействия. Человек зевает, когда малоподвижен, много спит, много ест, ленится. Такое незнание меры в вопросе отдыха и восстановления сил порицаемо в Исламе, так как лишает человека необходимой активности, созидательного ритма и усердия, превращает его в инертное вялое существо, думающее лишь об удовлетворении животных потребностей и постоянно чем-то или кем-то недовольное[5].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул, то пусть скажет «аль-хамду лил-ля» [«я благодарен Богу»]. А его брат (друг) [услышавший это][6] пусть скажет [в ответ]: «Ярхамукял-ла» [«будь здоров» или «да помилует тебя Господь»]. И если он так скажет, то [первый] пусть ответит: «Яхдиикумул-ла ва юслих баалякум» [«да наставит вас Господь на верный путь и улучшит мысль вашу (ум, память; душу)»]»[7].
ﷺ
Рядом с Пророком чихнули два человека. Одному из них он (да благословит его Аллах и приветствует) пожелал здоровья [сказав «ярхамукял-ла»], а второму – нет. Второй спросил: «Когда он чихнул, ты пожелал ему здоровья, а когда чихнул я, то не сделал этого. [Почему?]» Пророк Мухаммад ответил: «Поистине, он поблагодарил Бога [сказав «аль-хамду лил-ля»], а ты не поблагодарил [то есть, чихнув, не сказал «аль-хамду лил-ля»]»[8].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул и поблагодарил Аллаха (Бога, Господа) [словами «аль-хамду лил-ля»], то пожелайте ему здравия [сказав «ярхамукял-ла»]. Но если он не поблагодарил, тогда желать здравия [словами «ярхамукял-ла»] не нужно»[9].
ﷺ
Передается, что «пророк Мухаммад, когда чихал, то рукой либо одеждой прикрывал рот, способствуя тому, чтобы было тише»[10].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул [вот-вот чихнет], то пусть обеими руками закроет лицо [свой рот]. И пусть [постарается] понизить голос [минимизировать шум]»[11].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас зевает, то пусть [начиная зевать] прикрывает рот рукой. Поистине, Дьявол входит [с зевотой]»[12].
Хадис, конечно же, не стоит понимать буквально, будто Сатана входит в человека через рот. Но важно уделить внимание данному пророческому наставлению и всегда, зевая, прикрывать рот рукой либо чем-либо иным.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1198, хадис № 56–(2994).
[2] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 747, пояснение к хадису № 6226.
[3] Дьяволу нравится (смешно) видеть человека активно зевающим, так как в этом состоянии его лицо изменяется не в лучшую сторону. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 13. С. 746; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 592, пояснение к хадису № 1/878.
[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1957, хадис № 6223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 740–747, хадис № 6223 и пояснение к нему; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 2. С. 397; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 592, хадис № 1/878.
[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 746.
[6] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 741.
[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1957, хадис № 6224; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 741–747, хадис № 6224 и пояснение к нему.
[8] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1198, хадис № 53–(2991).
[9] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1198, хадис № 54–(2992).
[10] Св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 543, хадис № 5029, «хасан сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 594, хадис № 5/882.
[11] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 52, хадис № 755, «сахих».
[12] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 543, хадис № 5026, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1198, хадис № 57–(2995); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 38, хадис № 516, «сахих».