Аудио версия настоящей статьи:
Относительно людей, отрицающих Сунну либо пренебрегающих ею, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:
— «Вот-вот выйдет человек, который, облокотившись о свое кресло, будет цитировать мои слова (хадисы), [пренебрегая ими] говоря: «У нас есть книга Аллаха [Священный Коран], все, что разрешено в ней, будем считать разрешенным, а все то, что запрещено, — запрещенным [и этого нам достаточно]». Затем Пророк подчеркнул: «Прислушайтесь [он будет неправ]! Поистине, все то, что запретил посланник Божий[1], наравне с тем, что запретил Аллах (Бог, Господь)»[2];
— «Прислушайтесь! Есть вероятность, что появится человек [люди], [в какой-то момент] до него дойдет хадис от меня (мое повествование), он при этом будет облокотившись сидеть в своем кресле и воскликнет: «У нас есть книга Аллаха [Священный Коран], все, что разрешено в ней, будем считать разрешенным, а все то, что запрещено, — запрещенным [и этого нам достаточно]». Затем Пророк подчеркнул: «Поистине, все то, что запретил посланник Божий, наравне с тем, что запретил Аллах (Бог, Господь)»[3];
— «Прислушайтесь! Поистине, мне даровано Писание [Священный Коран] и подобное вместе с ним [Сунна]. Вот-вот выйдет сытый человек, который, облокотившись о свое кресло, будет говорить [принижая своими словами статус Сунны]: «Придерживайтесь вот этого Корана! Все, что вы найдете разрешенным в нем, разрешайте, а все то, что запрещенным, — запрещайте»[4].
ﷺ
Подчеркивая неразрывную взаимосвязь между Кораном и Сунной, пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, я оставил вам две вещи: книгу Аллаха (Бога, Господа) [Священный Коран] и мою [достоверную] Сунну. Вы никогда не собьетесь [с верного пути], держась за них [следуя им, практикуя их смыслы и наставления][5]. Они неразрывны до Конца Света [являясь главными источниками мусульманского вероучения][6]«[7].
Со времен самого пророка Мухаммада, а особенно в первые века после его смерти, Сунна прошла через многоступенчатый процесс фиксирования-записывания, отсеивания всего того, что к ней не относится и классификации по уровню достоверности.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Безусловно, какие-то из запретов, озвученных пророком Мухаммадом, мусульманские богословы отнесли к нежелательному, принимая во внимание общий контекст Корана и Сунны, но пренебрегать ими недопустимо. То же касается и пророческих приказов, повелений.
[2] См.: Ибн Маджа М. Сунан ибн Маджа [Свод хадисов]. Рияд: Бейт афкяр давлия, 1999. С. 19, хадис № 12, «сахих».
[3] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 431, хадис № 2664, «сахих».
[4] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 503, хадис № 4604, «сахих».
[5] См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 690, хадис № 1662; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 269, хадис № 186; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 8. С. 6138.
[6] Последнее предложение является смысловым переводом, а не дословным.
[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима, «сахих». См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 25. С. 264.