Аудио версия настоящей статьи:
И‘тикяф (итикяф или итикаф) — это пребывание постящегося в мечети с намерением [1] находиться в ней, для которого характерно особое, одухотворенное состояние, направленное на пополнение жизненных и душевных сил. Мечеть должна быть из тех, где есть имам и проводятся обязательные молитвы. В Священном Коране упоминается состояние и‘тикяфа:
«И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа» (см. Св. Коран, 2:187).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал и‘тикяф ежегодно в последние десять дней месяца Рамадан, начиная с года его прибытия в Медину и вплоть до смерти [2]. Исламские ученые единодушны: и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан для мужчин является сунной, то есть желательным действием [3]. Суть нахождения в мечети с намерением и‘тикяфа состоит в том, что человек, особенно во время соблюдения поста, на некоторый период удаляется от мирских проблем, имеет возможность спокойно проанализировать последний год своей жизни, увидеть ошибки, погрешности и покаяться в тишине Божьего храма в состоянии умиротворенности души, находящейся еще в теле. В состоянии спокойствия верующий может очерчивать, строить планы последующих месяцев и лет, моля Всевышнего о благословении и помощи в достижении намеченных целей. Для того, кто проводит несколько или все десять дней в мечети, особенно важно оградить себя от никчемных разговоров и дел, посвятив эти дни очищению своего сердца от пороков, слабостей, недостатков. Ведь наши помыслы и дела берут начало именно там, в сердце. И конечно же, нужно просить и молить Бога укрепить себя, это немощное перед жизненными бурями человеческое существо, в вере, набожности, умении преодолевать и достигать, дабы стать счастливым в земном и вечном, а также помочь в этом другим. Во время и‘тикяфа желательным является чтение Священного Корана, осознание его смыслов и приумножение религиозных познаний. В дни и‘тикяфа, даже если человек решил посетить мечеть ненадолго, будет лучше, если при входе в Дом Всевышнего он оговорит намерение провести эти минуты или часы в состоянии и‘тикяфа [4].
Ответы на вопросы об и‘тикяфе
Соблюдают ли женщины и‘тикяф? Если да, то каким образом? Айсулу.
Учитывая все нюансы Сунны и комментарии ученых по этому вопросу, и‘тикяф женщин в мечети в последние десять дней Рамадана возможен, но только в том случае, если в здании мечети имеются помещения, залы, отведенные специально для них, для их круглосуточного там пребывания. Замечу, что женщинам все-таки лучше воздержаться от и‘тикяфа в мечети [5]. Богословы-ханафиты считали, что и‘тикяф женщины может быть только дома, в той его части, которая отведена для молитвы-намаза. Круглосуточное пребывание женщины в здании мечети в последние дни Рамадана они считают нежелательным [6]. В одном из мнений оговаривается исключение, касающееся случая, когда женщина находится там с мужем [7]. О нежелательности (макрух) и‘тикяфа женщины в здании мечети говорил и имам аш-Шафи‘и, аргументируя свое мнение достоверным хадисом из свода хадисов имама аль-Бухари [8]. Если все-таки замужняя женщина намерена провести десять (или менее) последних дней Рамадана в мечети (притом что там имеются для этого необходимые условия), тогда ей нужно посоветоваться с мужем и получить его одобрение [9].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Все исламские ученые подчеркивали, что намерение обязательно. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1751.
[2] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 318, хадисы № 2025, 2026; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1751.
[3] Безусловно, каждый человек должен самостоятельно и ответственно оценивать свои возможности, абстрагировавшись от рабочих, семейных забот, жизненной активности на 10 дней, не ущемляя права тех, кто находится под его опекой. Предполагается, что человек заранее все спланировал и его отсутствие в течение этого времени никому и ничему не навредит.
[4] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1752.
[5] Мнение имама аль-‘Аскаляни, обоснованное смыслом хадиса. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 348 и 349.
[6] См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 68 (пояснение к хадису № 1172); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1750; аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 530.
[7] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 346.
[8] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 346, хадис № 2033 и пояснение к нему.
[9] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 3. С. 1763.