Октябрь 2015
Уважаемый хазрат, нам очень приятно, что вы согласились дать нашему журналу возможность побеседовать с вами и задать несколько вопросов касательно веры в успех, насколько она важна в реализации планов. И сразу хочется спросить: как вы достигли всего того, что имеете сейчас?
Вера в Бога и вера в себя помогают быть дисциплинированным, спокойным, помогают подниматься над трудностями и видеть не только земные перспективы, но и вечные. Вера в успех, в благополучное получение Божественного благословения, крайне важна, ведь если мы ставим перед собой серьезные цели, Господь нам дает и серьезные препятствия, дабы мы в мыслях, словах и делах доказали, что достойны указанных целей.
Напомню вам один аят и два хадиса, очень важные для человека, не желающего останавливаться на достигнутом и стремящегося к самым разным, чудесным проявлениям Божьей милости и щедрости.
«Если завершил [дело] (освободился) [от него], тогда трудись (напрягайся до очередной усталости и утомления) [приступая без задержек к очередному богоугодному делу или занятию, развивающему тебя духовно, интеллектуально или физически, либо приближающему тебя к реализации жизненных целей и задач]» (Св. Коран, 94:7).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Сильный [физически, интеллектуально, духовно] верующий более хорош пред Богом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них [по наличию веры] есть благо. Будь [о человек, о мусульманин] предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо и польза [как мирские, так и вечные]. Проси Всевышнего о помощи [как молитвами, душевным настроем, так и используя законы, закономерности, установленные Творцом] и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то [нежеланное], то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны [помогает его вмешательству, вторжению в настроения и дела твои]. Но скажи: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им» [1].
Также пророк Мухаммад говорил: «Есть два блага [бесценных Божественных дарования], которые люди не ценят (в отношении которых обманываются) [беспечно пренебрегают ими, нанося себе огромный ущерб; не извлекают должную пользу и выгоду]. Это — здоровье [сохранение его и развитие] и свободное время [2][которое люди в основном не заполняют чем-то полезным, будь то в земной перспективе либо в вечной]» [3].
Верующему человеку, каких бы высот, в том числе и в бизнесе, он ни достиг, всегда есть в чем совершенствоваться и к чему стремиться.
Если говорить о моих личных достижениях, то это — результат Божьей милости, щедрости и моя усердная практика вышеприведенных цитат, хорошая команда и прекрасная семья.
Вы блестяще развенчиваете мифы и ломаете стереотипы. Нередко имамов обвиняют в необразованности и узости интеллекта. Это задевает, конечно, имидж имамов. Вот вы образованный имам, богослов, лектор и бизнес-тренер, и это очень радует, молодежи есть на кого равняться. Как вы думаете, почему в обществе сложился негативный образ имама?
Сложившийся негативный образ, думаю, уходит корнями в глубокую историю России и касается всего постсоветского пространства. В царский период и в период коммунизма Ислам в России не имел практически никакой государственной поддержки, а потому религиозные структуры были очень слабыми во всех отношениях, в том числе в интеллектуальном. И потом умному, сильному, образованному все-таки хочется работать там, где ценят его труд и хорошо оплачивают.
Свою лепту в создание негативного имиджа имама внесла антирелигиозная пропаганда советского периода, когда целые институты, финансировавшиеся из щедрого госбюджета, а также умнейшая профессура старались как можно убедительнее показать негативные стороны Ислама и людей, проповедующих его, – имамов. Постсоветский период не особо отличился от того, что было ранее. И даже если желание государства помогать религии появилось, пока что все это неуклюже, где-то мимо цели и недальновидно.
Я являюсь сторонником того, чтобы брать ответственность на себя и делать все зависящее, ни у кого не просить и никого не винить. Думаю, такого рода имамов и религиозных деятелей на постсоветском пространстве становится все больше и больше, а потому через десяток-другой лет имидж может резко измениться в лучшую сторону.
Многое зависит от человека, от той среды, которая его воспитала, и от тех теоретических знаний, которые он приобрел. Люди все разные вне времени и народов, причем если человек развивается (интеллектуально, духовно и физически), то постоянно меняется. Важно — в какую сторону. Главное, чтобы индивидуум, а особенно если он богослов (по образованию и своей профессиональной деятельности), ни при каких обстоятельствах не впадал в крайности.
Имам должен иметь хорошее богословское образование (общемусульманское, а не идеологизированное), которое явится научным базисом для его последующей деятельности. Посредством каждодневного самообразования, изучения местной культуры, а также иностранных языков ему следует с годами стать высокообразованным, всесторонне эрудированным и успешным, четко и умело, а также уместно проводящим параллели между богословской теорией и современным положением дел, особенно учитывая потребности того общества, в котором он проповедует. Такие люди, с Божественного на то благословения, изменят образ мусульманского религиозного деятеля, и им воздастся за это благом в обоих мирах (аминь!).
В Коране сказано: «Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Св. Коран, 13:11). С чего необходимо начать меняться?
Это очень индивидуально. Зависит от подсознательного мира человека, той подсознательной картины или, если хотите, призмы, через которую он смотрит на мир. Для кого-то первостепенны изменения физического плана, например, в режиме дня, питания или нагрузках, для кого-то это внутренний диалог, те обиды и переживания, которые крутятся у него в голове, для третьего – внесение серьезных изменений в его подсознательную финансовую историю. Процитированный вами аят – один из ключевых, над практикой которого мы работаем на моих многодневных семинарах.
Главное — внести хотя бы одно конкретное изменение, а после не останавливаться и постараться расти, в чем любая из моих книг по триллионерной тематике может оказаться хорошим помощником («Триллионер слушает», «Триллионер думает», «Триллионер действует», «Финансы Триллионера», «Стань самым умным и самым богатым» (в двух частях), «Ежедневник. Расписание Триллионера»).
Относительно важности периодического внесения в свою жизнь изменений в Коране есть два аята:
«Аллах (Бог, Господь) не изменяет [степень] благоденствия людей [наличие, отсутствие либо уровень их мирского достатка, благополучия, счастья], пока они не изменят самих себя [усовершенствуются или деградируют]. [В лучшую ли сторону изменяется жизнь или в худшую, зависит от самого человека и полученных в результате усилий или его бездеятельности Божественных благословений.] Всевышний все слышит и абсолютно обо всем знает» (см. Св. Коран, 8:53);
*
«Поистине, Аллах (Бог, Господь) не изменит положения людей, пока они не изменят самих себя. [Изменяясь в лучшую сторону изнутри, в своем отношении к происходящему, и в поступках, человек вызывает Божью милость, щедрость и благословение]» [4] (см. Св. Коран, 13:11).
В контексте внесения изменений очень важным является долгосрочность их практикования, тем более когда человек видит положительный результат. Супруга пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) ‘Аиша говорила: «Наиболее любимо пред Богом то, что постоянно, даже если оно мало (незначительно)» [5].
Иногда говорят: «Я молюсь, но Бог меня не слышит». А есть пословица: «На Аллаха надейся, а верблюда привязывай». Понятно, что необходимо делать все от себя зависящее, в остальном — полагаться на Бога. И вот тут необходима вера в успех и в милость Божью. Что необходимо для того, дабы вера в успех соответствовала возможностям?
Важным в данном случае является сознательная работа со своим мозгом, конкретизация целей, страстное желание их достичь и кропотливый каждодневный труд в направлении реализации желаемого. Из собственного опыта вижу, что при таком подходе в процессе мы начинаем все больше слышать, видеть, понимать и даже чувствовать дополнительные возможности, неожиданно появляющиеся на нашем пути, которые также следует дисциплинированно реализовывать, дабы, с Божественного на то благословения, получить желаемый результат.
Можно добиться чего угодно. Но первоначально следует поверить во Всемогущество Творца и безграничность Его милости, а после, в процессе кропотливого труда, эту веру не потерять.
Благословение Бога и есть удача, а все остальное (знания, опыт, навыки и т. п.) — инструменты достижения этого благословения? Какова доля удачи и везения в успехе и что нужно предпринимать, чтобы везение было с нами?
Это очень индивидуально и часто связано с предысторией. Например, нередко можно встретить, что человек, начавший практиковать отдельные религиозные постулаты рьяно и с воодушевлением, думает, что все в его жизни быстро изменится и его молитвы будут легко приняты Богом. Это – заблуждение. Оно вызывает у многих начинающих недоумение, отчаяние и побуждает к крайностям. На самом же деле человек быстро забыл свою предысторию, которая за многие годы создала определенный внутренний и внешний миры. Структура его мозга за месяц-другой выполнения намаза не изменится, а потому настоящие (подсознательные) его молитвы все еще будут окрашены в цвета прошлых грехов, беспечности или тунеядства. Успех в любой сфере земной жизни, как и успех в вечности состоит из маленьких, но постоянно практикуемых хороших и полезных дел. Безусловно, Господь миров может быстро все простить и благословить человека на кардинальные преобразования, но все-таки предыстория важна.
Например, вчитайтесь внимательно в следующий аят:
«Кто набожен пред Аллахом (Богом, Господом) [следует морально-нравственным нормам, переданным через пророков и развитым праведниками; обязателен в меру сил и возможностей в выполнении предписаний; сторонится явно запретного; следует законам и закономерностям, установленным Творцом в этом мироздании], тому Господь непременно предоставит спасение, выход [из на первый взгляд безвыходной ситуации, неразрешимой проблемы, непреодолимой беды, нестерпимой боли] и обязательно наделит (одарит) его уделом [интеллектуальным, духовным или материальным достатком] оттуда, откуда он его и не ожидает [откуда он даже и не предполагает, не рассчитывает его получить]. Кто полагается на Аллаха (Бога, Господа), тому Его достаточно» (см. Св. Коран, 65:2, 3).
То есть удача, везение ожидают человека, если этому предшествует правильность, праведность человека пред Богом и людьми.
Также важно понять кто ты, каково твое место в жизни, какова твоя роль, какой шедевр через предоставленные тебе Богом возможности ты можешь реализовать за десятилетия жизни во благо нынешнего и будущего поколений; важно поставить цель и идти к ней, преодолевая все препятствия на пути. Когда сильно чего-то захочешь, Всевышний обязательно даст тебе это.
«Он [Господь миров] дал вам все, о чем вы Его просили» (см. Св. Коран, 14:34).
Как мотивировать себя и самоорганизовывать без волшебного пенделя?
Ставить мелкие, но достижимые цели, успех в которых будет мотивировать на более глобальные свершения.
Есть также очень действенная практика – «Петля привычки», она состоит из трех этапов: (1) Знак… (2) Привычные действия… (3) Награда…
Знак. Вы создаете пусковые механизмы, чтобы действие стало привычным делом. Пусковой механизм приказывает мозгу включить автоматический режим и сообщает, какую привычку выбрать. Например, определенная музыка по утрам побуждает вас делать зарядку (либо утреннюю пробежку).
Привычные действия. Например, сама зарядка (либо утренняя пробежка).
Награда. Красноречиво похвалить себя, не стесняясь этого! Получая награду (похвалу, например, или поощрение), мозг просыпается, дабы убедиться, что все происходит именно так, как должно. Поощрение может быть в том, чтобы посмотреть на себя в зеркало и порадоваться результатам.
В вашей статье «400 миллиардов бит в секунду» вы пишете, что мы создаем собственный мир, то есть происходит то, во что мы верим, наши мысли трансформируются в реальность. Как именно это происходит? В этом участвуют нейроны? Существует ли неизвестная частота связи между нами и Богом, которая и составляет основу веры?
Слишком сложный вопрос, и ответ на него требует подробного изложения. Но если кратко, то положение дел таково: в зависимости от того, что мы думаем, какие слова используем в речи, какие чувства активизируем внутри себя, какие действия совершаем (что именно преобладает!) — все это влияет на структуру нашего мозга, а в итоге вносит корректировку в нашу подсознательную молитву. Когда мы долго над чем-то думаем или упорно что-то обсуждаем, в мозгу активизируются химические реакции и электрические сигналы, устанавливаются новые синаптические связи, что приводит в итоге к образованию новых нейронных путей, а это в свою очередь постепенно запускает механизм действительного преображения того, что у вас внутри, и всего того, что окружает извне.
В этой же статье вы пишете: «Следует учить себя сосредотачиваться на главном». Хазрат, как нужно сосредотачиваться? Как сделать так, чтобы наш мозг, уставший от неудач и огорчений, рисовал лучшую картинку будущего?
Нужно изначально понять, какова сегодняшняя картина, изложив это на бумаге, а потом также письменно сформулировать лучший вариант картины своего будущего. Это очень трудоемкий интеллектуальный процесс. Кстати, именно это является одним из ключевых пунктов на моих многодневных семинарах, где я работаю с людьми индивидуально. Что же касается сосредоточенности, то, зная всю сложность процесса (а нейробиологи постоянно говорят, что мозг любит отвлекаться), я создал тренажер, занятие с которым на протяжении хотя бы трех месяцев очень серьезно помогает человеку продвинуться в данном вопросе, — это мой «Ежедневник. Расписание Триллионера». Настоятельно рекомендую найти хотя бы «Ежедневник. Сосредоточиться на главном. 90 дней», изучить все вступительные тексты и дисциплинировать себя на последующие три месяца.
В статье «Выученная беспомощность» вы упомянули, что все проблемы — это Божий дар, дабы мы пересиливали себя и становились лучше, ведь Господь желает нам добра. Дайте 5 наиболее эффективных тактик (советов, фишек, приемов, секретов, способов) в преодолении возникающих преград.
1. Найти свои главные 20% (принцип Парето 80/20).
2. Используя мой ежедневник, сосредоточиться на этих 20%.
3. Иметь серьезные конкретные цели, ограниченные сроком, причем как в физическом развитии, в интеллектуальном, духовном, так и в вопросе становления финансово независимой личностью.
4. Обязательная физическая нагрузка до такой степени, чтобы пропотеть, хотя бы 4 раза в неделю.
5. Обязательная пятикратная молитва, хотя бы ее фардовый минимум. С годами это воспитает в нас глубокое спокойствие и все большую уверенность в Божьей милости и щедрости.
Бывают ли моменты, когда вас покидает вдохновение (теряете веру в себя, в свой бизнес)?
У меня, с Божьей помощью, очень много инструментов, которые поддерживают даже в самые сложные периоды жизни. К тому же ближайший мой круг, а это в первую очередь моя семья, всегда были и остаются внимательным слушателем и мудрым помощником.
Как вам удалось добиться успеха?
Те или иные мои жизненные достижения в различных областях я не называю успехом. Для меня жизнь, как прописано и в моем сценарии, это – череда шедевров. Частью моей жизненной миссии является создание нескольких десятков информационных шедевров. В этом процессе, с Божественного на то благословения, я нахожусь каждый день, и часто в душе молю Бога, чтобы Он дал мне необходимое количество жизненных лет, сил, здоровья и возможностей, дабы реализовать задуманное.
Чем вы любите заниматься в свободное время?
Свободное время… Я все свое время стараюсь инвестировать в счастье мое и других в обоих мирах. Не бывает такого, чтобы я без дела сидел на диване, а тем более перед монитором или телевизором. Не бывает такого, чтобы я ехал в машине или летел в самолете и ничего не делал. Все то, чем занимаюсь, я стараюсь увязывать с реализацией моих главных 20% как прямо, так и косвенно. Даже порой в не особо комфортном физическом состоянии я все равно читаю то, что считаю полезным. На ночь перед сном я стараюсь запускать в голове те мыслительные механизмы, которые бы наутро помогали мне быть воодушевленным, полным сил и идей.
Изменила ли вас популярность?
Конечно же, мне приятно, что в самолетах, аэропортах, кафе или даже лифтах люди узнают меня и просят сфотографироваться. Но, думаю, у меня нет звездной болезни, так как, работая с моим ежедневником, постоянно прокачиваю свой мозг в контексте самого главного, которое мне необходимо сделать в предстоящий час или день.
Что для вас было самым сложным?
Самое сложное — это прощать обиды, которые люди нанесли мне, стараясь как-то повлиять на репутацию, учитывая мою публичность, например, через заказные лживые статьи или поливание меня грязью в Интернете. Я также сталкивался с серьезными угрозами в свой адрес, но ни разу их не посмели осуществить. Это делалось либо анонимно, либо скрыто — за интернетными никами или анонимными звонками. За 18 лет моей работы имамом это, возможно, единичные случаи, но некоторые из них производили эффект разорвавшейся бомбы и имели серьезные последствия. Мне было, безусловно, неприятно, где-то больно, но я внушал себе, что это Богом данное, что за этим скрывается милость Творца и Его благословение, потому нужно пройти через это достойно, не тратя ни сил, ни времени, ни средств на поиск виновников, а тем более на их наказание.
Что мешает вам жить, а что помогает?
Я стараюсь относиться так, чтобы все помогало мне жить, созидать и реализовывать даже то, что поначалу кажется невозможным.
О чем вы мечтаете?
Отвечу так: я вот уже более 15 лет молю Бога о том, чтобы Он Своей милостью и щедростью предоставил мне все возможные и невозможные ресурсы, дабы реализовать три вещи – 1) дать наилучший отпор невежеству и безбожию, 2) сделать многое для того, чтобы Слово Божье и мусульманские ценности дошли до наибольшего числа людей в понятной для них форме, 3) заслужить милость Всевышнего и как результат — получить Его Божественное благословение для меня, моего ближайшего окружения, моих детей и потомков на счастье в обоих мирах.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1069, хадис № 34–(2664).
[2] Тот период, когда что-то завершено, а другое еще не начато.
[3] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2015, хадис № 6412; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 555, хадис № 9280, «сахих».
[4] Пояснения см.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 2. С. 485, 486; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Сабуни, [б. г.]. Т. 2. С. 76.
[5] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 38, хадис № 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 136–138, хадис № 43 и пояснение к нему.