Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Самое главное о посте в Рамадан

Приближается большой праздник для всех мусульман — месяц Рамадан. Для такого мегаполиса, как Москва, да и для страны в целом, это значимое событие. Почти треть населения Москвы — мусульмане: коренные или приезжие, с рождения таковые либо открывшие для себя мусульманские ценности в зрелом возрасте. Причем число последователей Ислама растет стремительно и непредсказуемо. Как отразится предстоящий период на жизни общества в целом? Сделать Рамадан более близким и понятным для россиян мы попросили Шамиля Аляутдинова, имама Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе.

Мотивация

Что мотивирует человека соблюдать пост? В общепринятом понимании этот период воспринимается как время, когда верующие усиленно молятся, ограничивают себя в режиме питания и в супружеских отношениях. Это требует довольно серьезного волевого усилия. Чем здесь больше руководствуется человек — разумом, богобоязненностью или внутренней потребностью духовно развиваться?

Человека первостепенно мотивирует вера в Бога, в истинность миссии Его заключительного посланника, а также это вопрос самодисциплины, выведения себя из «зоны комфорта» и самосовершенствования — раскрытия своих глубинных чувств, талантов и потенциальных возможностей. Пост — это одна из форм поклонения Господу миров, Творцу всего сущего, и этим уже многое сказано.

Обычно у людей, представляющих религию лишь как некий набор ритуалов, пост ассоциируется с системой ограничений и с загоном в некие рамки «ради Всевышнего». На самом же деле если человек, во-первых, решится на такие преобразования на один месяц, а во-вторых, поймет, сколь они для него важны и необходимы, как с точки зрения земного благополучия, так и вечного, то он при таком настрое и подходе откроет для себя совершенно новую, ранее не прочувствованную сторону жизни. Пост — это не ограничение, а новая свобода со своим особым ароматом и вкусом. И подчеркну, что «кто никогда не пробовал, тот совсем не знает», а потому пусть не рассуждает, вселяя страхи и сомнения в сердца неуверенных в себе и слабых духом.

Считаю, что человек разумный и просвещающий себя в самых разных областях жизни, не перестающий развиваться интеллектуально, физически и в 40, и в 60, и в свои 70 лет, руководствуется, соблюдая пост, как разумом, так и богобоязненностью, а также внутренней потребностью духовно развиваться.

Чем руководствуется человек?

Во-первых, разумом… Пост — возможность вывести себя из «зоны комфорта» и подрасти в вопросах мироощущения и в раскрытии своего потенциала. Ограничение в питании и питье на период поста серьезно оздоровляет организм в результате высвобождения огромного количества энергии, которая раньше уходила на переваривание нужной и ненужной пищи, на беспокойства, конфликты и отрицательные эмоции, а теперь идет на залечивание физических и психологических, душевных ран и болячек, накопившихся за предыдущие 11 месяцев зачастую беспорядочного и нездорового питания, сопровождавшиеся напряжением и ненасытным желанием успеть все и сразу, либо — ничего не делать и без конца есть в свое удовольствие.

Во-вторых, богобоязненностью… В Священном Коране сказано, что верующим предписан пост. И предписан он был не только во времена заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада, — такая форма поклонения существовала и во времена Иисуса, Моисея, Авраама и глубже в историю. Богобоязненность при соблюдении поста заключается не в том, что «если ты не будешь поститься, то Бог тебя за это покарает», а первостепенно в осознании того, что Всемилостивый Господь, предписав пост, заложил в его соблюдении бессчетное количество благ земных и вечных. Поэтому перешагни страх перед голодом и открой для себя новую грань, новую реальность еще в земной жизни.

И в-третьих, внутренней потребностью духовно развиваться… Заставляя себя воздерживаться от ряда вещей в дневное время суток, он высвобождает не только физическую, но и духовную энергию, и уже почти забытая интуиция, потерянное чутье, тонкое ощущение себя, своей духовной составляющей, своей души, начинает наконец пробуждаться в нем, просыпаться.

Как влияет соблюдение поста на повышение духовности человека?

Как я сказал ранее, он становится определенно другим. Заботы, связанные с процессом употребления пищи и ее переваривания его не тяготят, а потому значительная часть немалого каждодневного потенциала начинает переключаться на интеллектуальную и духовную составляющие человека, обостряются чувства.

К тому же верующий постится, делая это пред Богом. Есть такие слова Господа миров, переданные пророком Мухаммадом: «Всякое дело потомка Адама [то есть человека] — для него самого, кроме поста. Воистину, он (пост) — для Меня и Я воздам за соблюдение его [по меркам Божественной щедрости и милости]»[1]. Нам, людям, часто жадничающим по мелочам, не особо готовым потрудиться во благо других, очень сложно понять и представить, как щедр дождь Божественной милости в результате соблюдения нескольких строгих ограничений на протяжении ряда часов. Но данная форма поклонения, пост, именно такова — за нее воздает Сам Господь миров, не ограниченный ни местом, ни временем, одаривающий бессчетным количеством единиц Своей милости триллионы и триллионы Своих творений. Претендовать на особый Божественный дар, испытывая на первый взгляд неудобства и трудности, — шанс, который не стоит упускать.

Молитва Таравих, если она совершается в мечети, в кругу многих сотен и тысяч человек в данном храме и более миллиарда человек в мире в целом, которые постились на протяжении целого дня, а теперь сообща, около 50 минут, совершают коллективную молитву — wow! Это не передать словами! Это мгновенное вскрытие всех замков земных кладезей человека! Это что-то невероятное!

Можно ли считать, что после поста человек как бы обновляется, смотрит на мир другими глазами?

Он смотрит на мир другими глазами уже в дни поста, начиная с 3-го и 4-го дня, когда организм входит в необычный для него режим потребления пищи и начинает воспринимать это как естественное для него состояние, а потому все успокаивается, и процесс эмоционального, духовного, интеллектуального пробуждения набирает все большую силу. Верующий, соблюдавший пост 29 дней лунного месяца[2], становится уже другим человеком, благородным не только на словах. Появляется глубина слов, поступков и широта взгляда на происходящее вокруг.

Итак, человек меняется, и каждый день поста меняет его, если (1) он разумно принимает пищу, то есть 2 раза в сутки — ранним утром и поздним вечером (при этом важно пить достаточно жидкости, есть сухофрукты, крупы, фрукты и овощи, орехи); если (2) соблюдает режим сна (в общей сложности нужно спать не менее 7 часов в сутки и не более 8); если (3) не ленится выполнять физические упражнения (ходьба хотя бы по 5–6 км, плавание, легкие пробежки и легкие силовые нагрузки), дабы кровь не застаивалась и организм насыщался кислородом, активнее происходил обмен веществ.

Нужно ли ожидать, что после этого периода человек сильно изменится или что изменится его жизнь в целом?

Уверен, следует всегда ожидать позитивных изменений и преобразований, быть настроенным на них и делать от себя зависящее, не жалея сил, не занижая планку и не боясь неведомого. Соблюдая пост, проявляя усердие пред Богом, человек делает это в первую очередь из благодарности Всевышнему, а в Коране сказано:

«Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ; а благодарность — это когда вы находитесь над тем, что даруемо вам, а не в нем и не ограничены им, когда веруете и усердны в благом вне зависимости от изменяющихся вокруг вас обстоятельств]» (см. Св. Коран, 14:7).

Мы, люди, благодарим Творца за бессчетное количество благ[3] и устремляемся навстречу новым Божественным дарам. Прислушайтесь к одному из многих тысяч прекрасных хадисов: «Воистину, у Господа вашего касательно всех последующих дней вашей жизни есть дары (подарки) [подобно чудесным ароматам и свежим дуновениям, доносящимся до вас]. Идите же навстречу этому [в том числе достигая мастерства в профессиональных навыках, практикуя обязательное и сторонясь явно запретного. И молите Бога]! Велика вероятность, что молитва [а это первоочередно ваш душевный, мысленный, эмоциональный настрой] совпадет с Божественной милостью, и человек [выполнявший все возможное из необходимых предпосылок, пусть маленькими шажочками, но каждый день] станет настолько счастлив, что убытки (потери, проигрыши) более никогда не повстречаются ему [на жизненном пути, ни в земном, ни в вечном; он никогда впредь не окажется в проигрыше]!»[4]

И еще одно чудо пророческого наследия. Смысл слов Господа миров, переданных пророком Мухаммадом: Любимейшим из всего, что бы ни делал раб[5] Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что вменил Я ему в обязанность [уважение к родителям, почтительное отношение к жене (мужу) и должное воспитание детей; самодисциплина в благом и праведном; строгое выполнение (в меру сил и возможностей) взятых на себя обязательств пред Богом (а это и пост в Рамадан) или людьми, честность и т. д.]. И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, совершая дополнительное, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, которым он будет слышать; его зрением, которым он будет видеть; его руками, которыми он будет работать, и его ногами, которыми он будет идти. [Человек проникнется душевным спокойствием, уверенностью в себе, будет полон надежд, жизненной энергии, рационального расчета и реальных каждодневных дел. Ему будет легко слышать, видеть, чувствовать главное и сосредотачиваться на нем, не отвлекаясь на второстепенное.] И если он попросит Меня о чем-нибудь, Я [продолжает Господь миров] обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне с просьбой о защите, Я непременно помогу ему. И ничто из совершаемого Мною не заставляет колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти [ведь он еще столько всего желает успеть]. Ибо Я не хочу причинять ему боль»[6].

Следует идти к подобным глобальным позитивным преобразованиям навстречу, в том числе соблюдая пост в месяц Рамадан.

О сути мусульманского поста

В чем именно заключается сам пост Рамадан?

В определенный месяц из 12 существующих в определенное время суток человек ограничивает себя в ряде вещей, привычных для него в другие месяцы. Это ограничение является одной из форм поклонения Господу миров.

Какой временной промежуток охватывает?

Один месяц лунного календаря, от утренней зари и до захода Солнца. 

Можно ли здесь провести некую аналогию с большим постом в Христианстве?

Отличия значительные, но суть, полагаю, одна.

Подразумевается ли особенная молитвенная практика на время поста?

Совершается молитва Таравих в 8 или 20 ракяатов, а также праздничная молитва по завершении поста. Что касается молитв-ду‘а, то обычно это намерение человека, проговариваемое им с вечера либо во время утреннего приема пищи (сухур) на любом языке, о том, что он собирается поститься, а также те молитвы, которые человек читает во время разговения вечером. В достоверном хадисе говорится о трех молитвах-ду‘а, мольбах, которые Господь непременно принимает. Одной из них является молитва, обращенная к Творцу во время разговения, когда человек завершает день поста, разговляясь водою и несколькими финиками[7].

Организуются ли на период поста дополнительные проповеди в мечетях?

Обычно нет. Традиционно в период поста люди самостоятельно (в мечетях или дома) стараются больше читать Коран в оригинале либо перевод его смыслов.

Есть ли обязательные правила для начала поста?

Главным является намерение соблюдать пост[8]. Намерение — это в первую очередь намерение сердца.

Отразится ли как-то этот период на жизни мегаполиса? Появятся ли в городе какие-то отличительные черты на время поста, если сравнить с практикой соблюдения Рамадана в мусульманских странах? Отразится ли это как-нибудь на работе ресторанов или кафе города? Во время, например, большого поста в Христианстве, некоторые такие заведения вводят дополнительные блюда вегетарианского меню.

Если говорить о Москве, то учитывая малочисленность мечетей, возможно, соблюдение Рамадана не будет особо заметным для нашего огромного родного города, но в то же время, в продолжение традиции последних нескольких лет, перед нашей мечетью на Поклонной горе, дай Бог, появится шатер Рамадана, куда ко времени разговения могут прийти все желающие.

На работе ресторанов нашего города соблюдение поста особо не отразится, так как мусульманский пост не связан с отказом от каких-либо отдельных блюд либо продуктов. Человек вправе формировать меню разговения либо утреннего приема пищи на свое усмотрение, в границах халяльности[9] потребляемой пищи.

Что считать праздником — последний день поста или есть внутри этого периода иные особые даты? И как принято отмечать последний день поста?

Каждый день поста — это праздник, и особенно тот момент, когда человек разговляется вечером. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «У постящегося две радости: одна — когда он разговляется, другая — когда предстанет пред Господом [в Судный День] и порадуется за соблюденный им пост»[10]. Первая радость — когда наступает время разговения и становится дозволенным запрещенное в светлое время дня. И это не радость голодного человека, получившего-таки кусок хлеба, нет. Чувство голода, особенно на третий день, исчезает. Здесь имеется в виду радость от очередного соблюденного дня поста, радость легкой, возвышенной обращенности к Богу и радость приобретения новых ощущений при питье воды и употреблении пищи — потому как рецепторы вкуса и запаха ожили, и от небольшого количества еды вы получаете огромное удовольствие. Это, конечно же, в том случае, когда человек спокоен и не торопится.

Под второй радостью в хадисе подразумевается радость, которую верующий, соблюдавший пост в земной жизни, испытает в Судный День, когда воздастся ему за дела мирские[11].

Также время разговения для многих может стать причиной проявления особой Божественной милости — избавления от адского наказания. В достоверном хадисе сказано: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) во время каждого разговения [в месяц Рамадан] освобождает от адского наказания неопределенное количество людей [соблюдавших пост]»[12]. То есть человек, соблюдая пост с намерением поклонения Господу миров, делает это по собственному выбору и желанию. И это столь значимо пред Богом, что данное, на первый взгляд не особо-таки сложное и трудоемкое действие, тем более в сравнении с бессчетным количеством благ, которыми мы, независимо от нашего вероисповедания, пользуемся ежедневно, может кардинально изменить судьбу[13] человека как в земной перспективе, так и в вечной. Сделал бы ты выбор не в пользу соблюдения поста — и мог бы оказаться в Аду после Судного Дня, но ты поступаешь иначе… Такой поворот событий и Божественное благословение такого уровня — больше чем праздник!

Если говорить об особых днях, то примечательны последние 10 дней месяца Рамадана, в одном из которых — Ночь могущества. Она по своему величию более значима, чем тысяча месяцев. В Коране сказано: «Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!» Обычно в последние 10 дней верующие много времени уделяют молитвам, особенно в вечернее время, после захода солнца, а также чаще посещают мечеть и совершают больше благодеяний.

Завершение поста праздничной молитвой — это уже кульминация 29-дневного праздника.

С чем исторически связано появление поста? Когда и как появилась такая практика?

Пост с точки зрения мусульманской культуры — это предписание от Бога, четко сформулированное в заключительном Священном Писании — Коране.

Заповедь о посте была одним из важных установлений, данных Господом Моисею и Иисусу. В иудейской традиции существует практика сорокадневного поста по примеру Моисея, который до получения скрижалей Завета «пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Втор. 9:9). Этот же пост соблюдал Иисус, начиная свое пророческое служение (Мф. 4:2).

В Коране сказано:

«О верующие! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете набожными (богобоязненными). [Пост продолжается] считанные дни. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот [пусть] перенесет пост на другие дни. Те же, кто [не] сможет восполнить его в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни][14], должны накормить бедняка[15]. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это — наилучшее для вас, если бы вы только знали! Месяц Рамадан — это месяц, в который был ниспослан Коран [низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих] как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [чтобы отличать истинное от ложного]. Кто из вас застанет этот месяц, пусть непременно проведет его в посте, а кто болен или в пути, пусть выдержит [пост] в другие дни, [ведь] Аллах (Бог, Господь) желает вам облегчения и не желает вам трудностей. [Господь хочет] чтобы постились вы все дни [этого месяца либо восполнили потом все вынужденно пропущенное] и возвеличили Его [по завершении поста] за то, что вывел вас к пути истинному, — может, вы будете благодарны. [Будьте же таковыми!]» (Св. Коран, 2:183–185).

Нужно ли за этот период сделать какие-либо пожертвования или вообще уделить особое внимание подаянию милостыни?

Любое благодеяние в этот месяц более вознаграждаемо пред Богом, чем в обычные дни. В одном из хадисов сказано: «Совершенное в Рамадан желательное благодеяние засчитывается пред Богом как обязательное, а обязательное — как семьдесят обязательных благодеяний, совершенных в любой другой месяц»[16].

Есть к тому же такое положение, как закятуль-фитр (или садакатуль-фитр). Это обязательная милостыня по завершении поста, которую можно передать и в течение месяца Рамадан.

Закятуль-фитр — налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника разговения (‘Идуль-фитр, Ураза-байрам), а точнее — до праздничной молитвы. Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности. Обычно верующие передают свой закятуль-фитр в местные мечети[17].

Медицина, здоровье и пост

Есть ли какие-то «переходные» дни, когда особенно сложно соблюдать пост?

Переходными днями являются первые три, максимум — четыре дня, когда организм перестраивается на новый для него режим потребления пищи.

Как лучше подготовиться к посту?

Иметь намерение соблюсти пост, устранить страхи (игнорировать их) и подготовиться психологически (положительные эмоции и ожидания)[18]. Мысленно настроить себя идти навстречу бесчисленному количеству щедрых Божественных подарков, которые мы получаем еще здесь, на земле.

Как правильно перестроить свой рацион, чтобы приема пищи в дозволенное время было достаточно на целый день?

Поскольку в нашей широте в летний период дни очень длинные, самым тяжелым может показаться отказ от питья в течение дня. Поэтому необходимо вечером и во время утреннего приема пищи пить больше воды, есть фрукты и только после этого овощи, крупы, сухофрукты и т. п. Таким образом организм запасется достаточным количеством воды, витаминов и клетчатки. За первые 2–3 дня мозг вычислит, какое именно количество необходимо, и настроит тело соответствующим образом.

В одном из достоверных хадисов имеется несколько полезных рекомендаций: «Есть три практики, применение которых придаст человеку сил для соблюдения поста (ему в итоге хватит сил и энергии держать пост): (1) поесть, а потом уже пить [то есть во время еды много не пить, не разбавлять желудочный сок, а попить уже после того, как появится чувство жажды, минут через 40–60 после приема пищи][19], (2) поесть [не только вечером, разговляясь, но и] ранним утром [до азана на утреннюю молитву], (3) поспать днем (вздремнуть) [примерно 20–40 или более минут в промежутке между 13.00 и 16.00]»[20].

В соответствии с Сунной человек во время, например, вечернего разговения первым делом пьет воду и может съесть несколько фиников[21]. Затем совершает вечернюю молитву-намаз и уже после ест. Первое питье воды после дня поста промывает желудочно-кишечный тракт. Кстати, очень полезно пить натощак теплую воду с разбавленным в ней медом. В хадисе рекомендуется пищу (после совершения вечерней молитвы) особо не разбавлять водою. Одновременное обильное питье и потребление еды ведет к затруднению пищеварения (снижается концентрация желудочного сока), несварению, порой к изжоге. В период поста это влечет за собой неудобство, связанное с тем, что вечерняя еда не успевает перевариться, и человек в результате либо не ест ранним утром, так как не испытывает голода, либо ест, но получается «еда на еду», что в еще большей степени затрудняет процесс переваривания пищи и не приносит ожидаемой пользы.

Важно, чтобы верующий придерживался умеренного потребления пищи вечером и ранним утром, то есть после соблюдения поста и перед началом его. К сожалению, слабые духом люди, ведомые страхом перед чувством голода, начинают потреблять большое количество пищи, думая, что это поможет им быть в тонусе на протяжении дня. При этом они забывают либо не знают о том, что потребляя за один прием пищи больше обычного, человек вводит свой организм в очень непривычное для него состояние: вместить, переварить много еды и сжечь невероятное количество калорий, на что затрачивается весь дневной потенциал чистой энергии, а потому такие люди ходят на протяжении дня сонными, уставшими, удрученными и «мучающими себя ради Аллаха». Так поступают многие, и это — неумелое использование Божественных даров.

Советую вечером делать акцент на салаты, фрукты и овощи, а ранним утром — на каши, сухофрукты и орехи.

Все ли могут держать пост? Есть ли какие-либо послабления? С какого возраста дети могут приобщаться к посту?

У следующих категорий людей есть послабления в соблюдении поста:

Путники

«[Пост продолжается] считанные дни. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот [пусть] перенесет пост на другие дни. Те же, кто [не] сможет восполнить его в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни][22]>, должны накормить бедняка[23]. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это — наилучшее для вас, если бы вы только знали!» (Св. Коран, 2:184).

Женщины в послеродовой период и во время регул

Женщины в эти периоды не соблюдают пост, в пользу чего имеются прямые аргументы в достоверной Сунне[24]. В последующем остается необходимость восполнить соответствующее количество пропущенных дней один к одному[25].

Беременные и кормящие матери

Касательно освобождения от соблюдения поста беременных и кормящих пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, Господь освободил путника от соблюдения поста и от совершения половины [обязательной] молитвы [то есть четырехракяатные намазы сокращаются до двух]. Беременных же и кормящих Он освободил [только] от соблюдения поста»[26].

Больные физически

«[Пост продолжается] считанные дни. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот [пусть] перенесет пост на другие дни. Те же, кто [не] сможет восполнить его в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни], должны накормить бедняка. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это — наилучшее для вас, если бы вы только знали!» (Св. Коран, 2:184). В данном вопросе все зависит от того, что скажет квалифицированный врач. Личный опыт больного, конечно же, также учитывается и принимается во внимание. Если человеку действительно противопоказано поститься, например по причине большой вероятности ухудшения физического состояния, здоровья, то он не постится. После выздоровления он восполнит пропущенные дни поста один к одному. В случае же когда заболевание стало хроническим и маловероятно, что человек сможет восполнить пропущенный пост, он выплачивает фидью-садаку: за каждый пропущенный день необходимо насытить одного обездоленного так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, сколько уходит в среднем на обед самого человека (а лучше — передать сумму, равную собственным среднесуточным затратам на питание)[27].

Больные психически

Люди, имеющие психические заболевания, полностью освобождены от выполнения религиозной практики. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется, ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия, и умалишенного, пока не вернется к нему здравый рассудок»[28].

Пожилые и немощные

«[Пост продолжается] считанные дни. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот [пусть] перенесет пост на другие дни. Те же, кто [не] сможет восполнить его в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни], должны накормить бедняка. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это — наилучшее для вас, если бы вы только знали!» (Св. Коран, 2:184).

Для этой категории людей пост, если они не в состоянии его соблюдать, заменяется фидьей-садакой.

Дети

Для несовершеннолетних детей (примерно до 12-15 лет) по канонам Ислама пост в месяц Рамадан не обязателен. Совершеннолетие с точки зрения мусульманских канонов определяется началом периода полового созревания. С этого момента человек уже в полной мере отвечает пред Богом за свои слова и поступки, все фиксируется ангелами в его личном деле, и ему держать ответ за это по всей строгости в Судный День.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется, ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия, и умалишенного, пока не вернется к нему здравый рассудок»[29]. Однако если родители считают, что с воспитательной точки зрения приобщение к данной традиции будет полезно, то такое возможно. Ребенок может поститься один день, несколько дней или в некой облегченной форме, то есть по усмотрению родителей.

Как лучше «выходить» из поста, переходя на обычный режим питания?

Главное — не объедаться и не есть много мучного, жирного, сладкого и мясного. Акцент следует делать на фрукты, овощи и рыбу. Переход на обычный режим после завершения поста, как правило, не является чем-то сложным, главное — чтобы человек постарался как можно дольше сохранять восстановившуюся за период поста работу желудочно-кишечного тракта: есть на голодный желудок и не наедаться досыта[30].

Образ жизни и Рамадан

Как меняется в целом образ жизни соблюдающего пост? Становится ли человек более замкнутым, перестает смотреть телевизор или читать газеты, словом, уходит в свой мир? Или же все-таки он не потерян для общества? Может ли он общаться с друзьями, коллегами как обычно — шутить, смеяться?

В пост у человека появляется больше сил и времени, которые лучше тратить на полезные дела и работу, на активизацию собственного интеллектуального развития, например, читая перевод смыслов Священного Корана или современные умные книги. Общение с семьей, коллегами, смех, шутки — все это очень хорошо и никак не возбраняется, это положительные эмоции, которые приумножают наши силы и заряжают энергией. Следует минимизировать негативизм, конфликты, выкачивающие, как пылесос, жизненно важную для человека энергию[31]. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Пост — это защита [от совершения грехов в жизни бренной и огня Ада — в вечной]. Если кто-то из вас постится, то пусть не бранится, не кричит. А если его оскорбят или ударят, скажет: «Воистину, я соблюдаю пост, я соблюдаю пост»[32].

Также нужно учитывать, что утром и днем мозг человека будет активен, а потому в это время суток следует сделать акцент на интеллектуальную работу. Ближе к концу дня количество глюкозы в организме снижается, поэтому нужно перейти к делам, не требующим высокой мозговой активности, например, физическим нагрузкам, дабы активизировать кровообращение, либо заняться тем, что не требует высокой сосредоточенности и внимания.

Замкнутым человек не становится. Скорее, он становится более внимательным к себе и своему внутреннему миру, более рассудительным во взаимоотношениях с другими, более последовательным и менее импульсивным.

Как совмещать работу и пост? C одной стороны, это достаточно большая нагрузка для организма поддерживать привычный ритм жизни, находясь без еды в течение дня, с другой стороны — это общение с коллегами. Стоит ли ожидать в связи с этим от постящегося срывов или агрессии?

Во-первых, агрессия у постящегося сведена к минимуму, как я уже сказал ранее. Во-вторых, совмещать работу с постом не столь трудно. Важно минимизировать негативные эмоции и максимизировать позитивные, уметь направить высвободившуюся энергию на полезные дела (в первой половине дня — на интеллектуальную работу, во второй — на физическую). И самое главное — это психологический настрой. Если человек перед боем, выходя на ринг, думает, что он проиграет, то он будет биться лишь в полсилы и точно проиграет. Уверен, это понятно не только спортсменам, но и любому успешному человеку. Если верующий настраивает себя на малоактивный образ жизни в течение поста, на сон и ничегонеделание, тогда только к этому и будет готов его мозг, его тело.

К сожалению, в реалиях современности большинство людей ленивы, пассивны и пессимистичны как в период поста, так и вне его, малополезны для себя и общества, хотя и обладают по милости Всевышнего огромными кладезями потенциала. На этот счет есть хорошие слова Р. Шармы: «Настал твой последний день, и ты пробудился для осознания, что так и не реализовал свой потенциал в полную силу и даже не приблизился к гениальности, для которой рожден»[33].

И еще два хороших высказывания.

«Позволь себе только поверить, что у тебя ограниченные возможности, и будь уверен, они такими и будут».

«Чаще всего люди теряют свое могущество именно из-за того, что думают, будто его у них нет» (Э. Уокер[34]).

Стоит ли соблюдающему пост менять свой режим работы на период Рамадана, скажем, уйти в отпуск, или жизнь продолжается в привычном ритме?

Однозначно сказать не могу, так как, например, в летний период у многих отпуска и можно совместить. В то же время, оставаясь в привычном рабочем ритме, можно серьезно перевыполнить месячный план, так как нет перерывов на чай, кофе, завтрак, обед, полдник и пустые разговоры. Мой опыт соблюдения поста в Рамадан (с 1987 года) подтверждает, что продуктивность и эффективность в это время резко возрастают. Для этого важны строгие самодисциплина и распорядок дня, а также правильное питание и своевременный сон. И конечно же — цели, «упакованные» в сроки!

Если человек, начав соблюдать пост, понял, что ему это тяжело и физически, и морально, является ли подобное веской причиной остановиться? Может ли мусульманин чем-то заменить пост? Предусмотрены ли какие-либо действия со стороны верующего, которые можно приравнять к соблюдению поста?

Что касается «тяжело морально», то ему просто-напросто нужно заранее прочитать несколько умных книг по позитивной психологии или, например, одну из книг Р. Шармы. А главное — больше двигаться в месяц поста, особенно во второй половине дня. Рекомендую за два часа до разговения получасовую (как минимум) легкую пробежку на свежем воздухе или на тренажере и контрастный душ после. Это поспособствует выработке мозгом гормонов счастья, моральный упадок сил и депрессия отступят.

Что же касается физического недомогания, то истинные ощущения и настоящий ответ человек получит от своего организма лишь на 3–4-й день поста, когда будут исчерпаны возможности адаптироваться, а недомогание станет лишь усиливаться.

Если у человека есть серьезные заболевания, либо это старческая немощность, либо он не в состоянии поститься, тогда он может восполнить пропущенные дни поста в короткие зимние дни или выплатить фидью-садаку, то есть милостыню.

Если человек принимает Ислам во время Рамадана, будет ли это как-то отличаться от того, как если бы он стал мусульманином в другое время?

Отличаться будет. Рамадан — это очень даже подходящее время для преобразований в жизни и духовных ценностях.

Можно ли сказать, что постящийся каким-то образом влияет на свое окружение?

Постящийся (при верном настрое и подходе) определенно становится другим человеком — более воодушевленным, более позитивным и жизнерадостным, более спокойным, проницательным и добрым. Конечно же, такие преобразования отразятся на его окружении — и лишь наилучшим образом.

Пост в месяц Рамадан — это единственный для мусульман пост в году или есть еще и другие посты?

Обязательным является лишь пост в месяц Рамадан. На протяжении года есть также дополнительные посты. Например, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) повелел одному своему сподвижнику Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост каждый месяц[35].

Также однажды посланник Всевышнего сказал Абу Зарру: «Если будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа [по лунному календарю]»[36].

Пророк говорил: «Кто постится три дня в месяц [каждый месяц], то это подобно посту на протяжении века»[37].

Безусловно, во всех этих хадисах имеется в виду дополнительный пост (нафиля), который соблюдается по желанию. Можно поститься в срединные три дня (по лунному календарю) или выборочно в любые три дня. За каждый из них — десятикратное вознаграждение, по милости Всевышнего; этот пост засчитывается как если бы человек постился целый месяц. К месяцу Рамадан, конечно же, эти хадисы отношения не имеют. В Рамадан нужно поститься весь месяц. И пост этот обязателен. Кроме того, в пророческом Наследии есть упоминание о дополнительном посте по понедельникам и четвергам, посте в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа), день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) и т. д.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 566, хадис № 1904.

[2] Обычно месяцы лунного календаря состоят из 29 дней, иногда — 30.

[3] «Он [Господь миров] дал вам все, о чем вы Его просили. Дары (блага), предоставленные вам, бессчетны (если захотите сосчитать их, то сделать этого не сможете) [не хватит сил, и нет таких чисел]! [Однако же, несмотря на все это] человек, воистину, крайне неблагодарен и упорен в грехе [в том числе в грехе безделья, лени и бесцельного, бессмысленного прожигания своей жизни]» (Св. Коран, 14:34); «Если вы [пожелаете] подсчитать блага (дары), что предоставлены вам Аллахом (Богом, Господом), то сделать этого не сможете [всех мирских даров вам просто не охватить, не учесть, не пересчитать, да и не удержать]. Несомненно, Он — Всепрощающ и бесконечно Милостив. [Несмотря на явные грехи и безбожие некоторых из вас, Он дает вам в мирской обители необычайно многое]» (Св. Коран, 16:18).

[4] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 380; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. Ч. 1. С. 207, хадис № 707; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 249.

[5] Употребленное в Священном Коране либо в хадисах словосочетание «раб Божий» не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь такой человек не поклоняется, не преклоняется, не раболепствует перед положением, достатком, страстью и ненасытным хотением, обманывая других и пренебрегая всем святым. Он — раб Божий, а потому постоянен и обязателен, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это — из трепета пред Господом, Чьим покорным рабом он и является.

[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2039, хадис № 6502; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 414–422, хадис № 6502; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 298, хадис № 1/387; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 109, хадис № 1752, «сахих».

[7] Приведу полный текст хадиса: «Есть три категории людей, мольба которых не будет отвергнута Богом: (1) постящийся, когда разговляется, (2) справедливый имам (предстоятель в молитве, духовный наставник; руководитель, государственный муж) и (3) притесненный [незаслуженно обиженный, униженный]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тимизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 296, хадис № 513; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 213, хадис № 3520, «хасан». В другом достоверном хадисе сказано: «Поистине, мольба постящегося [обращенная к Богу] во время разговения, не будет отвергнута». Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ибн Маджа, аль-Хакима и др. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 296, хадис № 512; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 144, хадис № 2385, «сахих». Также имеется хадис о том, что «не отвергаема мольба постящегося на протяжении всего дня поста». Св. х. аль-Барраза. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 296.

[8] Намерение поститься должно быть «задано» до зари (можно проговорить намерение после захода Солнца вечером, накануне дня поста). Богословы трех из четырех мазхабов говорят о том, что намерение поститься надо озвучивать каждый день. И только маликитские ученые допускают возможность того, что намерение поститься можно высказать один раз в начале месяца Рамадан. Напомню, что «озвучивание намерения» первостепенно подразумевает намерение сердца, мысленное намерение. В непосредственном проговаривании каноническая обязанность отсутствует. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 627, 629, 630; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 126. В крайнем случае, например при забывчивости, можно воспользоваться последним, таким же авторитетным мнением.

[9] В Исламе как в Рамадан, так и в любое другое время года, запрещено употребление спиртного, в том числе слабоалкогольных напитков, а также употребление свинины и мяса тех животных, которые не были заколоты с именем Всевышнего.

[10] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 567, хадис № 1904; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 141, хадис № 1904; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 293, хадис № 505.

[11] Интересна параллель, показывающая силу и значимость искреннего, не отягощающего, умиротворяющего соблюдения ритуальной практики женщиной, в том числе и соблюдение ею поста. Да, именно женщиной, с ее отличной от мужской и по особому проявляющейся психологией, с ее особым мироощущением, чувственностью, склонностью к изяществу и следованию моде, проницательностью. У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили: «Кто прекраснее: женщины из мира сего [праведно прожившие жизнь и оказавшиеся милостью Творца в Раю] или райские красавицы (гурии) [которые, по достоверным пророческим описаниям, необычайно прекрасны]?» Пророк ответил: «Женщины из мира сего [когда окажутся в Раю] более прекрасны, чем райские красавицы. [И разница между ними в красоте] подобна разнице между внешней стороной [например, одежды] и внутренней [когда все вывернуто наизнанку, видна подкладка, швы — такое не наденешь на себя]» — «Почему так? [Быть может, к примеру, они не были красивы в мирской обители?]» — уточнили у него. «[Они будут неописуемо прекрасны] за их молитвы, за их пост и поклонение Богу», — пояснил он. Хадис от Умм Салямы; св. х. ат-Тирмизи. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 116; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 362.

[12] Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа; а также от Абу Умамы; св. х. Ахмада, аль-Байхакы и ат-Табарани. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 180, хадис № 1643, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 141, хадис № 2351, «хасан».

[13] Что касается так называемого предопределения, о котором у многих как мусульман, так и немусульман больше искаженное, нежели верное представление, то настоятельно советую прочитать статью «Кадар — предопределение?» на сайте umma.ru.

[14] Именно так комментировали этот аят многие ученые-богословы, первым среди которых был известный толкователь Священного Корана, сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 229, 230; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 2. С. 129; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 160.

[15] «… Из среднего [обычного достатка], чем вы кормите вашу семью» (см.: Св. Коран, 5:89).

[16] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 93, 100; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1367, хадис № 1965; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1622, 1623.

[17] Подробнее см. на umma.ru либо в моей книге «Мусульманское право 1–2». Минимальный денежный эквивалент данной милостыни на 2011 год определен Духовным управлением мусульман Европейской части России в размере 100, 200 или 300 рублей с каждого члена семьи, в зависимости от уровня достатка.

[18] В этом серьезно могут помочь проповеди и ваазы (наставления) за 2010 и 2011 годы, имеющиеся на сайте umma.ru, например.

[19] Смысл в том, что в соответствии с Сунной человек во время, например, вечернего разговения первым делом пьет воду и может съесть несколько фиников. Затем совершает вечернюю молитву-намаз и уже после ест. Первое питье воды после дня поста промывает желудочно-кишечный тракт. Кстати, очень полезно пить натощак теплую воду с разбавленным в ней медом. В хадисе рекомендуется пищу (потребляемую после совершения вечерней молитвы) особо не разбавлять водою. Одновременное обильное питье и потребление еды ведет к затруднению пищеварения (снижается концентрация желудочного сока), несварению, порой к изжоге. В период поста это влечет за собой неудобства, связанные с тем, что вечерняя еда не успевает перевариться, и человек после этого либо не ест ранним утром, так как не испытывает голода, либо ест, но получается «еда на еду», что в еще большей степени затрудняет процесс переваривания пищи и не приносит ожидаемой пользы.

[20] Хадис от Анаса; св. х. аль-Барраза. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 206, хадис № 3429, «хасан».

[21] «Считается, что 7 фиников, употребляемых каждый день утром, достаточно для обеспечения суточной потребности человека в магнии, меди, сере, половины потребности в железе, четверти потребности в кальции. Некоторые диетологи утверждают, что один финик и стакан молока могут обеспечить минимально необходимую потребность человека в питательных веществах. Но при этом важно помнить, что употребление большого количества фиников приводит к головным болям. По своим питательным, диетическим и лечебным свойствам финики приравниваются к злакам. Они полезны взрослым, детям, беременным. …Свежие финики хорошо сохраняются в холодильнике. Финиковый сахар гораздо полезнее для организма, чем тростниковый или свекольный. Если положить сушеные финики на время в горячее молоко, их вкус улучшается, а с начинкой из масла, орехов, миндаля или густого крема повышается содержание белков, необходимых человеческому организму. В финиках содержится большое количество углеводов (44–88%), причем данные углеводы содержат в среднем 29 г натурального сахара (фруктозы, глюкозы, цукрозы, которые служат быстрым источником энергии для нашего организма); жиры (0,2–0,5%); 15 солей и минералов (медь, железо, магний, цинк, марганец, калий, фосфор, натрий, алюминий, кадмий, кобальт, сера, бор и др.), количество минералов в сушеных финиках варьируется от 0,1 до 91% в зависимости от вида минералов; масло (0,2–0,5%); 23 вида различных аминокислот, которые отсутствуют в таких фруктах как яблоки, апельсины, бананы; витамины А, А1, С, В1, В6, ниацин, рибофлавин, а также пантотеновая кислота, которые способствуют усвояемости углеводов, регулируют уровень глюкозы в крови и содержание жирных кислот; пектин (0,5–3,9%); пищевые волокна (6,4–11,5%), которые снижают риск некоторых раковых заболеваний. В финиках содержится и фтор, который защищает наши зубы от кариеса, селен — элемент, который снижает риск раковых заболеваний, укрепляет нашу иммунную систему и снижает риск сердечных заболеваний. Финики очень полезны для пищеварения, они производят очищающее воздействие на пищеварительную систему. Но при этом финики не содержат холестерина. Начинайте свой день с 7 фиников и будьте полны жизненных сил, энергии и здоровья». См.: Фомина И. «Хлеб пустыни» на вашем столе (интернет-источник).

[22] Именно так комментировали этот аят многие ученые-богословы, первым среди которых был известный толкователь Священного Корана, сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 229, 230; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 2. С. 129; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 160.

[23] «… Из среднего [обычного достатка], чем вы кормите вашу семью» (см.: Св. Коран, 5:89).

[24] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 115, хадис № 304; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 253, хадис № 2318, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1722.

[25] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1718, 1722.

[26] См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 252, хадис № 2315, «хасан»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. C. 1377, хадис № 19256 (19047), «хасан сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 199; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1701.

[27] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

[28] Хадис от ‘Али и ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С 481, хадис № 4403, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 250, хадис № 1423, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадисы № 4462 и 4463, оба «сахих».

[29] Хадис от ‘Али и ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С 481, хадис № 4403, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 250, хадис № 1423, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадисы № 4462 и 4463, оба «сахих».

[30] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, — это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если этого слишком мало, тогда треть [желудка] — для пищи, треть — для питья и треть — для дыхания». Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1220, хадис № 17318 (17186); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочивания свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 17, с. 88, 89, хадис № 81, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 682, хадис № 2385, «хасан сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 16.

[31] Советую прочитать книгу Д. Лоэра и Т. Шварца «Жизнь на полной мощности. Управление энергией».

[32] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 564, хадис № 1894; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 444, хадисы № 160–(1151) и 163– (1151).

[33] Шарма Р. Лидер, у которого не было титулов. Современная притча об истинном успехе. М.: София. 2010. С. 52.

[34] Афроамериканская писательница.

[35]См., например: аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 99, хадис № 760.

[36]См., например: аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 761, «хасан».

[37]См., например: аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 762, «хасан сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1