Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Из чего рождается ответственность

Многие из нас эту непростую тему — о том,»кто такой Бог, хороший он или плохой, где он живет; куда я попаду, когда умру», — пытаются вообще из разговором с ребенком исключить или, по крайней мере, не стремятся поощрять его интерес к ней, надеясь, что с возрастом он сам во всем разберется. Чего лишатся наши дети, если их родители обходят молчанием вопросы Бога и религии?

Один из основных социальных постулатов Ислама: каждый из вас является управляющим (попечителем) и ему держать ответ пред Богом за свое управление (за подопечных). Если не напоминать взрослеющему ребенку, что каждый в этом мире несет ответственность перед семьей, окружающими людьми, обществом и, наконец, перед Богом, то он может отложить кажущееся порой тяготящим чувство ответственности в дальний угол. Возможно, со временем оно все же проявится, но не окажется ли это слишком запоздалым?!

Итак, во-первых, дети могут встать на путь нежелания взрослеть и брать на себя ответственность. А вследствие этого лишатся возможности более серьезно и с перспективой на будущее анализировать события.

Во-вторых, им трудно будет сформулировать собственные цели и задачи. Будут просто существовать, проводить жизненное время, идя на поводу устоявшихся стереотипов своего окружения (детсад, школа, институт) и находясь под влиянием массмедиа.

Хотя грань между хорошим и плохим порой очень сложно определить — жизнь не делится на черное и белое, в ней есть и полутона — религия вырисовывает определенную границу: что есть благо, а что есть скверное, что добро, а что зло. Ислам призывает человека жить, двигаться, активно действовать в рамках той шкалы ценностей, что понятна всем людям, с учетом реалий времени и обстоятельств, в которых находится конкретный человек. Индивидуум в Исламе ответственен за то, что в его руках, за свой личностный вклад.

К чему стремится верующий? Реализовать по мере своих сил все предоставленные Богом жизненные возможности и быть готовым ответить за совершенное. В Коране сказано:

«В тот День появятся люди [их воскресят, и будут они] рассеянные (разобщенные) [их распределят по разным группам], дабы показали им их дела [мирские]. И кто совершил [хоть] на вес пылинки (атома) добра (блага) [хотя бы чуть-чуть], непременно увидит это. А кто совершил [хоть] на вес пылинки (атома) зла [хотя бы немножко, чуточку] обязательно увидит это [то есть ничто не останется незамеченным, не затеряется из личного дела кого-либо из людей или джиннов]» (Св. Коран, 99:6–8).

Подводя итог, можно сказать, что взрослеющий ребенок, в общении с которым старшие обходили тему Бога и религии молчанием, лишится возможности заблаговременно заметить всю красоту жизни, ощутить ее серьезность (особенно с 12–15-летнего возраста) и суметь найти себя в бурном и никого не ожидающем потоке жизни.

Не важно, кто мы — атеисты, агностики[1], мусульмане, православные, иудеи или буддисты — детей обязательно следует знакомить с религиозным наследием, ведь оно относится к базовым знаниям, накопленным человечеством за всю его многовековую историю. Однако необходимость освоить общие для всех людей «культурные коды» не единственное основание для того, чтобы познакомить ребенка с религиозным видением мира и поведать ему о Боге. Как бы вы сформулировали другие, более важные основания?

Вера дает возможность открыть в себе порой другого человека: (1) с иным, более легким и возвышенным состоянием души и (2) мудрым отношением к происходящему, причем не на словах, а на деле, что в повседневных житейских обстоятельствах не просто привить не только ребенку, но и воспитать в самом себе. Многие приобретают эту способность лишь к глубокой старости.

К примеру, культурные коды исламской морали: верующий при любых обстоятельствах считает свое положение наилучшим, как бы тяжело ему ни было, он благодарит Господа; верующий — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя и ни за свое имущество[2].

Одна из причин, не дающих родителям говорить с детьми о Боге откровенно — это нежелание навязывать им свои убеждения или сомнения. Что бы вы сказали таким родителям?

Причина не в этом. Если подобное и встречается, то из-за отсутствия четко сформулированных убеждений у самих родителей.

Что сказать? Религия относится к тем немногим областям человеческой жизни, общность взглядов и мнений в которой помогает восстановить отношения даже в самые критические моменты их разрушения. Ведь доверительные  взаимоотношения между родителями и детьми — это очень важно в жизни.

Как говорят, мы учим тому, чему должны научиться сами. Дети очень проницательны и чувствуют сомнения, недостаточную осведомленность взрослых в тех или иных вопросах. Любознательные же родители постараются вместе с детьми развеять имеющиеся сомнения, обосновать логически свою точку зрения и тем самым обретут еще более теплые и нежные отношения со своими чадами, увидят их полные благодарности глаза.

Как бы ни были крепки устои наших семей, не следует забывать, что мы живем в мультиконфессиональном мире, а это значит, что за пределами дома наших детей ожидает встреча с людьми иных религиозных взглядов. Пожалуйста, скажите нашим читателям несколько слов о том, что такое веротерпимость и как мы должны претворять ее в жизнь наших детей.

В Коране сказано:

«И если бы не защита Аллаха (Бога, Господа) одних людей другими [если бы не то равновесие, которое периодически устанавливается Творцом на этой Земле для мирного сосуществования людей и возможности дипломатического урегулирования разгорающихся конфликтов], то были бы разрушены и снесены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминается имя Аллаха [имя Единого для всех и Единственного Бога]» (см. Св. Коран, 22:40).

Бог для всех один, просто люди различных континентов и разного цвета кожи называют Его разными именами. Суть не в имени, а в том, что Он для всех Един. Нет ничего выше, безграничнее, бесконечнее, невообразимее Его.

Вера в Бога дает ребенку столь необходимую ему уверенность в том, что его любят, поддерживают и в нужный момент протянут «руку» помощи, лишь прояви он терпение и старание. Через пророка Мухаммада переданы нам слова Господа, их смысл таков: «Любимейшим из всего, что бы ни делал раб[3] Мой [продолжает Творец] в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что вменил Я ему в обязанность [уважение к родителям[4], почтительное отношение к жене (мужу) и должное воспитание детей; самодисциплина в благом и праведном[5]; строгое выполнение (в меру сил и возможностей)[6] взятых на себя обязательств пред Богом или людьми[7], честность и т. д.]. И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, совершая дополнительное, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, которым он будет слышать; его зрением, которым он будет видеть; его руками, которыми он будет работать, и его ногами, которыми он будет идти. [Человек проникнется душевным спокойствием, уверенностью в себе, будет полон надежд, жизненной энергии, рационального расчета и реальных каждодневных дел. Ему будет легко слышать, видеть, чувствовать главное и сосредотачиваться на нем, не отвлекаясь на второстепенное.]

И если он попросит Меня о чем-нибудь, Я [продолжает Господь миров] обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне с просьбой о защите, Я непременно помогу ему. И ничто из совершаемого Мною не заставляет колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти [ведь он еще столько всего желает успеть]. Ибо Я не хочу причинять ему боль»[8].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Агностицизм — идеалистическое философское течение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей.

[2] Высказывания пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

[3] Употребленное в Священном Коране либо в хадисах словосочетание «раб Божий» не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь такой человек не поклоняется, не преклоняется, не раболепствует перед положением, достатком, страстью и ненасытным хотением, обманывая других и пренебрегая всем святым. Он — раб Божий, а потому постоянен и обязателен, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это — из трепета пред Господом, Чьим покорным рабом он и является.

[4] «Господь повелел, чтобы вы никому не поклонялись, кроме Него, и были добры к родителям [относились к ним лишь хорошо и по-доброму]. Если один из них или оба [родителя] достигнут преклонных лет, не смей говорить им [даже] «тьфу!» [проявляя эмоции, выказывая недовольство], не повышай на них голоса [не кричи, о сын или дочь своих родителей], а обратись к ним с добрым словом [будь щедр с ними на доброе слово, вежлив]. Склони перед ними обоими крыло смирения из доброты [сумей остудить свой пыл и прояви милосердие], [а молясь за них] молви: «Господи, окажи им милость так же, как они [оказывали мне] воспитывая меня, когда я был маленьким [одаривали вниманием, заботились, лишая и ущемляя себя]» (Св. Коран, 17:23, 24).

[5] Например: «Те же, кто уверовал [в Бога, согласился со всеми постулатами веры] и совершал благие поступки, они — обитатели Рая, они пребудут там вечно» (Св. Коран, 2:82).

[6] «На душу [человека] Мы [говорит Господь миров] не возлагаем то, что выше (больше) ее возможностей. [Запас прочности человека может быть огромным, но вы, люди, разумно оценивайте свои силы, не взваливайте на себя нереальное и непомерное, а взявшись за что-то, полагайтесь в результативности на Бога и постарайтесь себя не подвести, оставаясь постоянными, в том числе и в вопросах религиозной практики]» (см. Св. Коран, 23:62).

[7] «О верующие, будьте обязательны в выполнении договорных отношений [исполняйте обеты, обязательства, установленные между вами и Всевышним, а также между вами и другими людьми]» (см. Св. Коран, 5:1); «Будьте обязательны в договоренностях. Воистину, за обещания (взятые на себя обязательства) вам отвечать [пред Богом в Судный День]» (см. Св. Коран, 17:34).

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2039, хадис № 6502; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 414–422, хадис № 6502; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 298, хадис № 1/387; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 109, хадис № 1752, «сахих».

Вера

Дети

Воспитание

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Кто лучший?

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о благих делах и цитирует хадис об этом. Слушать и скачать можно в статье

    30.03.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Радость

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о посте и цитирует хадис-кудси на эту тему. Слушать и скачать можно в статье

    30.03.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Боль и терпение

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 3:186 и говорит о набожности. Слушать и скачать можно в статье

    30.03.25

Аят дня

Хадис дня

59:18

О верующие! Бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [будьте набожны и праведны пред Богом, стойки перед грехами и проступками]. И пусть же душа [каждого из вас] посмотрит, что приготовила на завтра [как мирское завтра, так и на Судный День, определяющий вечную перспективу]! Будьте же набожны! Воистину, Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о том, чт

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинары Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Кто лучший?

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о благих делах и цитирует хадис об этом. Слушать и скачать можно в статье

    30.03.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Радость

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о посте и цитирует хадис-кудси на эту тему. Слушать и скачать можно в статье

    30.03.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Боль и терпение

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 3:186 и говорит о набожности. Слушать и скачать можно в статье

    30.03.25

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic