Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

К чему он призывал людей? (Сира 41)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Мухаммад ﷺ начал доносить людям учение об Исламе и призывать следовать религии Аллаха. Суры Корана, ниспосланные в Мекке, объясняли вероубеждение и вмененные в обязанность действия, которые Аллах завещал Пророку и велел всем Своим творениям выполнять их.

Первое из них — это вера в единство Создателя. Человек не является рабом какого-либо творения на земле или небесах. Все, что на небесах и на земле, покорно Аллаху и склоняется перед Его величием, чувствует свою мизерность в пространстве, подчиняется Его воле. Нет перед ним сотоварищей, заступников и посредников. Каждый человек обязан поспешить к своему Господу, не возводя на уровень с Ним иные творения, сколь бы ни были они великими или ничтожными.

Обязанность каждого человека — отвергать того, кто воздвиг себя или кого воздвигли другие как средство приближения к Богу. Человек должен их низвергнуть на то место, которое им отведено, будь это люди, камни или что-то иное. Все взаимоотношения индивидуумов и обществ должны строиться на осознании Единственности и Могущественности Аллаха.

Результатом этого убеждения является понимание того, что камни, которым поклонялись арабы, были ценны лишь потому, что они камни, с помощью которых строятся дома либо выстилаются дороги. Представление о положении людей, которые были обожествлены в других религиях, было исправлено, люди узнали, что они лишь рабы Того, Кто их сотворил и наделил уделом. Они занимают первостепенное положение перед Ним покорностью либо отдаляются своим ослушанием. У них нет никакого влияния в сотворении или наделении уделом.

Второе — вечная жизнь. Есть День, в его приходе нет ни малейшего сомнения, когда люди встретят своего Господа и Он подвергнет их отчету за их первую жизнь:

«И кто совершил [хоть] на вес пылинки (атома) добра (блага) [хотя бы чуть-чуть], непременно увидит это. А кто совершил [хоть] на вес пылинки (атома) зла [хотя бы немножко, чуточку] обязательно увидит это [то есть ничто не останется незамеченным, не затеряется из личного дела кого-либо из людей или джиннов]» (Св. Коран, 99:7, 8).

Их ждет либо блаженство, в котором обретут умиротворение и спокойствие лучшие, либо геенна, в которой обретут печальное воздаяние худшие.

Взгляд на вечную жизнь через дела человека является одной из основ правильного образа жизни с точки зрения Ислама. Подобно тому, как пассажир поезда уверен, что он выйдет на следующей остановке, так и мусульманин знает, что дни прекратятся и он вернется к Создателю. Там он подвергнется спросу за свою жизнь и соберет плоды того, что посеял и сделал своими руками.

Третье — работа над собой путем соблюдения определенных форм поклонения, которые установил Аллах. А также отрешения от пагубных дел, которые могут принести печальный исход:

«Скажи [о Мухаммад]: «Придите [послушайте и сравните с тем, что вы, безосновательно предполагая или придумывая, делаете для себя запретным], я расскажу о том, что [на самом деле] запретил вам Господь». Не приписывайте Ему сотоварища (не возносите что-либо на Его Божественный уровень) [ведь Творец всего и вся Один, Он — трансцендентен]. Относитесь к родителям своим лишь благородно и уважительно. Не убивайте своих детей, боясь бедности (нищеты)! Мы накормим и вас, и их. Не приближайтесь к различным непристойным поступкам и формам разврата, как явным из них, так и завуалированным (скрытым). И не убивайте душу, которая свята пред Аллахом (пред Богом), кроме как имея на то право. Все это завещает вам Он [Господь миров], возможно, вы уразумеете. [Будьте же благоразумны в своих делах и поступках, не переступайте границ запретного! И не придумывайте себе разные запреты, которые не имеют пред Богом какого-либо смысла].

И не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как с тем, что наилучшее [опекун не имеет права тратить из имущества сироты, кроме как в его благо и при крайней необходимости], пока не достигнет он совершеннолетия [когда он уже сможет благоразумно пользоваться своей долей наследства и она будет передана ему при свидетелях].

Будьте по справедливости точны при взвешивании [при ведении торговых операций; не обвешивайте]. Мы [говорит Господь миров] не возлагаем на душу того, что выше ее возможностей [за случайные ошибки и ничтожные погрешности человек не понесет ответа, как и за то, что оказалось выше его сил и возможностей].

Говоря, будьте справедливы, даже если это касается ваших родственников [не лгите]. Будьте обязательны в своих обещаниях пред Аллахом (Богом, Господом) [не пренебрегайте взятыми на себя обязательствами пред Богом и людьми]. Завещает Он [Господь миров] вам это, возможно, вы призадумаетесь (припомните все это в нужный момент; извлечете из этого соответствующую пользу).

И воистину, это — мой путь, являющийся прямым, следуйте же ему. Не следуйте путями, которые удаляют вас от стези Господа [удаляют вас от веры]. Завещает Он [Господь миров] вам это, возможно, вы будете богобоязненны [оживете душою, прозреете и начнете отличать добро от зла, стремясь делать первое и не искать оправданий последнему]» (Св. Коран, 6:151–153).

Аксам ибн Сайфи[1] сказал: «Поистине, то, с чем пришел Мухаммад, не будь даже это религией, было бы благим для нрава людей».

Четвертое — сохранение строения мусульманской уммы с точки зрения того, что она является взаимосвязанной и единой, основанной на братстве и взаимопомощи. Это требует оказания помощи притесненному, умения дать лишенному, поддержки слабого. В суре «аль-Муддассир», в которой Посланнику ﷺ впервые было велено увещевать, также сказано:

«Всякая душа является заложницей того [плохого], что совершено ею. Кроме тех, кто окажется справа [кроме верующих, окруженных Божественной милостью в День Суда, прощенных Им]. [Они пребудут] в садах [Рая], спрашивая друг у друга [о разном, в том числе] о грешниках (преступниках) [за свое безбожие либо грехи и преступления оказавшихся в Аду]. [В итоге, обращаясь к ним, обитателям Ада, спросят:] Что привело вас в Сакар (в Ад)?! Те ответят: «Мы не были в числе молящихся [не молились при жизни Господу миров, не прислушались к наставлениям Божьего посланника своего исторического периода]. [Также] мы не кормили нищих [ни словом, ни делом не помогали тем, кто оказался в крайне затруднительной или тупиковой ситуации]. [Также] мы много пустословили (болтали ни о чем) с теми, кто пустословил [много говорил о никчемном, бесполезном, вредном, греховном, стараясь «логически» оправдывать свое невежество и заблуждения]. [Также] мы не верили в наступление Судного Дня. [К сожалению, так и не поверили, оставаясь носителями упомянутых характеристик] до того момента, пока не наступила смерть». Заступничество заступающихся [ходатайствующих пред Богом, даже если у них таковые объявятся] им [абсолютно] не поможет» (Св. Коран, 74:38–48).

Абу Бакр, видя притесняемого мусульманина, прилагал все усилия и тратил свое имущество на пути его освобождения и помощи. Это и есть обязанность индивидуума касательно общности.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Аксам ибн Сайфи — проповедник, известный своим красноречием. Аксаму ибн Сайфи приписывают сочинение многих афоризмов и пословиц. Умер в 9 г. по хиджре (631 г. по григор.).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1