Пророк Мухаммад сказал: «Господь [не ограниченный ни местом, ни временем] ближе всего к человеку [Своим могуществом, добротой, щедростью и остальными бесконечными Божественными качествами] в конце ночи[1]. И если ты сможешь быть из числа тех, кто упоминает Аллаха (Бога, Господа) в этот час [в этот временной период], то будь [им]»[2].
Бывают в жизни тяжелые моменты или даже периоды, когда человек теряет привычное для него душевное равновесие, прцивычные для него моральные опоры и может начать «падать в свободном полете». Здесь крайне важно быстро опомниться и обратиться всей сутью и душевным настроем к всемогуществу Творца. Он, Господь миров, все может, а не мы. От нас – внимательный анализ причин и дисциплинированные действия на протяжении шести месяцев, чтобы понять и на самом деле измениться, измениться в корне. Ведь мы сами притянули эти моменты и периоды, а потому, изменив суть, получим нужный результат[3].
Иметь молитвенное состояние в душе, в уме всегда и везде можно и нужно, полезно. Проси — и получишь. И кстати, когда выпадает возможность, лучше включать это «вещание» в душе и в уме в особых местах[4], в особые периоды[5] и в особых состояниях[6].
Как воспользоваться концом ночи
Приведенный хадис говорит нам об особой благостности конца ночи перед началом рассвета. Встать с постели, не включая света и никому не мешая. Сесть на пол в удобном для вас уголке и раскрыть всю свою боль Аллаху (Богу): высказать все, выговориться и даже поплакать. А далее помолиться о чем-то конкретном, прося (1) помочь и (2) наставить, (3) показать, что делать. После лечь спать и, встав ранним утром, начать действовать в каждом дне: хотя бы по несколько часов в день в заданном направлении и ритме с уверенностью в Божьей милости.
Во время обращения к Аллаху (к Богу) можно направить свой лик в сторону киблы[7]. Можно начать с известных молитвенных формул, которые близки вам[8]. Можно выбрать несколько имен Всевышнего и многократно проговаривать их в начале для настроя на молитвенную волну. Можно изначально совершить малое омовение (вуду’). А также в качестве вступления перед тем, как настроиться на волну, вылить всю боль и попросить о помощи, можно совершить два ракяата дополнительной молитвы, например, Тахаджуд.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Ночь завершается с появлением зари, с началом утренней молитвы Фаджр.
[2] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 562, № 3579, «сахих».
[3] «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не изменит положения людей, пока они не изменят самих себя» (см. Св. Коран, 13:11).
[4] Молитвенный коврик, храм, примечательные исторические места; Медина или Мекка в Саудовской Аравии.
[5] Например, упомянутая в хадисе последняя часть ночи.
[6] В день соблюдения поста или в периоды интервального голодания.
[7] Направление во время совершения молитвы-намаза.