Мне интересна позиция течения (называется таблиг) в отношении внешнего вида мусульманина. Неужели косматая борода, которая не постригается, коротковатые штаны, широкое одеяние и прочее для мужчин действительно сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Ведь если это так, то к этому должны стремиться все мусульмане. Но почему тогда почти все известные религиозные деятели выглядят иначе?
Внешний вид представителей этого течения, включая одежду, является пакистанским стилем. Мусульманские каноны (Коран и Сунна) не ограничивают верующего в выборе стиля[1] (если, конечно, он не оголяет то, что должно быть прикрыто[2]).
Главным является:
- как носится одежда: скромно или кичливо;
- покрывает ли она то, что должно быть прикрыто перед другими;
- на что она приобретена (заработана ли честным трудом).Упомянутое вами религиозное течение делает акцент на элементах внешнего вида и на том, что человек должен периодически «выходить в путь» обычно на четыре месяца. Они, конечно же, имеют полное право именно так трактовать и применять отдельные положения Сунны, но насаждать это, возводить в ранг обязательного или выставлять как единственно верный путь к Богу — недопустимо.
В то же время, добавлю и напомню каждому из нас, что выискивать чужие ошибки, недостатки (есть ли они на самом деле или только нам кажутся) и раздражаться ими — безнравственно с точки зрения исламской этики[3], потому (1) нужно и полезно быть всесторонне просвещенным, но (2) каждый вправе выбрать свой путь трактовки отдельных положений Священного Писания и Сунны заключительного Божьего посланника, если это не ущемляет права других, не причиняет им боли и страданий.И только Всевышнему ведомо все (вал-лаху а‘лям).
С течением времени могут ли быть внесены в религию какие-либо изменения, новшества в плане одежды, внешнего вида, этикета и т. п.?
Могут быть внесены любые изменения (причем в самых разных сферах жизнедеятельности верующего), о границах которых вы можете прочитать в материале «Все нововведения — это дорога в Ад?» данной книги.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Подробнее об этом см., например: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008. С. 350, 361, 362.
[2] У женщин, согласно Священному Корану и Сунне, одежда должна прикрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. У мужчин, как минимум, — от пупка до колен включительно.
[3] «Верующие, сторонитесь подозрений (негативных размышлений) [не думайте плохо о хорошем]. Воистину, некоторые [ваши] размышления [когда вы думаете о других плохо, не имея на то явных доказательств, подозревая, додумывая] греховны! Не шпионьте [не выслеживайте, не выискивайте недостатки других, не ищите того, что люди стараются скрыть]. Не злословьте в адрес друг друга [не говорите о другом человеке в его отсутствие то, что не понравилось бы ему, будь он рядом]. Желал ли бы кто-нибудь из вас поедать мясо мертвого брата своего [куски мяса от тела другого мертвого человека]?! Вам ведь противно это?! [Столь же противным должно быть и злословие в адрес другого!] Бойтесь Аллаха (побойтесь Бога)! Воистину, Он Всепрощающ и Милостив» (Св. Коран, 49:12).