Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто поклялся что-то сделать, но потом увидел нечто лучшее, то пусть сделает то, что лучше, и искупит нарушенную клятву»[1].
Если вы серьезно поклялись Богом что-то сделать или чего-то не делать, а затем нарушили клятву, то вам необходимо искупить это одним из следующих действий:— или «накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью»;— или «одеть десятерых нищих». Если же вы не в состоянии этого сделать, тогда — «трехдневный пост» (см. Св. Коран, 5:89)[2].
Какой бы правильной или неправильной клятва ни была, нарушение ее требует искупления[3].
Некоторые пояснения по аяту 89 пятой суры Корана:
(1) «Кто не найдет [возможности выполнить одну из трех упомянутых форм искупления]». Если у человека имеются средства на суточное его и семьи проживание и помимо этого остается то, чем можно накормить десятерых нищих, то он не прибегает к искуплению постом, а должен именно накормить десятерых бедных.2
(2) «Из среднего, чем вы кормите семью» — суть в том, чтобы нарушивший клятву накормил тем, что обычно его семья употребляет в пищу ежедневно. По этому поводу оговаривались различного рода тонкости. Некоторые ученые говорили только об обеде, другие — об обеде и ужине. Нередко спрашивают: «Можно ли дать деньгами?» Большинство ученых утверждало, что нельзя, ссылаясь на текст аята, где сказано «накормить». Другая группа ученых, в том числе и богословы-ханафиты, говорили о том, что можно это перевести в деньги, а нищий уже купит те продукты, которые сам пожелает. Оба мнения достаточно аргументированы и соответствуют смыслу аята.
(3) «Накормить десятерых нищих». Богословы-шафииты считают, что должно быть именно десять человек. Другие ученые, в том числе и богословы-ханафиты, говорили о допустимости кормить одного нищего на протяжении десяти дней, так как результат тот же самый. Некоторые ученые делали акцент на том, что если есть десять бедных, тогда надо накормить именно десятерых, а если только один, то — одного десять раз. В общем-то, поступайте по обстоятельствам. Но замечу, что ученые солидарны в недопустимости единовременного кормления одного нищего за десятерых. Допускается только — накормить один раз десятерых или одного в течение десяти дней.
Если нарушивший клятву не имеет материальных возможностей, чтобы накормить или одеть неимущих, тогда он постится три дня.
Нужно поститься три дня подряд или не обязательно?
По данному вопросу два мнения:
1. Необходимо поститься три дня подряд, один за другим. Если один из трех будет нарушен, то придется начать заново. Так считают ученые ханафитского и ханбалитского мазхабов.
2. Не обязательно, а лишь желательно. Так говорят богословы шафиитского и маликитского мазхабов[4].
Поклялся, но с оговоркой «если будет на то воля Божья»
Абу Хурайра передал историю, рассказанную пророком Мухаммадом: «Божий пророк Сулейман (Соломон) имел 60 жен[5]. Сказал он [однажды]: «[Клянусь Богом!] Я непременно обойду всех их за ночь, и каждая из них обязательно забеременеет и родит всадника (героя) [мальчика], который будет воевать [вместе со мною] на Божьем пути [то есть в последующем станет одним из воинов моего войска; будет усерден в благом]!» [За ночь] он обошел их всех. Но никакая из них [не забеременела и] не родила, кроме одной. Однако же она родила лишь полребенка». Пророк Мухаммад добавил: «Скажи Сулейман (Соломон) «если пожелает того Аллах (Бог, Господь)», то они все забеременели бы и родили ему всадников (героев), сражающихся на Божьем пути»[6].
При подробном языковом разборе ученые обращают внимание на то, что здесь именно клятвенное заявление пророка Сулеймана (Соломона). Это же подтверждается и глаголом, который использован в другом достоверном риваяте (варианте хадиса): «Пророк Мухаммад добавил: «Скажи Сулейман (Соломон) «ин ша’алла» (если будет на то желание Аллаха; если будет на то воля Божья), то клятва не была бы нарушена (лям яхнес), и это помогло бы ему реализовать желаемое»[7]. Относительно последнего ученые оговаривались: «Слова пророка Мухаммада о пророке Сулеймане («то они все забеременели бы и родили ему всадников, сражающихся на Божьем пути») – это частица Божьего Откровения, информация от Бога. Что же касается всех остальных случаев, то оговорка о Божьей воле («ин ша’алла») помогает в реализации желаемого, но не гарантирует этого»[8].
На основе упомянутого хадиса мусульманские ученые также сказали о том, что если клятва сопровождается словами «ин ша’алла» (если будет на то желание Аллаха; если будет на то воля Божья), тогда в случае невыполнения ее нет канонической необходимости в искуплении ее (кяффара)[9]. К тому же есть достоверный хадис, в котором прямым текстом говорится об этом: «У того, кто поклянется и добавит «ин ша’алла» (если будет на то желание Аллаха; если будет на то воля Божья), не будет нарушения клятвы [то есть ему не нужно искупать (кяффара) ее при невыполнении]»[10].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, Ахмада, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 679, хадис № 17–(1651); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 268, хадис № 1529, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 524, хадис № 8641, «сахих».
[2] «Аллах (Бог, Господь) не спросит с вас за пустословные клятвы [те, которые произносятся без осознания], однако спросит с вас за серьезные клятвы [которые вы принесли с соответствующим намерением в сердце]. Искуплением за нарушение подобной [серьезной] клятвы является кормление десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью, или одежда для них [то есть покупка одежды для десятерых], или освобождение раба [что для сегодняшнего дня неактуально и, даст Бог, никогда больше таковым не станет]. Кто не найдет [возможности выполнить одну из трех упомянутых форм искупления, тому следует] три дня поститься. Это — искупление ваших нарушенных клятв, если вы [серьезно] поклялись [Аллахом]. Будьте обязательны в [выполнении] клятв! Подобным образом Аллах (Бог, Господь) разъясняет вам знамения, возможно, вы будете благодарны [будьте же благодарны!]» (Св. Коран, 5:89).
[3] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2574, 2575.
[4] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2574–2586.
[5] Также в других риваятах (вариантах хадиса) упоминается 70 и 90 жен. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1065, хадис № 3424.
Подробно об этом см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 8. С. 569 и 570, пояснение к хадису № 3424.
[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2332, хадис № 7469.
Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 8. С. 566–572, пояснение к хадису № 3424; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 680, хадисы № 22–25–(1654); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11, хадис № 22–(1654) и пояснение к нему.
[7] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 680, хадис № 23–(1654); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 6. Ч. 11, хадис № 23–(1654) и пояснение к нему.
[8] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 8. С. 571.
[9] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 229, 230, пояснение к хадису № 3790.
[10] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 269, хадисы № 1531 и 1532, а также пояснение к ним. Оба «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 8. С. 229, хадис № 3790.